Какое же именно военное снаряжение предполагается поставлять? Это главный вопрос, ему надо бы посвятить целую статью, но с этим невозможно быстро разобраться из-за отсутствия места.
Проще говоря, Запад решил поставлять «вооружение» несуществующему Правительству Национального Согласия (ПНС), которое иногда называют Правительством Единства — по сути, это 9 человек Президентского Совета плюс премьер-министр, избранные вовсе не ливийцами; они представляют собой комбинацию, созданную ООН, ЕС, США и Британией. В Евросоюзе основным сторонником с наиболее выраженными коммерческими интересами этой стороны стала Италия.
ПНС (ПС) состоит из семи человек (двое выпали), из которых вообще-то только двоих или троих сановников изредка можно увидеть во время визитов на мощно укреплённой морской базе в паре миль от контролируемого ополченцами аэропорта Митега. Президентский Совет из семи человек, если хотите, можно считать правомочным составом, ведь всего лишь должно быть избрано правительство из 90 человек, из них 30 — министры и 60 — заместители министров. ПС/ПНС не контролирует никакую территорию, ничего, ни в Триполи, ни в Ливии, кроме единственного военно-морского «бункера», где они могут принимать посетителей, дабы обеспечить фасад своей правомочности. Это логово — «потёмкинская деревня» эпических масштабов.
Но погодите, лучшее я приберёг напоследок. Их военная компонента — разношёрстные боевики различной степени отмороженности, главным образом из Триполи, Сабрата, Зувайа и, что самое важное, Мисраты. Не забудем и об отрядах, которые представляют коалицию с бывшим LIFG (читай — ветвь Аль-Каиды), которые прямо подстраиваются под «Братьев Мусульман», лучше всего подходящих под описание националистического политического крыла Шинфейн террористов ИРА в 70-х.
Итак, как и в Сирии, американцы собираются дать «оружие» «хорошим парням», а не «плохим». Удачи им!
А как же они — американцы — определят, где в конечном итоге окажется это оружие?. У ИГ* есть друзья среди боевиков ПНС. Может ли Америка гарантировать, что это оружие не окажется в руках ИГ?
Когда смотришь на всё это, стоит поразмыслить над следующим: демократически избранный парламент на востоке, в Тобруке, создал правительство и назначил командующего Ливийской армией, генерала Халифа Хафтера.
За прошедшие 14 дней армия обезопасила почти все, если не все, нефтяные порты на востоке. Харида, Зейтина, Бреда, Рас Лануф и так далее, и солдаты укрепляют и удерживают эти позиции.
Итак, что бы там ни говорило марионеточное ПНС своим базирующимся в Триполи нефтяным компаниям о подписании международных контрактов и продаже нефти с востока, физически это невозможно без сотрудничества с настоящей Ливийской армией, которая несёт ответственность перед своими хозяевами на востоке. Ох, и я ещё забыл упомянуть, что русские, египтяне и эмиратцы не признали ПНС, но зато признали власти на востоке Ливии. Весьма показательная деталь — русские печатают купюры номиналом четверть динара для Восточного правительства, предоставляя Тобруку возможность финансировать расколотое государство, если таков будет их выбор.
А Америка и их марионетки, ООН и ЕС, выбрали невнятное руководство «Рассвета» Триполи, предпочли экстремистов — Армии. Почему?
Ну, один из замыслов — по некоей неизвестной стратегической причине — спровоцировать Восточную Ливию отделиться, и создать собственную страну, провозгласив независимость в одностороннем порядке (UDI).
Ещё вариант: заново вооружённые экстремистские боевики ПНС прекратят сражаться с ИГ — а те, если обладают хоть каким-то здравым смыслом, закрепятся в городе Сиртр — и нападут на врага, Ливийскую Национальную Армию.
Последний вариант наиболее вероятен.
И только по одной этой причине стоит считать заранее согласованное решение «вооружать» ПНС, принятое в понедельник, в буквальном смысле безумным.
ПС/ПНС Ливии не принесли никакого единства.
Теперь рассмотрим следующую проблему. Существует анклав, небольшой город, расположенный на почти неприступной горе к западу от Триполи, под названием Зинтан. Жители его известны как неистовые бойцы-горцы, они поддерживают Саифа Каддафи, они контролируют газовые и нефтяные трубопроводы, проходящие по их территории к западу от Триполи, которые идут в Завайю, где у итальянцев, норвежцев и испанцев огромные нефтяные и газовые активы и порт.
ООН, по мудрости своей, на прошлой неделе самолётом направил в Зинтан военного советника, находящегося на действительной службе итальянского генерала, якобы на переговоры. Едва самолет приземлился, как генерал был вынужден быстро вернуться на борт самолёта и ретироваться. Зинтан верен Ливийской Национальной армии.
Завершающая мысль, и, возможно, основная — чисто прагматическая: верность имеет цену, и в итоге, если Запад сотворит достаточное количество денег — а ливийские финансы заморожены ЕС и ООН — для ПС/ПНС, и на них сможет «купить», иначе не сказать, верность всех ливийцев как на Западе, так и на Востоке, это будет всего лишь временным решением; их невозможно купить навечно.
Итак, в завершение — почему же международное сообщество настаивает на шараде с ПНС?
Если вы, читатель, ожидаете ответа, я должен с сожалением констатировать, что у меня его нет. Да и смысла в нём нет.
Стратегия Запада, если можно так её назвать, напоминает мне старое изречение Оруэлла, которое, по-видимому, оказывается единственным объяснением:
«Создайте большую ложь, пусть она будет проста, продолжайте повторять её, и в итоге все в неё поверят».
Но вот до какой степени — это выше моего понимания.
Ливия неизбежно превращается в трясину без конца и края.
(с разрешения автора из Times of Oman)
* * *
Дополнение
В подтверждение безумия, описанного выше, сегодня «Вашингтон Пост» сообщила, что американские военные понятия не имеют, кого предполагается вооружать во имя (несуществующего) назначенного ООН правительства:
Генерал армии Дэвид М. Родригес, глава Африканского Командования США, сказал горстке репортёров, что внутреннюю политику в Ливии всё ещё сложно определить — какие именно вооружённые группировки считают себя связанными с Правительством Национального Согласия, то есть внутренней группировкой, поддерживаемой ООН.
…
Родригес, который побывал в Брюсселе, чтобы встретиться с высшими военными чинами Евросоюза и генералом морской пехоты Джозефом Ф. Данвордом-младшим, председателем Объединённого Комитета начальников штабов, сказал, что «все» ожидают реакции ООН на ливийский запрос, в котором должны быть подробности о том, кто именно получит вооружения.
«Поддержка ПНС и то, как они в ней нуждаются, и то, насколько они её жаждут — и теперь нам остаётся увидеть, как это развивается со временем», — сказал Родригес, говоря о ливийском правительстве.
Я просто изумляюсь — кто же несёт ответственность за столь безумную политику....