Несмотря на возвышенные ожидания, «новый мировой порядок» Буша оказался в тупике «мирового беспорядка» 2017-го.
Что пошло не так? Для начала стоит вспомнить первоначальный смысл термина.
В начале сентября 1990 года при молчаливом одобрении советского руководителя Михаила Горбачёва США собирали коалицию желающих, намереваясь изгнать иракские войска из Кувейта.
Уверенный, что сможет запугать Саддама Хусейна, Буш ожидал не только военной победы, но и иного вида международного сообщества. Для его описания Буш позаимствовал у Горбачёва концепцию «нового мирового порядка», которую Горбачев за два года до этого использовал с целью поддержать более сильную роль ООН и снизить роль насилия на международной арене.
Но Буш был менее заинтересован в ООН, а более сконцентрирован на том, чтобы настоять, что «нет никакой замены американскому лидерству».
В самом деле, Буш посвятил почти половину своего выступления 1990 года усилению мощи США, категорично заявив, что «экономический дом Америки в полном порядке» — сокращение налогов, долга, энергетической зависимости и даже (сдержанно) расходов Пентагона. Таким образом, Буш нацелился обеспечить более сильную опору для американского руководства в формирующейся эпохе после холодной войны.
Буш мог бы сказать о «мире, где право закона заменяет право джунглей», но суть американской политики после речи Буша заставляет предположить совершенно иной мировой порядок.
Решение Буша начать войну против Ирака в начале 1991 года продемонстрировало, что за «новым мировым порядком» стоят холодные геополитические расчёты. Администрация, несмотря на значительную оппозицию в Конгрессе и обществе приняла решение против Саддама следовать военному варианту, а не ждать, достигнут ли дипломатические усилия или санкции такого же результата.
Непомерное использование силы Америкой превратило первую войну в Заливе в «расстрел безоружных», когда погибло более 20 000 иракских солдат и 3 000 мирных жителей. Вместо того, чтобы возвестить о новом порядке на Ближнем Востоке, война усугубила существующий арабо-израильский конфликт, саудо-иранский, шиитско-суннитский и националистически-исламистский раскол.
Новый мировой порядок Буша обернулся разогретой холодной войной. Вместо простого сдерживания Советского Союза США взвалили на свои плечи бремя единственной сверхдержавы — несущей ответственность за противостояние угрозам миру повсюду и главным образом военными средствами.
Когда в декабре 1991 года распался Советский Союз, Вашингтон занялся укреплением своего однополярного статуса. Представление о сотрудничестве Горбачёва и (в меньшей степени) Буша-старшего застыло в торжестве США после окончания холодной войны, что в итоге расширило НАТО до границ России.
Перспектива более сильного ООН стала, наоборот, порционной многосторонностью в годы Билла Клинтона, когда США действовали с остальными на основе принципа выборочности — и на условиях Вашингтона. Вмешательство США в ближневосточные дела, в частности американская поддержка (и военное присутствие) Саудовской Аравии, помогли усилению влияния радикальных суннитских группировок вроде аль-Каиды, которая позже, в 2001-м, атаковала «новый мировой порядок» в годовщину речи Буша.
Страхи представителей обеих партий перед глобальной анархией подтолкнули последующих руководителей США к попытке установить американское доминирование. Хотя оно могло бы реализоваться, возможно, в краткий момент в начале 1990-х, но в основе своей это было нежизнеспособно. Провалившиеся усилия в Афганистане, Ираке, Ливии и повсюду подтвердили невозможность силового введения нового мирового порядка.
Дональд Трамп, несмотря на его призывы в бытность кандидатом в президенты сконцентрироваться на восстановлении американской экономики, всего лишь очередной приверженец американской однополярности, что «новый мировой порядок» в итоге и стимулирует. Он отправляет больше войск в Афганистан, угрожает Северной Корее «огнём и яростью» и продолжает бесконечные войны против терроризма по всему миру.
США могли бы помочь построить поистине объединённый мировой порядок в 1990-е. А поскольку они этого не сделали, сегодня мир столкнулся с двойным вызовом верховенству права на планете: ИГ и Дональдом Трампом. Анархия, которой столь многие опасались, теперь совсем близко.
Примечание:
* — организация, запрещённая в РФ.