Основная протестная активность наблюдается в тунисских городах, где и зарождалась "жасминовая революция" 2011 года, а также в районах преимущественного влияния ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), отмечает эксперт
Массовые беспорядки в Тунисе. Иллюстрация: CNN
Абу Даби совместно с Вашингтоном пытаются организовать государственный переворот в Тунисе. Основная причина состоит в стремлении ОАЭ реабилитировать исламское движение, чему противится действующее тунисское руководство. "Эксперимент" Барака Обамы угрожает национальной безопасности тунисского государства. В данном случае он представляет собой содействие Вашингтона в организации так называемого "демократического перехода" в Тунисе, который был начат в результате "жасминовой революции" 2011 года и свержения президента Туниса Зина аль-Абидина бен Али. Попытка дестабилизировать ситуацию в североафриканской стране может быть на руку администрации Дональда Трампа, которая стремится взять реванш в деле разжигания нового пламени "арабской весны" после неудавшейся попытки организации революции в Иране.
Учитывая распространение тунисского протестного движения на пограничные с Алжиром территории, Алжирская Народная Демократическая Республика также заинтересована в дестабилизации Туниса. Тем не менее, на данный момент интерес Алжира ограничен исключительно сферой обеспечения национальной безопасности. Прежде всего, это обусловлено необходимостью реагирования на вооруженный конфликт в Ливии и активизацию "Исламского государства" (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В связи с этим участие Алжира в тунисских событиях вызвано угрозой, которая может возникнуть, если социальные беспорядки в Тунисе окажутся неконтролируемыми и государственная власть перейдет в руки радикальных исламистов, которые, в свою очередь, могут консолидироваться с "Исламским государством"(организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Опасения Алжира не столь уж и беспочвенны. Исходя из того, что в Тунисе стремительно активизируется политическая партия салафитов "Фронт реформ". В отличие от египетской организации "Аль-Нур" тунисский "Фронт реформ" не смог получить места ни в Конституционном собрании, созданном в результате свержения президента Зина аль-Абидина бен Али, ни на парламентских выборах 2011 и 2014 гг. Вместе с тем при участии ОАЭ и Вашингтона партия стремительно набирает популярность среди рядовых избирателей, на которых она могла бы рассчитывать в процессе предстоящего избирательного сезона. Однако тунисское руководство, в отличие от египетских коллег, не допускает парламентское участие исламистских движений.
Высокая заинтересованность ОАЭ в разжигании протестного движения в Тунисе была явно продемонстрирована ещё в начале 2015 года, когда в прессу просочилась информация о том, что Абу Даби пытался заручиться поддержкой президента Беджи Каида ас-Себси для того, чтобы он реализовал в Тунисе "египетский сценарий" (имеется в виду государственный переворот 2011 года в Каире). Поэтому не удивительно, что в канун седьмой годовщины "жасминовой революции", начиная с 8 января 2018 года и по сегодняшний день, в Тунисе не утихают социальные беспорядки, инициируемые извне по формальным причинам увеличения стоимости жизни и непопулярности государственного бюджета на текущий год. Акции протеста стремительно переросли в массовые беспорядки. При этом на данный момент уже зафиксировано семь удачных для мятежников нападений на административные здания и религиозные центры.
Следует подробно остановиться на молодежных объединениях, которые принимают участие в попытке государственного переворота в Тунисе.
1). Fech Nestannow. Основатель движения – независимый журналист, специалист в области социальных движений и новых форм гражданского сопротивления Хэнда Ченнауи (Henda Chennaoui). Пресс-секретарь движения – член политической партии "Народный фронт" Ваэль Науар (Wael Naouar). В 2013 года он занимал должность генерального секретаря Всеобщего союза тунисских студентов. Первое появление в тунисском ландшафте протеста датируется 3 января 2018 года.
