Отношения между Россией и Соединенным Королевством опустились до самой низшей отметки со времен холодной войны после того, как Борис Джонсон публично схлестнулся со своим коллегой Сергеем Лавровым во время встречи в Москве, куда британский министр прибыл для переговоров и открытого обмена мнениями.
Джонсон предупредил Россию, что Британия готова дать ответ на любые кибератаки, которые проводит или финансирует Кремль.
Однако Лавров дал ему резкую отповедь и заявил, что ухудшение отношений между двумя странами происходит «не по нашей инициативе».
Жесткие высказывания Джонсона прозвучали спустя несколько недель после того, как Тереза Мэй обвинила Россию в попытках ослабления западных демократий. Нацелившись на президента Владимира Путина, она заявила: «Мы знаем, что вы делаете, и вы не добьетесь успеха».
Приветствуя Джонсона в Москве, Лавров заявил, что двусторонние отношения между Россией и Британией находятся «на очень низкой отметке».
Лавров также подчеркнул, что Россия предпочитает обсуждать разногласия между двумя странами с глазу на глаз.
Джонсон сказал Лаврову, что хотя между Лондоном и Москвой существуют противоречия по вопросу Украины, Балкан и предполагаемых злоумышленных действий русских в интернете, стороны обязаны совместно работать над решением приоритетных глобальных проблем, включая сохранение иранского ядерного соглашения и противодействие угрозам стабильности со стороны Северной Кореи.
Министр иностранных дел Британии приветствовал признаки увеличения торговли между двумя странами, сказав, что в этом году в России было продано 300 автомобилей «Бентли», и пошутив: «Надеюсь, их продавали не только сотрудникам Министерства иностранных дел».
Это первый за пять лет визит британского министра иностранных дел в Россию, и Джонсон по прибытии в Москву сразу сделал резкое заявление, потребовав от Кремля прекратить вносить разлад в жизнедеятельность западных стран через киберпространство.
Он заявил репортерам: «Соединенное Королевство несомненно готово и способно дать ответ, если у него возникнет такое желание».
Но сидя напротив Джонсона за столом переговоров в гостевом доме Министерства иностранных дел, Лавров сказал: «Наши отношения находятся на очень низкой отметке не по нашей инициативе».
Отметив, что Джонсон открыто рассказал о причинах такой напряженности в отношениях, министр заявил: «Вы предпочитаете излагать свои взгляды на причину такой ситуации публично. Мы же хотели бы обсуждать взаимные озабоченности напрямую, а не через микрофон, не с трибуны».
Джонсон ответил Лаврову: «Как вы верно заметили, Сергей, в данный момент отношения между нами складываются непросто».
«Какими бы ни были трудности в наших отношениях — из-за Украины, из-за западных Балкан, из-за того, что происходит в киберпространстве — я согласен с вами, что важно откровенно говорить об этих проблемах, признавая то, что они в данный момент создают препятствия в наших отношениях».
«Но нельзя допускать, чтобы эти проблемы были определяющими для наших отношений».
Приветствуя развитие торговли и культурных связей между Британией и Россией, Джонсон сказал: «С удовольствием отмечаю увеличение экспорта в Россию картофельных чипсов «Кеттл» и тот факт, что в этом году в России было продано 300 автомобилей «Бентли». Надеюсь, их продавали не только сотрудникам МИД. Все равно, это признак прогресса».
Намек Джонсона на то, что шикарные импортные автомашины расхватали российские государственные чиновники, вызвал молчаливую усмешку у Лаврова.
Лавров также слегка пожурил Джонсона, когда тот упомянул «Ивана Грозного».
«Или Ивана IV, как, по словам Сергея, его называют», — исправился Джонсон.