Прошедший в воскресенье референдум о независимости Каталонии вызвал
целый шквал комментариев, оценок и версий о состоявшемся плебисците и
его практических последствиях. Большинство аналитиков обсуждают насилие,
к которому прибегли в Барселоне испанские власти, нежелание сторон к
компромиссу и диалогу, отсутствие у каталонских лидеров и политиков
реальных планов по обретению независимости — как теперь говорят,
«дорожной карты». Меж тем, события в Каталонии заставили европейцев
посмотреть на новое явление шире, осознать его влияние на будущее
развитие Евросоюза.
Призрак независимости бродит по Европе
В этой связи примечательна реакция еврочиновников. Одни из них
отмолчались. Другие (вроде председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера)
дистанцировались от референдума в Каталонии. Юнкер, например, назвал
тамошний плебисцит «внутренним делом Испании». Тем самым в Брюсселе дали
понять, что евроструктуры не готовы выступить арбитрами между
центральным испанским правительством и его каталонской провинцией.
Европейские СМИ в очередной раз запестрили перечислением регионов,
которые хотят отделиться от метрополий и податься в независимое
плавание. Британская газета The Times даже опубликовала карту провинций в
странах Европы, в которых в той или иной мере проявились сепаратистские
тенденции.
По версии The Times, независимыми потенциально могут
стать Шотландия, Фландрия, Валлония, Республика Сербская и пр. Впервые
на карту попала польская Силезия. Правда, газета присвоила ей только две
звезды вероятности из четырёх, но в Польше британская оценка
насторожила многих. В Варшаве помнят, как в нынешнем мае «Движение
силезских автономистов» (RAŚ) обращалось к президенту Польши Анджею Дуде
с призывом восстановить Силезскую автономию, ликвидированную 6 мая 1945
года.
Дуда в какой-то мере сам спровоцировал движение RAŚ на
этот шаг. В начале мая, в день праздника первой польской Конституции,
президент Польши выступил с заявлением о необходимости конституционной
реформы. Своё предложение Дуда связал со 100-летием восстановления
независимости Республики Польша, которое будет отмечаться в 2018 году.
RAŚ тему подхватило. Ведь с самого начала своего создания в 1990 году
движение выступает за превращение Польши в «региональное государство».
Теперь оно не только нацелилось на автономию, но лидеры RAŚ стали
поговаривать о независимости Силезии и возможности провести для этого
референдум.
Силезия может стать для Польши такой же
разрушительной, как Галиция для сегодняшней Украины. Сравнение здесь
прямое. Если Галиция исторически переходила из рук в руки австрийцев,
поляков, русских, то в Верхней Силезии (сейчас — Силезское воеводство
Польши) похозяйничали чехи, австрийцы, немцы, оставившие неизгладимый
след в менталитете, культуре и даже быту местного населения.
На
самом деле, если хорошо поскрести «карту» Европы, таких регионов можно
найти много. В той же Испании кроме Каталонии на карту The Times попала
ещё Страна Басков. Меж тем, за референдумом в Барселоне из-за своего
забора пристально поглядывали Андалусия, Наварра и Галисия. Они в
отличие от других провинций страны уже получили право расширенных
автономий в условиях унитарной Испании.
Политологи после
каталонских событий дружно ударились в рассуждения об особенностях
современного государственного строительства. Ищут ответ на вопрос:
почему раньше европейские народы для своего благополучия и безопасности
объединялись в империи, а теперь ищут счастье в локальных национальных
образованиях? Ответы звучат разные. Некоторые видят причину в кризисе
Евросоюза. Отчасти с этим можно согласиться.
Потеряют ли позиции страны — основатели ЕС?
Для многих очевидно, что Евросоюз нуждается в реформировании и даже
переформатировании. Сложилось так, что, создав наднациональные
управленческие структуры, политический и экономический курс союза
всё-таки во многом определяют лидеры стран старой Европы. До поры такое
положение вещей устраивало всех. Пока, стимулируемые заокеанскими
покровителями, свой голос не обрели восточно-европейские новички
альянса.
В результате — их заявления и действия, защищённые
широко разрекламированным европейским консенсусом, вошли в противоречие с
интересами ведущих экономик альянса. Это хорошо видно на примере
проблем, которые создали младоевропейцы на строительстве магистрального
газопровода «Северный поток-2».