Наряду с общественными движениями Manich Msamah, а также Mansinekomch, представленное объединение граждан было создано группой молодых людей, которые выбрали улицу, чтобы бросить вызов правительству. Движение получило поддержку нескольких оппозиционных политических партий, включая "Народный фронт" или партию "Аль-Джумхури" (Al-Joumhouri). Оно поддерживается сторонниками гражданского общества, враждебными действующим институтам государственной власти.
Fech Nestannow имеет структурные подразделения не только в столице Туниса, но и в таких городах, как Гафса на юго-западе, Сфакс на востоке, а также Табарке на северо-западе страны. Кампания организована через страницу социальной сети Facebook, на которой транслируются призывы к участию в различных массовых мероприятиях.
2). Manich Msamah. Основанием для организации движения послужил "Закон об административном примирении" от 14 июля 2015 года. Согласно данному законодательному акту, под амнистию попадали все предприниматели и чиновники, обвиненные в коррупции во время нахождения у власти президента Туниса Зина аль-Абидина бен Али. Основатель движения – активный блогер Лейла Риахи (Layla Riahi). Лидеры движения: банкир Гассен Бесбес (Ghassen Besbes) и учительница Самар Тлили (Samar Tlili). Решения в организации принимаются без голосования "приближенным консенсусом" после долгих дебатов. Первое массовое мероприятие организации в формате митинга состоялось 28 августа 2015 года перед главным профсоюзным зданием в Тунисе. В акции принимало участие 20 человек.
По неофициальным оценкам, в митингах принимает участие от 10 до 30 тыс. человек. Однако, по некоторым прогнозам, эта цифра может возрасти до 1,5 млн человек. Представители официальной власти в Тунисе оперативно отреагировали на происходящие события, направив подразделения регулярной армии на подавление протеста. Примечательно, что основная протестная активность наблюдается в тунисских городах, где и зарождалась "жасминовая революция" 2011 года, а также в районах преимущественного влияния ИГИЛ "(организация, деятельность которой запрещена в РФ). Из этого следует, что организованные в Тунисе беспорядки преследуют цель повторить сценарий "жасминовой революции" с опорой на исламистское движение в стране.
В отличие от иранских событий, социальные беспорядки в Тунисе угрожают перерасти в устойчивое движение гражданского неповиновения. Акции протеста имеют четкую стратегию, программу действий, движение более радикализировано и имеет единый командный центр – "Народной фронт" во главе с бывшим редактором газеты "Эль-Бадили" Хаммой Хаммами, который планирует организовать общенародный марш 14 января 2018 года.
Выбор даты протестной акции не случаен. Именно в этот день семь лет назад президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али бежал из страны в Саудовскую Аравию, тем самым, передав всю полноту государственной власти мятежникам. Эта дата представляет собой кульминацию "жасминовой революции" 2011 года и отмечается в стране в качестве общенародного праздника. В этой связи не исключено, что 14 января 2018 года протестное движение в Тунисе приобретет ярко выраженный политический окрас. Основным же требованием мятежников, помимо проведения комплекса экономический реформ, может стать свержение президента Туниса Бежи Каида ас-Себси.
С большой долей вероятности можно предположить, что протестные акции в Тунисе возобновятся 14 января 2018 года, вопреки заявлению официальных лиц о нейтрализации угрозы государственного переворота. Так или иначе тунисское руководство может несколько смягчить экономическую политику и снизить цены на жизненно важные продукты питания. Под давлением "Народного фронта" в стране могут быть анонсированы досрочные парламентские выборы. Скорее всего, этих мер будет недостаточно, чтобы погасить пламя социальных беспорядков. В целях провокации боевики "Исламского государства" (организация, деятельность которой запрещена в РФ), вероятно, могут организовать в Тунисе серию терактов, которые стимулируют тунисское руководство предпринять попытку более жестко подавить протест. Это может ещё больше радикализировать толпу, которая будет требовать свержения действующей власти.
Денис Коркодинов – политтехнолог, специалист по политическому PR и массовым коммуникациям на территории Ближнего Востока и Южного Кавказа, специально для Информационного агентства "Реалист"