Последние полмесяца, с тех пор как 4 ноября премьер-министр Ливана Саад Харири объявил из Эр-Рияда о своей отставке, господствовала версия, что Саудовская Аравия в Союзе с Соединёнными Штатами разрабатывает генеральный план о начале региональной войны.
Эта версия демонизировала саудовского наследного принца Мохаммада ибн Салмана (МБС ) как импульсивного, высокомерного молодого человека, опьянённого властью и богатством. Иран и Турция серьёзно поспособствовали этому, как и большинство западных аналитиков, особенно отличились американские эксперты.
Примечательным исключением стал Китай, который на прошлой неделе нарушил молчание, опубликовав в таблоиде Китайской Компартии Global Times важную статью. В ней отмечалось анти-коррупционное наступление, предпринятое МБС, как сигнал «углубления реформ», расхваливалось его обещание уничтожить «экстремистское мышление» и возвратить страну к «умеренному исламу», а также рассматривались реформы как «попытка поддержать режим и выйти из трудностей, с которыми он столкнулся».
В статье особенно одобряется руководство Саудовской Аравии в двух отношениях. Во-первых, подтверждается подлинность желания МБС осуществить переход к умеренному исламу — «Саудовцы хотят быть менее привязанными к региону… Хотя саудовцы укрепляют свою «мягкую силу», экспортируя ваххабизм, это ведёт к распространению экстремизма, что серьёзно вредит имиджу Саудовской Аравии на международной арене. Поэтому Эр-Рияд хочет измениться».
Во-вторых, на дипломатическом фронте «саудовцы отказываются от своей традиции быть тесно связанными с США и выступать против России. В прошлом месяце король Салман впервые посетил Москву, чтобы укрепить отношения с Россией… Саудиты хотят изучить проблему, вызванную необдуманной дипломатией». Статья приводит пример войны в Йемене («бездонная яма, истощающая богатство Саудовской Аравии») и разрыв отношений с Катаром как яркий пример необдуманности, от которой выиграл Иран. Далее даётся совет:
«Саудитам необходимо улучшать свою дипломатию. Добиваться расположения России — это шаг в правильном направлении».
Доброжелательность и понимание Китая в Эр-Рияде были замечены на высшем уровне. Это одно из объяснений телефонного звонка короля Салмана президенту Китая Си Цзиньпину в четверг под предлогом поздравления последнего с «успешным завершением» недавнего съезда Компартии Китая.
В довольно подробном отчёте агентство «Синьхуа» выделяет три момента, затронутые Си:
- «Усилия Китая по углублению стратегического сотрудничества с Саудовской Аравией будут непоколебимы, вне зависимости от изменений ситуации в мире и регионе».
- «Китай поддерживает усилия Саудовской Аравии по защите национального суверенитета и обеспечению дальнейшего развития».
- Китай намерен работать с Саудовской Аравией над углублением стратегического сотрудничества, продвигать стратегическую интеграцию проекта «Один пояс, один путь» и саудовской программы «Видение 2030».
«Синьхуа» добавляет:
«В целях диверсификации своей нефтезависимой экономики, в прошлом году Саудовская Аравия провозгласила свою стратегию развития «Видение 2030», включающую приватизацию государственных компаний».
В свою очередь Салман выразил заинтересованность в углублении сотрудничества с Китаем в области энергетики и финансов и в том, чтобы «стать важным партнёром Китая в регионе Персидского залива… Это в интересах обеих стран и способствует миру и стабильности в регионе».
Несомненно, имел место и предметный разговор, в котором, конечно же, было затронуто предполагаемое первичное размещение акций государственной компании Aramco. Агентство «Рейтер» в прошлом месяце сообщало, что китайские государственные нефтяные компании PetroChina и Sinopec, как часть государственного консорциума, включающего китайский суверенный инвестиционный фонд, направили в Aramco письмо, выражая заинтересованность в покупке 5% или более саудовских акций в рамках прямой сделки, устраняющей необходимость IPO.
IPO Aramco — это центральная часть известного как «Видение 2030» плана реформ ибн Салмана, направленного на диверсификации экономики Саудовской Аравии с целью снижения зависимости от нефти. Конечно, в случае положительного ответа Салмана на предложение китайского консорциума, это перевернёт с ног на голову весь преобладающий сейчас в умах сюжет о стратегической оси Саудовской Аравии и США в региональной политике.
Телефонный звонок Салмана президенту Си — это, по-видимому, тщательно обдуманный сигнал Эр-Рияда, говорящий о том, что саудовцы отнюдь не сложили все яйца в американскую корзину. В равной степени это сигнализирует о том, что, несмотря на риторику Салмана последнего времени и воинственную позу по отношению к Ливану, Хезболле, Ирану и т.д., Саудовская Аравия намерена оправдать свою репутацию в проведении консервативной и умеренной политики и уж конечно не намерена разжечь региональную войну на Ближнем Востоке.
Недавно российские аналитики предсказали, что конфликт Саудовской Аравии и Ирана вызовет резкий рост цен на сырую нефть до 300 долларов за баррель. А Китай является крупнейшим импортёром нефти в мире. Салман и наследный принц не могли бы найти лучшего способа развенчать версию о Саудовской Аравии как о поджигателе войны, чем вовлечь китайского президента в предметный разговор о современных точках соприкосновения в геополитике Ближнего Востока для «продвижения стратегической интеграции инициативы «Пояс и Путь» и саудовского плана «Видение 2030» — открыто заявляя о независимом внешнеполитическом курсе, и опровергая распространяемое мнение о себе как о государстве, стремящемся перекроить границы.