Какой быть России: национальным государством для русских или домом многих народов? Сегодня этот вопрос бурно обсуждается в российском обществе. Как ни странно, но точно такая же полемика возникла и при первых Романовых, перед которыми стоял, по сути, тот же самый вопрос.
Данная статья является развитием проблематики, поднятой
в предыдущем материале.
Раскол русского общества в XVII векеОправившись от смутного времени и восстановив частично свои силы, Россия в середине XVII века столкнулась с дилеммой. Что делать дальше? Либо замкнуться от внешнего мира в себе и взять за принцип «зачем нам нужна «немчура», если у нас есть наши традиции и «вера предков», либо трансформировать внутреннюю жизнь страны таким образом, чтобы она стала удобной для всех народов, в ней проживающих, и тех, присоединение которых планировалось в обозримой перспективе.
Именно в это время государями дома Романовых был задуман план построения православной империи взамен павшей византийской. Идея Москвы как Третьего Рима, вокруг которого должны собраться все православные народы, стала государствообразующей, и ей было подчинены все реформы внутренней жизни и внешняя политика страны. Ради облегчения присоединения новых земель было решено полностью перестроить устои государства.
Реформы начал и в основном провел царь Алексей Михайлович. Его сыну, Петру Алексеевичу, будущему первому российскому императору Петру I, оставалось лишь окончить начатое отцом и добить внутреннюю фронду «ревнителей старины».
Взятие Константинополя и объединения всех православных земель стало главной конечной целью всей русской политики XVII-XIX веков. И надо признать, Россия была очень близка к осуществлению этой мечты. Фактически путь, каким повели страну цари-реформаторы, был дорогой, позволившей России не только закрепиться на берегах Балтики и Черного моря, но и занять территорию католической Польши, Литвы и протестантской Прибалтики. В империю были включены Закавказье и народы Центральной Азии.
Выход России из «смутного межвременья»Сегодня, во втором десятилетии XXI века, Россия смогла частично оправиться от смутного межвременья 1990-х. Страна постепенно налаживает экономику и строит новые мощные вооруженные силы. Но перед ней стоит тот же вопрос, что и перед русскими царями XVII века: что делать дальше? Без ответа на него нельзя ни выстроить идеологический базис нового государства, ни наметить план его развития на ближайшие десятилетия.
Итак: либо закрыться во внутренних границах и строить национальное государство и забыть об отпавших окраинах, либо реформировать свою идеологию и внутренний мир под новый имперский или, по современной терминологии, глобальный русский проект. Как мы понимаем, и в первом, и во втором случае под новое государство нужно закладывать совершенно разные фундаменты.
Если будет выбран путь развития России в виде национального государства, то ему придется сконцентрировать усилия на создании условий, чтобы лозунг «Россия для русских» не был просто лозунгом, а стал национальной идеей. Итог предсказать нетрудно. Наши оппоненты с удовольствием помогут России выстроить эту новую матрицу государства, а заодно подготовят ему массу достойных соперников. Таких же националистов.
Как Запад умеет разыгрывать национальную карту, мы могли два раза убедиться на протяжении ХХ века. Страны бывшего СССР последний такой эксперимент отхаркивают кровью вот уже на протяжении 25 лет, и конца пока этому не видно. По крайней мере, в парадигме национализма.Второй путь развития страны сторонникам построения «России для русских» кажется предательством. Точно так же, как и три с половиной столетия назад их идейным предкам казалось, что реформы убьют народ и его душу.
И мы вновь слышим разговоры о «преданных русских», о ненастоящем царе и нехороших боярах и «немцах», сбивающих царя с правильного пути.Второй путь — это тот путь, который позволит разрушить большинство барьеров между Россией и окружающими ее народами. Это дорога, на которой каждый из этих народов найдет то, что заставит его идти дальше вместе с народами России-Евразии.
Чечня, рассмотренная в предыдущем материале как образец, была одним из первых камней, заложенных в фундамент будущего государства. Да, при этом были совершены ошибки, и их еще будет много. Но главное все-таки получилось: жители России смогли понять, что только движение вперед сообща приведет их к успеху и победе, всех народов страны вместе.
На очереди новые испытания и новый уровень реформирования сознания российского общества. Пришел черед осознать, что у жителей России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии гораздо больше общего, чем отличий. У них есть общие интересы, цели и задачи, и друг без друга достичь их будет очень сложно, если вообще возможно. А затем обязательно будет новый этап понимания общности интересов народов Евразии, а там и до общности интересов народов мира уже останется недалеко.
Глобальный мир неизбежен. Развитие технологий и средств коммуникаций не оставляют человечеству иного пути развития. Так уж пусть лучше мы заложим его фундамент, вложив свою ментальность и душу, и станем основой нового глобального проекта, чем «национальная Россия» станет объектом посягательств ее более разумных соседей.