Разошлись позиции стран ЕС по
вопросам консолидации банковской системы, сокращения дефицита
государственных бюджетов, приёма и размещения мигрантов… Всё это
замедлило, а то и вовсе притормозило, развитие Евросоюза, обременённого к
тому же брюссельской бюрократией.
Сложившаяся ситуация
заставила ведущие страны союза искать выход. Его нашли в концепции
Европы «двух скоростей». Она пока не получила серьёзного практического
воплощения, но уже рассорила страны альянса, внесла раскол в его ряды.
Лидер правящей партии Польши Ярослав Качиньский, например, заявил газете
Rzeczpospolita , что эта «роковая концепция» способна уничтожить
Евросоюз.
К такому же выводу пришли руководители и ведущие
политики других стран Вышеградской четвёрки. Из-за «многоскоростной
Европы» занервничала Прибалтика. Наиболее внятно её позицию изложил
министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич: «В какой-то момент мы
окажемся в ситуации, когда решения некоего ядра государств станут
несовместимыми с позициями остальных стран».
Здесь уместно
вспомнить регионы Европы, нацеленные сегодня на достижение
независимости. Их можно сравнить с государствами старой Европы. Эти
регионы в своих странах тоже находятся «на разных скоростях» с другими
провинциями и, как правило, выступают их экономическими донорами. Потому
большинством сторонников отделения от метрополии движут материальные
резоны.
Говорят, брюссельские чиновники в случае с каталонским
референдумом тайно злорадствовали центральному испанскому правительству.
Испания, как известно, попадает в «ядро государств первой скорости».
Она, по новой концепции, вместе с такими странами, как Германия,
Франция, Италия, Нидерланды, будет принимать все важные экономические
решения.
В этой конструкции совсем уж никчемной становится роль
Евросовета и Еврокомиссии. Пришёл черёд защищаться брюссельским
бюрократам. Они свой ход уже придумали и потихоньку начали внедрять в
сознание европейцев. Замысел Брюсселя сводится к тому, чтобы заново
переучредить Евросоюз.
Сегодня, как мы знаем, учредителями
Евросоюза являются тринадцать стран-участниц Маастрихтского договора
1992 года. Остальные пятнадцать примкнули позднее. В результате Brexit
Великобритания — одна из стран-учредителей — покидает ЕС. Чиновники в
Брюсселе видят в этом повод для переучреждения Евросоюза.
Такая
тема возникла ещё в прошлом году. Обсуждали, как в условиях
переучреждения «осовременить» действующие в союзе договоры. В частности,
прописать процедуру выхода из ЕС. Предполагалось дать право на
переучреждение Евросоюза только странам-донорам организации — то есть,
сильным экономикам. В их число не попадала даже Италия, перегруженная
противоречиями, не говоря уже о проблемной Испании.
Совершенно
ясно, при такой расстановке сил падала роль наднациональных структур в
Брюсселе. Еврочиновники нашли на это ответ. Они посчитали, что
учредителями ЕС, наоборот, должны стать все отдельные страны альянса, их
автономные провинции и даже крупные самостоятельные города, такие, как,
к примеру, Гамбург. Словом, «больше провинций хороших и разных» под
флагом развития в Европе демократии и реформ. Тогда — вся власть
Брюсселю!
Политическим тяжеловесам Европы такая концепция
категорически не понравилась. До прямых политических столкновений дело
пока не дошло. Но диаметрально разные подходы проявились уже при оценке
референдума в Каталонии. Канцлер Германии Ангела Меркель поддержала
центральное правительство Испании. Брюссель от такой поддержки
воздержался.
На самом деле, Каталония, как таковая, мало
интересует европейских лидеров. На кону другие ставки: кому в Евросоюзе
определять его дальнейшую политику и правила внутренних взаимоотношений.
Каталония в этом смысле лишь небольшая гирька на чаше политических
весов. Куда они склонятся, пока ясности нет.
На прошлой неделе
на неформальном саммите глав государств и правительств ЕС в эстонском
Таллинне главе Евросовета Дональду Туску поручили в течение двух недель
сформулировать план реформирования Евросоюза. Поручение ограничили
реформами в сфере экономики, безопасности и миграционной сфере. Баталии
за переучреждение ЕС пока отложены на неопределённое время…