Российская стратегия стабилизации в Южной Азии
Способность России поддерживать тесные
партнерские связи в сфере безопасности, как с Индией, так и с
Пакистаном, в значительной степени способствует реализации более широких
геополитических устремлений Москвы.
Месяц назад, 13 августа 2017 года, высокопоставленный российский
военачальник сделал официальное заявление о том, что с 19 по 29 октября в
России пройдут комплексные совместные военные учения с Индией. Это
заявление привлекло широкое международное внимание, поскольку
запланированные в октябре учения предусматривают одновременную
координацию действий сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил
двух стран, впервые в истории военного сотрудничества. Время принятия
Москвой решения о расширении этого сотрудничества также представляет
особый интерес, поскольку объявление о предстоящих совместных учениях
появилось через несколько дней после переговоров с Пакистаном о
приобретении российских многоцелевых истребителей Су-35.
Решение России об углублении военного сотрудничества одновременно с
Индией и Пакистаном является убедительным примером того, что Москва
осуществляет стратегию балансирования и стабилизации в Южной Азии. В то
же время способность России поддерживать тесные партнерские связи в
сфере безопасности с обеими странами в значительной степени
способствует реализации более широких геополитических устремлений
Москвы.
Успешная стратегия стабилизации в Южной Азии подчеркивает статус
России как великой державы. Россия демонстрирует, что она способна
напрямую конкурировать с Соединенными Штатами и Китаем за влияние в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта стратегия также обеспечивает
поддержку усилий Москвы по предотвращению нестабильности в Центральной
Азии и Афганистане как со стороны Нью-Дели, та и Исламабада.
Партнерские отношения Москвы с Индией и Пакистаном подкрепляются ее
усилиями по решению двух ключевых проблем безопасности, представляющих
взаимный интерес. Первая серьезная проблема, на которой Россия сделала
акцент в своих попытках укрепить партнерские отношения с Индией и
Пакистаном – это борьба с международным терроризмом.
Несмотря на то, что индийские политики регулярно подчеркивают, что
Пакистан является спонсором терроризма, называя это серьезной угрозой
региональной стабильности, а пакистанские СМИ со своей стороны называют
причиной усиления исламского экстремизма преследование и маргинализацию
мусульман в Индии, Россия сохраняет хорошие отношения с обеими странами,
отказываясь возлагать на какую-либо из них вину за сохраняющуюся
террористическую угрозу в Южной Азии.
Вместо того, чтобы подражать обвинительной тактике администрации
президента США Трампа, Россия решает проблему терроризма в Южной Азии на
двусторонней основе, взаимодействуя с правительствами Индии и Пакистана
в тех областях, где они могут осуществлять принятые конструктивные
решения. Контртеррористическая деятельность России в Индии сосредоточена
на обеспечении более жесткого трансграничного контроля притока и оттока
исламских экстремистов. Чтобы убедить индийское правительство в
решимости Москвы бороться с пособниками террористов, президент России
Владимир Путин поддержал контртеррористический рейд Индии в Кашмире
после терактов в городе Ури в 2016 году и открыто высказал одобрение
политики Нью-Дели в борьбе с терроризмом во время своей встречи с
Нарендрой Моди в нынешнем июне.
Несмотря на то, что поддержка Россией антитеррористической политики
Индии может нанести ущерб ее двусторонним отношениям с Пакистаном,
Москва ослабила обеспокоенность Исламабада, подчеркнув незаменимость
Пакистана как партнера по борьбе с терроризмом в Афганистане. Российские
официальные лица утверждают, что враждебная риторика Трампа в отношении
Пакистана увеличивает угрозу дестабилизации ситуации в регионе. Москва
предоставила Пакистану особый дипломатический статус в мирных
переговорах по афганскому кризису, которые проходили в России. Эти
действия убедили пакистанское руководство в беспристрастности России и
побудили Исламабад поддержать расширение российского дипломатического
присутствия в Афганистане.
Вторая серьезная проблема безопасности, которая лежит в основе
стабилизационной стратегии России в Южной Азии – это необходимость
деэскалации напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном,
которая заметно обострилась в 2016 году. Подобно своему подходу к борьбе
с терроризмом, Россия непредвзято подошла к возобновлению конфликта в
Кашмире, отказавшись использовать свой статус постоянного члена Совета
Безопасности Организации объединенных Наций, чтобы обвинить одну из
сторон в обострении насилия.
Несмотря на то, что Пакистан выразил больше энтузиазма в отношении
посреднической роли России, чем Индия, поддержка Москвой двустороннего
диалога между Нью-Дели и Исламабадом и противодействие осуждающим
резолюциям международных организаций, укрепили ее стратегию стабилизации
в Южной Азии.
Хотя экономические и военные связи России с Индией имеют большее
геополитическое значение, чем те, что связывают Москву с Пакистаном,
использование Россией конструктивного двустороннего подхода к борьбе с
терроризмом и предложение посредничества в урегулировании напряженности
на границе, позволило ей эффективно реализовать свою стратегию
балансирования в Южной Азии.
Если российские дипломатические инициативы помогут ослабить
напряженность между Индией и Пакистаном, кремлевские политики смогут
расширить для своей страны доступ к жизненно важным новым рынкам сбыта
военной техники, подчеркнуть статус России как великой державы на
мировой арене, а также продемонстрировать ее способность оказывать
ощутимое позитивное влияние на обстановку в Азиатско-Тихоокеанском
регионе.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|