ОКО ПЛАНЕТЫ » Политика » Аналитика мировых событий » Bыступлениe Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании СБ ООН по реформированию миротворчества ООН, Нью-Йорк, 20 сентября 2017 года
Bыступлениe Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании СБ ООН по реформированию миротворчества ООН, Нью-Йорк, 20 сентября 2017 года
Прежде всего хотел бы выразить соболезнование народу и Правительству Мексики в связи с человеческими жертвами и разрушениями в результате мощных землетрясений.
Хотел
бы поблагодарить Генерального секретаря, Председателя Африканского
Союза и Председателя Группы высокого уровня за их доклады по
рассматриваемым сегодня вопросам.
Мы приветствуем инициативу Эфиопии по проведению заседания по теме реформирования миротворчества ООН.
В
июне 2014 года Российская Федерация также проводила в рамках своего
председательства в Совете открытое заседание по данному вопросу. Уже
тогда было очевидно, что деятельность ООН на миротворческом направлении
требует адаптации к современным международным реалиям.
С
тех пор проделана большая работа: подготовлены доклады Независимой
группы высокого уровня по операциям в пользу мира, несколько докладов
Генерального секретаря ООН, проведена реформа миростроительной
архитектуры.
Вместе
с тем новые задачи в области миротворчества требуют всестороннего
обсуждения государствами-членами и Секретариатом с целью выработки
последовательных и сбалансированных подходов, преодоления фрагментарного
характера политико-правовой базы, разработки соответствующих доктрин,
своевременной подготовки нормативных документов на базе анализа
накопленного опыта.
Принципиальная
позиция России состоит в том, что урегулирование любых
конфликтов должно осуществляться прежде всего политическими методами с
опорой на национальный диалог. Содействие созданию необходимых для этого
условий должно стоять во главе угла операций по поддержанию мира. В
полной мере сохраняет свою актуальность первый базовый принцип
ооновского миротворчества: «голубые каски» могут быть развернуты только с согласия сторон конфликта.
Вторым
столпом ОПМ ООН является беспристрастность. Неприемлемо, чтобы
миротворцы под каким-либо предлогом вставали на сторону того или иного
участника конфликта.
Мы с большой осторожностью относимся к «усилению» мандатов миротворческих миссий. Сила может применяться «голубыми касками»
только для самообороны и защиты мандата. Имеющийся опыт наделения
миротворцев дополнительными силовыми полномочиями, например, в Демократической Республике Конго и Мали,
пока не убедил нас в том, что повышенные жертвы, которые приносят
миротворцы в принудительных операциях, оправданы достигнутыми «на земле» результатами. «Силовые» мандаты, если и сохранять такую опцию, должны самым тщательным образом калиброваться под конкретную ситуацию.
Мы
приветствуем идущий в Секретариате мыслительный процесс о реформе
миротворчества. Генеральный секретарь обладает определенной свободой в
решениях административного характера, в том числе относительно
организационных преобразований в структуре Секретариата и миссиях ООН.
Однако когда речь заходит о политическом измерении миротворчества,
необходимо получать одобрение любых перемен со стороны компетентных
межправительственных органов.
Особенно
это касается чувствительных вопросов, затрагивающих суверенитет
государств. С недавних пор модным направлением, активно продвигаемым
Секретариатом и «группой поддержки» из числа некоторых стран, стала так называемая «разведка в миротворчестве».
Конечно, операции по поддержанию мира – это, прежде всего, военные
подразделения, развернутые в регионах, где имеются угрозы безопасности. В
таком случае им, безусловно, не обойтись без соответствующей
рекогносцировки местности. Хотя и здесь остро стоит вопрос о том, как
будет контролироваться полученная информация и как будет сохраняться ее
конфиденциальность.
Однако расширительного толкования или «гибкого» применения «разведки»
мы не приемлем. Получение данных для осуществления оперативной
деятельности ОПМ может осуществляться только с согласия принимающего
правительства и только для ясно обозначенных, ограниченных легитимных
целей: для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских
лиц. Именно такой подход был одобрен государствами-членами при
согласовании Доклада Спецкомитета ГА ООН по ОПМ. Считаем недопустимым
произвольно интерпретировать поручения Секретариату, которые были даны
государствами. Это наносит ущерб авторитету ООН и будет негативно
сказываться на проведении ОПМ.
Важнейшим
фактором поддержания международного мира и безопасности является
подлинное партнёрство членов международного сообщества. Мы приветствуем
усилия региональных и субрегиональных организаций, действующих в зонах
своей ответственности в соответствии с Главой VIII Устава ООН.
Отмечаем
существенные успехи Африканского
союза в деле формирования общеконтинентальной архитектуры мира и
безопасности. Убеждены, что только активные усилия самих
африканцев позволят урегулировать конфликты на континенте. Призываем
всех способствовать тому, чтобы именно страны Африки играли основную
роль в определении путей установления мира и безопасности
согласно сформулированному ими самими принципу: «Африканским проблемам – африканское решение».
Странам
Африки приходится сталкиваться не только с внутренними проблемами и
конфликтами, но и с беспрецедентным ростом террористической угрозы,
резко обострившейся в результате военных авантюр в регионе Ближнего
Востока и Северной Африки.
Перетекание боевиков и оружия через Ливию на юг – в Мали, Нигер, Чад – создало многочисленные террористические угрозы в Сахаро-Сахельском регионе. Наладилось взаимодействие ИГИЛ с «Боко Харам», «Аль-Каидой в Исламском Магрибе». На севере Мали и в Нигере активизировалась группировка «Мурабитун», стремящаяся объединить все экстремистские структуры Мали, Нигера и Мавритании. В Сомали не снижает активности «Аш-Шабаб».
Россия
последовательно выступает за более эффективное содействие
странам Африки в наращивании их контртеррористического
потенциала. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом в
сфере антитеррора. Ежегодно в российских образовательных учреждениях
проходят подготовку сотни африканских миротворцев и полицейских.
Страны
Африки ставят вопрос о материальном и финансовом содействии их усилиям
по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках
партнерства ООН и Афросоюза. Готовы искать общеприемлемые
договоренности.
Есть перспективы и у взаимодействия между ООН и ОБСЕ. Такую возможность предполагает российская инициатива учредить Миссию ООН по охране СММ ОБСЕ на юго-востоке Украины с целью содействия строгому и всеобъемлющему выполнению Минских договоренностей по урегулированию внутриукраинского кризиса. Как известно, эти договоренности были одобрены единогласно в резолюции 2202 Совета Безопасности ООН. Увиливать от ее выполнения – нехорошо.
Миротворчество
– одно из ключевых направлений деятельности ООН, имеющее огромное
практическое значение для жизней миллионов людей. Свой вклад в него
вносят все государства-члены, прежде всего страны-поставщики
контингентов. Призываем к тому, чтобы все общие вопросы, имеющие
отношение к миротворчеству, обсуждались в соответствующих форматах –
Специальном комитете по операциям по поддержанию мира и в Пятом
комитете. Думаю, что синергия усилий в рамках Генассамблеи и Совета
Безопасности позволит эффективно обеспечивать универсальный характер и
уникальную легитимность ооновского миротворчества.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+