Глава МИД России Сергей Лавров 5 марта отправился в турне по странам Африки, расположенным южнее Сахары. Рост экономических показателей и политическая поддержка Москвы дают все основания говорить о её постепенном возвращении в Африку. Но почти тридцать лет отсутствия дают о себе знать: ЕС, Китай, Индия и США прочно и надолго обосновались в регионе.
Советский след...
В ходе турне с 5 по 9 марта запланировано посещение Анголы, Зимбабве, Мозамбика, Намибии и Эфиопии. Прежде чем говорить о текущей ситуации, стоит вспомнить, что Москву и Африку объединяют исторические связи. Государства Африки, как и страны Ближнего Востока и Латинской Америки, своей независимостью во многом обязаны России. Именно СССР стал инициатором принятия на Генассамблее ООН в 1960 году "Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам". Процесс, запущенный в "Год Африки", когда сразу 17 государств обрели независимость, продлился почти три десятилетия, пока Республика Намибия в качестве последней африканской страны не получила суверенитет. Если говорить о странах Чёрной Африки, то Кремль всемерно поддерживал патриотов Мозамбика и Анголы против португальцев, которые оставили в покое свои колонии в 1975 году.
После провозглашения независимости стран Африки южнее Сахары СССР оказывал им техническую, материальную и финансовую помощь, отправляя туда горняков, врачей, инженеров и других специалистов. Экономическое сотрудничество дополнялось и "мягкой силой". Российский университет дружбы народов (РУДН), названный в честь конголезского антиимпериалиста Патриса Лумумбы, до сих пор является альма-матер, готовящей политическую элиту Африки. Так, выпускниками РУДН стали бывший премьер-министр Чада Аббас Юсуф Салех, министр геологии Анголы и министр образования Руанды. Африканцы вместе с арабами были постоянными клиентами российского ВПК. Достаточно сказать, что на гербе Республики Мозамбик изображён автомат Калашникова.
В Африке всё ещё ждут русских
После распада СССР ситуация значительно изменилась. Ориентированные на социализм страны Африки лишились политической опоры, в качестве которой они рассматривали Москву. Несмотря на это, на "чёрном континенте" всё ещё ожидают русских, полагает востоковед Саид Гафуров:
Страны Чёрной Африки хотят, чтобы Россия вернулась. Там это общая мечта. Когда Советский Союз ушёл из Африки, там сильно нарушился баланс сил. И хотя сейчас туда пришёл Китай, им очень хочется, чтобы была третья сила, кроме стран Евросоюза, США и Китая".
Перспективы возвращения видны из заявлений, сделанных Лавровым накануне поездки. Министр подчеркнул, что в последние годы наметился рост торговли.
Жесточайшая конкуренция со стороны Китая, США, Индии и ЮАР
"Товарооборот со странами Африки южнее Сахары в 2017 году составил $3,6 млрд, в 2016 году — $3,3 млрд, в 2015-м — $2,2 млрд", — отметил Лавров.
Российские компании ведут работы в области геологоразведки, добычи полезных ископаемых, занимаются разработкой нефти и газа, строят АЭС и обслуживают ГЭС в Африке. Хотя акцент российских инвестиций сделан на энергетике, ведётся сотрудничество и в сфере высоких технологий, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. По словам Лаврова, "страны БРИКС — основной инвестор в африканскую экономику".
При этом надо признать, что конкуренция в Чёрной Африке, не говоря уже обо всём континенте, жесточайшая. По статистике World Integrated Trade Solution за 2016 год, крупнейшие импортёры из Субсахарской Африки — это Китай ($9,4 млрд), Индия ($7,1 млрд), США ($7 млрд), ЮАР ($6,6 млрд) и Германия ($6 млрд). Ведущие экспортёры в регион — Китай ($28 млрд), ЮАР ($ 12,2 млрд), Германия ($10,8 млрд), Индия ($9,2 млрд) и США ($9,1 млрд). Импорт или экспорт слабейшей страны этой пятёрки трёхкратно превышает весь торговый оборот России с Тропической Африкой.
Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков напомнил, что накануне визита Лаврова в регионе побывал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, и вскоре приедет госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Признавая жёсткую конкуренцию Запада и Азии, эксперт уверен, что Москва имеет преимущества, позволяющие ей если не быть лидером, то закрепиться и занять свою нишу на африканском континенте:
У России есть свои конкурентные преимущества, которые она, может быть, сегодня использует ещё не в полной мере. Среди них российские технологии, российский опыт приспосабливания этих технологий к специфическим условиям региона. Африканцы заинтересованы в том, что российские технологии и товары — эффективные и сравнительно более дешёвые по сравнению с тем, что могут предложить западные партнёры. Африка серьёзно заинтересована в российском образовании и здравоохранении. Африканские студенты учатся у нас, в том числе в Университете дружбы народов".
Егорченков также указал на активное военно-техническое сотрудничество с целым рядом стран, включая Судан и Уганду, и "новые контракты, которые получают «Росатом» и другие российские компании".
Реформа Совбеза ООН
В политической сфере всё обстоит намного позитивнее, что признал Лавров в интервью панафриканскому журналу Hommes d’Afrique. Москва активно участвует в решении глобальных и региональных проблем, борьбе с терроризмом, урегулировании кризисов, включая Сахаро-Сахельский регион, Африканский Рог и "Великие озёра". Кроме того, МИД России поддерживает реформу Совбеза ООН, одна из основных целей которой — расширение состава СБ, где на постоянной основе не представлена ни одна страна Африки.
Разделяем необходимость справедливой представленности Африки в Совбезе ООН, в том числе и потому, что африканская проблематика составляет большую часть ооновской повестки дня. Готовы содействовать реализации чаяний африканских стран на основе той модели расширения Совета, которая пользовалась бы максимально широкой поддержкой государств-членов ООН", — заявил Лавров.
Состоится ли триумфальное возвращение России в Африку, зависит во многом от экономических возможностей Москвы. Вышеописанная статистика доказывает, что нам ещё далеко до США, Индии, Китая, Германии и ЮАР. Безусловно, Россия много сделала для народов континента и списала почти 20 млрд африканским странам (одной Эфиопии — 5,9 млрд долларов). Почти столько, сколько, по словам Гайдара, не хватило Горбачёву, чтобы спасти Советский Союз от банкротства. Благоприятный имидж у России в Африке инерционно сохраняется. Но на одном авторитете, без конкретной стратегии далеко не уедешь.