Дананг. Повлияет ли совместное заявление Путина и Трампа на политику США в Сирии?
По итогам краткого общения «на ногах» в ходе форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во вьетнамском Дананге президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп одобрили совместное заявление по Сирии. Как сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, документ был заблаговременно подготовлен экспертами, а его окончательный вариант согласовали накануне министр иностранных дел Сергей Лавров и госсекретарь Рекс Тиллерсон.
В заявлении подтверждается решимость разгромить запрещённую в России террористическую группировку «Исламское государство». Президенты отметили успешные усилия двух стран по предотвращению опасных инцидентов между военными, что за последние месяцы позволило существенно увеличить потери террористов, и договорились поддерживать военные каналы связи вплоть до окончательного разгрома ИГ. Контроль за соблюдением договоренностей о прекращении огня в Сирии продолжат вести Амманский мониторинговый центр с участием экспертов из Иордании, РФ и США.
Что касается политических перспектив, то здесь подтверждается приверженность «суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии» в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 2254. Сирийский конфликт не имеет военного решения, а его окончательное урегулирование должно быть найдено в рамках Женевского процесса, о приверженности которому заявил недавно сирийский президент Башар Асад. О его уходе, на чём долгие годы настаивали в Вашингтоне, конечно, ничего не говорится. Упоминается о конституционной реформе, свободных и справедливых выборах под надзором ООН при соблюдении самых высоких международных стандартов, транспарентности и подотчётности, «при предоставлении всем сирийцам, в том числе членам диаспоры, права принимать в них участие». Содержится в заявлении и адресованный ко всем странам ООН призыв в ближайшие месяцы увеличить вклад в помощь Сирии. В. Путин и Д. Трамп также подтвердили важность зон деэскалации, одну из которых (юго-западную) удалось создать по итогам их июльской встречи в Гамбурге.
Краткий обмен репликами лидеров двух стран (для которой был использован буквально последний момент) имел место на фоне не стихающей русофобской кампании в Вашингтоне. Некоторое время сама возможность встречи двух президентов казалась не очевидной, хотя Д. Трамп публично заявлял о необходимости контактов с Москвой, в частности с целью получения помощи в решении «северокорейской ядерной проблемы». С. Лавров не без раздражения переадресовал вопрос о срыве переговоров «чинушам» из окружения Трампа. Причина того, что полноценная встреча лидеров России и США на полях саммита АТЭС не состоялась, кроется в отсутствии у американского президента как стратегии действий по отношению к России, так и политической самостоятельности в отношениях с Конгрессом, убеждён глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв.
Будущее покажет, насколько реальная политика Госдепа, Пентагона и спецслужб придёт в соответствие с документом, под которым стоит подпись американского лидера. Пока же терпящие военные неудачи террористы, в сотрудничестве с которыми не раз были замечены «наши американские партнёры», похоже, меняют тактику. Выступая накануне на российско-белорусской военной коллегии, министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о резком увеличении числа нападений террористов-смертников по всей линии фронта: «Их количество… увеличилось кратно. У нас бывают дни, когда количество их доходит до 16-18 в день. Это только те, кто без техники. На технике, на бронетехнике их количество бывает до восьми машин в день на разных направлениях».
Создаётся впечатление, что на данном этапе тактическая задача американской дипломатии состоит в легализации путём контактов с Москвой своего незаконного военного присутствия на севере, северо-востоке и юге Сирии. Именно в этом контексте следует рассматривать настоятельные призывы госсекретаря Тиллерсона и пресс-секретаря Белого дома Х. Нойерт о расширении существующих и создании новых зон деэскалации. Реализация подобных планов неминуемо ведёт к фрагментации страны, что противоречит записанной в заявлении приверженности принципу территориальной целостности Сирии. Кроме того, в зонах деэскалации на американский манер имеют обыкновение скапливаться террористы.
Нужно ли это Москве, как и артикулированное в заявлении Х. Нойерт стремление «отодвинуть» Астанинский процесс, где не представлена Америка, но представлен Иран, ради куда менее эффективного Женевского процесса?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+