Распад Советского Союза в начале девяностых годов привел к образованию пяти новых независимых республик в регионе Центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Таджикистан. После окончания холодной войны, когда появился термин Центральная Азия, эти пять государств стали представлять собой самостоятельный регион. Следует иметь в виду, что в прошлом существовали другие концепции региона. Одна из них, «Большая Центральная Азия», предусматривала расширение границ этого региона.
У мировых держав имеются противоречивые интерпретации концепции Большой Центральной Азии. Например, еще в годы существования Советского Союза Центральная Азия считалась неполной без Афганистана и китайской северо-западной провинции Синьцзян. С другой стороны, крушение советской власти и распад Советского Союза с одной стороны, и рост экономической мощи Китая с другой, позволили Пекину добиться значительного влияния в странах Центральной Азии. В отсутствие великой державы, такой как Советский Союз, Китай стремился заполнить образовавшийся вакуум власти.
Однако, у китайцев было и, разумеется, по-прежнему остается, совершенно иное определение и видение Большой Центральной Азии, по сравнению с советской Россией. С их точки зрения, Большая Центральная Азия, помимо нынешних пяти республик, должна включать также Монголию, Афганистан, Пакистан и Иран.
Соединенные Штаты, в свою очередь, несколько лет назад также представили собственную интерпретацию этого региона, принципиально отличающуюся от китайской и российской, с целью расширить свои интересы в этом стратегически значимом регионе. Американская версия включает, помимо пяти бывших республик Советского Союза, Афганистан, Пакистан и Индию.
Учитывая все вышесказанное, совершенно очевидно, что Россия, Китай и Соединенные Штаты являются главными конкурентами в этом регионе, каждый из которых имеет собственные инструменты и рычаги влияния, а также собственные взгляды на его размеры и границы.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров 17 января прокомментировал намерение Вашингтона провести встречу между госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и министрами иностранных дел пяти среднеазиатских республик бывшего Советского Союза в формате «5+1» в одной из этих стран. Лавров заявил, что намерение Соединенных Штатов установить прочные отношения со странами Центральной Азии не направлено на то, чтобы способствовать их экономическому росту. Скорее можно утверждать, что США преследуют собственные геополитические цели и реализуют проект Большой Центральной Азии. Но что скрывается за американским планом Большой Центральной Азии, и какие угрозы могут возникнуть в связи с этим для России?
Если взглянуть на документы, а особенно на реальное поведение США в разных частях мира, легко увидеть, что Вашингтон считает Москву и Пекин ключевыми источниками угрозы американскому глобальному превосходству. Это ощущение лежит в основе стремления американской правящей верхушки ограничить влияние Китая и России их географическими границами, предприняв соответствующие политические меры. «Большая Центральная Азия» как геополитический проект имеет целью сдерживание, с одной стороны, возрождения России как великой державы, а с другой – растущей китайской экономической и политической экспансии.
Основной темой американского плана является подталкивание и «перетягивание» центральноазиатских республик в Южную Азию в обход российской и китайской политики. Это давно уже понятно России, и министр иностранных дел Лавров заявил, что суть американского проекта Большой Центральной Азии связана с перенаправлением центральноазиатских проектов в Южную Азию и исключение партнерства с Россией. Разумеется, в отличие от Китая, Соединенные Штаты преследуют, прежде всего, геополитические, а не экономические цели, продвигая свою концепцию центральноазиатского региона.
Усилия стран Центральной Азии по диверсификации своей внешней политики в отношении партнерских связей, предоставляют США предпосылки и возможности для реализации своего замысла, особенно учитывая тот факт, что новая стратегия национальной безопасности США предусматривает среди прочего и начало новой игры в Азии, а Южная Азия является одной из основных игровых площадок.
Аналитики полагают, что в случае реализации этого плана, русские будут нести наибольшие потери. Дело в том, что центральноазиатские республики являются сегодня надежными партнерами Москвы на мировой арене. Более того, Запад изо дня в день сжимает петлю окружения вокруг России, и сегодня единственным буфером между Западом и Москвой является «ближнее зарубежье», которое состоит из окружающих Россию бывших советских республик.
Таким образом, Большая Центральная Азия в американской версии, в первую очередь нацелена на нанесение вреда русским, и конечно, китайцам. Однако, несколько лет назад Россия просчитала американскую модель и разработала свой амбициозный проект партнерства «Большая Евразия», тем самым показав себя наиболее явным противником сценария, созданного в Соединенных Штатах Америки.
В то время как Китай набирает все больший вес в Центральной Азии, полагаясь на экономические отношения, Соединенные Штаты сделали ставку на силовые аспекты влияния, основанные на их военном присутствии с соседнем Афганистане. Россияне не реагируют на китайские усилия по установлению деловых связей с региональными государствами, но они не останутся безучастными зрителями американских и европейских действий в центральноазиатском регионе.
Русские внедрили стратегию, получившую в последнее время в политических кругах название «российской доктрины Монро». Эта стратегия направлена на решительную борьбу против попыток США расширить свое влияние в Центральной Азии. Именно такую политику американцы проводили в начале 19 века, когда они ввели ряд ограничений по созданию европейских плацдармов на американском континенте.
С точки зрения русских, нынешние республики Центральной Азии и Кавказа являются ближним зарубежьем России, и следовательно, представляют собой объекты особого внимания российской внешней политики. Война в Грузии и отделение Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, а также инциденты в Крыму и на востоке Украины в 2014 году, ясно продемонстрировали, что Москва весьма чувствительна к геополитическим манипуляциям Запада, и пересечение обозначенных Россией красных линий, может дорого обойтись любому «нарушителю».
Кремль вынашивает амбициозные планы формирования мощного блока политических и экономических партнерств в Евразии. Президент России Владимир Путин уже давно продвигает концепцию Большой Евразии. В глазах кремлевских лидеров эта Большая Евразия может охватывать также Китай, Индию, Пакистан и Иран. Хотя Москва настойчиво отрицает, что этот проект имеет антизападную направленность и даже приглашает европейские страны присоединиться к нему, на самом деле основным ее желанием является исключить Западную Европу из этого альянса.
В рамках российского мировоззрения, Большая Евразия должна стать гигантским глобальным блоком. Однако, пока неясно, насколько силен этот российский план, и удастся ли ему одолеть конкурентов. Прежде всего, следует иметь в виду новые региональные проекты таких держав как Соединенные Штаты Америки.