Дананг. Повлияет ли совместное заявление Путина и Трампа на политику США в Сирии?
По итогам краткого общения «на ногах» в ходе форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во вьетнамском Дананге президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп одобрили совместное заявление по Сирии. Как сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, документ был заблаговременно подготовлен экспертами, а его окончательный вариант согласовали накануне министр иностранных дел Сергей Лавров и госсекретарь Рекс Тиллерсон.
В заявлении подтверждается решимость разгромить запрещённую в России террористическую группировку «Исламское государство». Президенты отметили успешные усилия двух стран по предотвращению опасных инцидентов между военными, что за последние месяцы позволило существенно увеличить потери террористов, и договорились поддерживать военные каналы связи вплоть до окончательного разгрома ИГ. Контроль за соблюдением договоренностей о прекращении огня в Сирии продолжат вести Амманский мониторинговый центр с участием экспертов из Иордании, РФ и США.
Что касается политических перспектив, то здесь подтверждается приверженность «суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии» в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 2254. Сирийский конфликт не имеет военного решения, а его окончательное урегулирование должно быть найдено в рамках Женевского процесса, о приверженности которому заявил недавно сирийский президент Башар Асад. О его уходе, на чём долгие годы настаивали в Вашингтоне, конечно, ничего не говорится. Упоминается о конституционной реформе, свободных и справедливых выборах под надзором ООН при соблюдении самых высоких международных стандартов, транспарентности и подотчётности, «при предоставлении всем сирийцам, в том числе членам диаспоры, права принимать в них участие». Содержится в заявлении и адресованный ко всем странам ООН призыв в ближайшие месяцы увеличить вклад в помощь Сирии. В. Путин и Д. Трамп также подтвердили важность зон деэскалации, одну из которых (юго-западную) удалось создать по итогам их июльской встречи в Гамбурге.
Краткий обмен репликами лидеров двух стран (для которой был использован буквально последний момент) имел место на фоне не стихающей русофобской кампании в Вашингтоне. Некоторое время сама возможность встречи двух президентов казалась не очевидной, хотя Д. Трамп публично заявлял о необходимости контактов с Москвой, в частности с целью получения помощи в решении «северокорейской ядерной проблемы». С. Лавров не без раздражения переадресовал вопрос о срыве переговоров «чинушам» из окружения Трампа. Причина того, что полноценная встреча лидеров России и США на полях саммита АТЭС не состоялась, кроется в отсутствии у американского президента как стратегии действий по отношению к России, так и политической самостоятельности в отношениях с Конгрессом, убеждён глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв.
Будущее покажет, насколько реальная политика Госдепа, Пентагона и спецслужб придёт в соответствие с документом, под которым стоит подпись американского лидера. Пока же терпящие военные неудачи террористы, в сотрудничестве с которыми не раз были замечены «наши американские партнёры», похоже, меняют тактику. Выступая накануне на российско-белорусской военной коллегии, министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил о резком увеличении числа нападений террористов-смертников по всей линии фронта: «Их количество… увеличилось кратно. У нас бывают дни, когда количество их доходит до 16-18 в день. Это только те, кто без техники. На технике, на бронетехнике их количество бывает до восьми машин в день на разных направлениях».
Создаётся впечатление, что на данном этапе тактическая задача американской дипломатии состоит в легализации путём контактов с Москвой своего незаконного военного присутствия на севере, северо-востоке и юге Сирии. Именно в этом контексте следует рассматривать настоятельные призывы госсекретаря Тиллерсона и пресс-секретаря Белого дома Х. Нойерт о расширении существующих и создании новых зон деэскалации. Реализация подобных планов неминуемо ведёт к фрагментации страны, что противоречит записанной в заявлении приверженности принципу территориальной целостности Сирии. Кроме того, в зонах деэскалации на американский манер имеют обыкновение скапливаться террористы.
Нужно ли это Москве, как и артикулированное в заявлении Х. Нойерт стремление «отодвинуть» Астанинский процесс, где не представлена Америка, но представлен Иран, ради куда менее эффективного Женевского процесса? Источник: fondsk.ru/.
Рейтинг публикации:
|