Визг и вой западной прессы по поводу поездки короля Салмана в Москву привлекли к этому визиту даже больше внимания, чем можно было ожидать. На поверхности лежали договоренности о сокращении нефтедобычи, и довеском к ним шли разговоры о покупке оружия.
В России к саудитам мало кто относится хорошо, в лучшем случае – нейтрально, и тому есть множество причин. От открывшихся после развала СССР знаний о том, что именно КСА было одним из таранов Советской экономики, в которой образовалась огромная дыра из-за падения цен на нефть, которую устроили саудовцы. До спонсирования моджахедов в Афганистане и террористических групп на Северном Кавказе. Это их деньги были «кровью» первой чеченской войны.
Монархи умело маневрируют на мировой арене давно, и можно сказать, что научились «держать нос по ветру», чего нельзя сказать о многих, в первую очередь, наших различных соседей. И вот наступает переломный момент в Сирийской войне, в которой Россия малыми силами продемонстрировала могущество своего оружия и волю к применению силы. Правители КСА в некоторых вопросах геополитики недалёкие, но уж точно не идиоты, что и было продемонстрировано посещением Москвы.
Как гром среди ясного неба для многих прозвучало решение саудовцев купить С-400. Американцы, конечно, тут же одобрили продажу THAAD, но это разные системы, и есть нюанс. Нюанс заключается даже не в самих характеристиках комплексов, а в том, что С-400 сможет сбивать американские самолёты в случае каких-нибудь непредвиденных обстоятельств. В то же время, никакая американская система не сможет сбить «свой» летательный аппарат.
Вот какое заявление сделал 13 октября помощник президента РФ по ВТС Владимир Кожин: «Россия и Саудовская Аравия в ближайшее время выйдут на заключение контракта на поставку зенитных ракетных систем С-400».
Это означает, что речь идёт о твёрдом заказе на 4 дивизиона стоимостью $2 млрд . По сути, один этот заказ окупает все затраты на Сирийскую операцию России. Сводит, так сказать, «дебет с кредЕтом».
Но это хоть и громкое заявление, но не главное. Более того, к тому, что является главным, в КСА присматриваются давно, несколько лет. Впервые почву они начали прощупывать ещё в 2015 г. Речь идёт о строительстве АЭС.
Мирный атом
Именно АЭС – наш главный козырь. Почему об этом так мало пишется у нас, не ясно. Почему об этом не пишут на западе, понятно. Объясню. Французская компания AREVA мучается в Финляндии со строительством АЭС «Олкилуото» с 2004 г. Свой реактор EPR-1600 они обещали запустить в 2009 г. при стоимости строительства 3,2 млрд евро. В итоге сметы увеличены до 8,5 млрд евро., а сроком ввода называют 2018 г. 10 лет французы не строили атомные ректоры, а теперь пожинают плоды. Финны 1000 раз, наверное, уже пожалели, что отшили «Росатом» в своё время. И, в итоге, АЭС «Ханхикиви-1» будет строить «Росатом».
А что в США? Ведь именно там расположена компания «Westinghouse», стоявшая у истоков атомных технологий.
«Westinghouse» сейчас топит своими многомиллиардными долгами концерн «Toshiba». А виной всему атомный реактор III поколения АР-1000, превратившийся из образца самого передового с применением новейших технологических решений в гири, утянувшие на дно. «Stone & Webster», которая строила раньше в США АЭС, и которая была куплена «Westinghouse», не справилась с техническими заданиями и не смогла сделать практически ничего в нужном качестве.
Строительство двух реакторов АР-1000 на АЭС «Саньмень» и еще двух – на АЭС «Хайян» не завершено до сих пор, хотя работы были начаты в 2008 г. Есть ещё на территории США АЭС Vogtle и АЭС Virgil C. Summer, которые тоже неизвестно когда будут построены, если вообще будут построены.
Дошло до того, что Великобритания подписывает контракт с Китаем на строительство АЭС Hinkley Point общей стоимостью в $ 24 млрд. При этом сам Китай проплачивает у себя постройку российским «Росатомом» АЭС «Тяньвань-2». Нанимают русских для постройки у себя, при этом сами строят за рубежом.
Зарубежные проекты «Росатома»
• АЭС «Бушер» (Иран: 1 блок введен, 2 строятся);
АЭС «Куданкулам» (Индия: 2 блока запущены, 1 строится, 2 законтрактованы);
АЭС «Руппур» (Бангладеш: в 2019 г. запланировано начало строительства);
АЭС «Тяньвань-2» (Китай: 2 блока построены, 2 строятся).
Есть ещё Беларусь, Турция, Египет, Венгрия, где либо начаты работы, либо начнутся раньше или позже. В настоящее время в России осуществляется строительство 8 энергоблоков. Портфель зарубежных заказов включает более 30 блоков.
И тут появляется король
Саудовская Аравия– это государство, где нет ни лесов, ни широких рек, зато есть много песка и немножко оазисов. Как вы думаете, зачем им АЭС, если они сидят на энергоресурсах и могут жечь их практически бесконечно? Могут заставить солнечными батареями всю свою пустыню, и это окупится быстро. Но всё же нужны именно АЭС!
Ответ логичен и прост, как АК-47. АЭС вырабатывают пар, следовательно, при определенных доработках их можно использовать как гигантские опреснительные установки. Понимаете теперь, в чём дело? Пресная вода – это наиглавнейший ресурс, когда у тебя полно энергоресурсов, денег и оружия. Водою не затаришься, в бочки не разольёшь, испортится со временем. А ведь им так хочется цветущих садов и фонтанов.
Кто на планете сейчас №1 – ответ очевиден, это «РОСАТОМ». Поэтому как бы ни кололось и ни хотелось, а договариваться с русскими всё равно бы пришлось рано или поздно. И на покупку С-400 сразу можно взглянуть под совершенно иным углом. Это та плата, которая необходима, чтобы обеспечить безопасность ядерных объектов.
Знаете, что в этом самое важное? Россия такими проектами приносит мир на многие земли. Ведь, ударив по АЭС, можно получить выброс радиации и на своей территории. Поэтому придется мириться. США, конечно же, это не нравится. Но кто их будет слушать, когда в закромах будут стоять мирные С-400?
Я не стал писать о стоимости проектов АЭС, о доходах и т.д. Совершенно ясно, что это десятки миллардов долларов. Но не только в них дело, как вы понимаете, не только в них. Самое важное – это мир. Мир во всём мире, как говорили раньше. И я надеюсь, он когда-нибудь наступит!
Автор Виталий Sagaidark, главред группы #МироваяПолитика https://vk.com/world_policy