Рассказываем, какие проблемы социальных сетей может решить блокчейн и почему это принесет пользу как платформам, так и пользователям.
Все больше специалистов задумываются о внедрении блокчейна в социальных сетях, и, если сейчас экосистему контролирует относительно узкий круг людей, то в будущем это может измениться.
Значение социальных сетей в нашей повседневной жизни растет с каждым днем: они стали важнейшим инструментом коммуникации между отдельными людьми и коллективами. Велика также их роль в политике, образовании, электронной коммерции и даже в личных отношениях.
Блокчейн может изменить социальные сети
Как известно, в финансах и других областях, где надежность выходит на первое место, блокчейн произвел настоящую революцию, и теперь она подбирается к социальным сетям. Дерин Кэг, основатель медиакомпании Richtopia, говорит:
«С распространением блокчейна социально-экономические транзакции совершенствуются и демократизируются — мы переходим от интернета как носителя информации к интернету как носителю ценности».
По словам Кэга, блокчейн сулит социальным сетям множество преимуществ:
- Можно решить проблему фейковых новостей путем создания системы рейтингов доверия для журналистов и блогеров, которая впоследствии может быть встроена во все веб-сайты.
- Это может помочь ситуации с конфиденциальностью данных пользователей, предоставив им возможность участия в программах, где они будут автоматически получать оплату в криптовалютах, когда их данные продаются третьим лицам.
- Смарт-контракты могут помочь с автоматизацией действий пользователя, общаясь от его имени с несколькими платформами одновременно. Например, Facebook мог бы взаимодействовать с Twitter, Instagram или Reddit на гораздо более глубоком уровне, чем сейчас.
- Исходя из соображений безопасности, можно было бы построить на основе блокчейна саму платформу социальной сети, ведь это одна из немногих интернет-технологий, в которой пока не было найдено ни одной уязвимости.
Читайте мелкий шрифт
В экосистеме социальных сетей и в целом в интернете существует проблема: недостаток средств для обеспечения конфиденциальности и неизбирательность обмена персональными данными.
Да, нельзя сказать, что такое использование данных пользователей происходит против их воли, ведь при регистрации в любой социальной сети им показывают пользовательское соглашение неимоверной длины, и они ставят соответствующую галочку — чаще всего не прочитав ни строчки.
В большинстве случаев в этих документах используются неоднозначные формулировки, дающие владельцам платформ очень широкие полномочия, позволяющие не только как угодно распространять персональные данные пользователей, но и лишать их возможности получения прибыли от их использования. И эти проблемы вполне могло бы решить внедрение блокчейна.
Пятилетний прогноз
Абхишек Бхандари, соучредитель и вице-президент компании Bloomatch, в интервью CoinTelegraph заявил, что революция, связанная с появлением блокчейна, ожидает все отрасли экономики — из-за возможности децентрализованно и безопасно хранить данные. Он говорит:
«Я полагаю, что уже через пять лет блокчейн будет использоваться на большинстве интернет-платформ».
Бхандари считает, что социальные медиа стали очень важной частью нашей жизни, а технология блокчейн даст пользователям ощущение защищенности и удовлетворения.
По его мнению, существующие платформы социальных сетей имеют множество недостатков с точки зрения безопасности данных и уязвимости перед преступниками, и он уверен, что блокчейн рано или поздно успешно решит эту проблему.
Торговля вниманием
Дор Конфорти, генеральный директор Synereo, указывает, что весь маркетинг, подбор контента и функциональность Facebook, YouTube и большинства других современных социальных сетей подчинены единой цели: максимизации времени, которое пользователь проводит во взаимодействии с платформой. Это нужно, чтобы торговать вниманием пользователей и информацией об их поведении, и доходит до такой степени, что может влиять на качество их жизни.
Также он объясняет, что, если от ситуации, когда есть единое централизованное юрлицо, извлекающее прибыль, перейти к положению, когда генерируемая стоимость поступает непосредственно пользователю, новые платформы будут вынуждены адаптировать свои бизнес-модели, извлекая прибыль из продажи дополнительных услуг, и откажутся от текущих вредных практик.
Конфорти также отмечает сложность монетизации в социальных сетях:
«Монетизация — еще одна серьезная проблема; создатели контента находятся в положении, когда метод, выбранный ими для публикации, определяет метод монетизации, если он вообще есть. Напомню, что YouTube делится доходами с авторами, а Facebook, Twitter и многие другие этого не делают».
В конечном счете, без алчных посредников, формирующих дискурс и полностью контролирующих доступный контент, пространство возможных социально-экономических взаимодействий будет расширяться, принося пользу всем участникам.
Кроме того, если удастся уйти от огромных массивов данных, мгновенно доступных заинтересованным централизованным организациям, можно предотвратить антиутопические сценарии, когда люди получают баллы за активность в социальных сетях и соответствие общепринятому образу жизни, и дальше многое в их жизни зависит от такой оценки. Блокчейн нам в этом поможет.
Подготовила Тая Арянова