Венесуэла становится одним из главных
ньюсмейкеров мировых СМИ. Новости из этой страны все чаще напоминают те
самые мыльные оперы, которыми так прославилась когда-то Латинская
Америка. Правда этот сериал совсем не про любовь, а его персонажей вряд
ли ждет счастливое будущее, хотя, разумеется, надежду на мирное
урегулирование венесуэльского конфликта оставлять нельзя.
Для того чтобы попытаться спрогнозировать возможное развитие ситуации в
Венесуэле, необходимо в первую очередь разобраться в истоках кризиса и
проанализировать текущее положение дел. Статья публикуется в рамках
партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).
У истоков
Представляется, что венесуэльский кризис имеет как минимум два основных измерения.
Во-первых, безусловно, к нему привел целый
комплекс проблем социально-экономического характера. Экономическая
модель, задуманная и во многом реализованная покойным президентом Уго
Чавесом, несла в себе многочисленные противоречия. С одной стороны, она
позволила радикально улучшить жизнь значительной части населения
Венесуэлы. Так, например, уровень бедности упал примерно с 50% до 30% с
1998 по 2013 гг., а процент живущих в крайней бедности снизился с 23,4% в
1999 г. до 8,5% в 2011 г. ВВП на душу населения вырос с 4 105 долл. в
1999 г. до 10 801 долл. в 2011 г. Снизилась безработица, младенческая
смертность и увеличилась средняя продолжительность жизни. На этом успехи
«боливарианской революции» не заканчиваются. Среди прочих можно также
говорить о совершенствовании системы здравоохранения, повышении качества
образования и его доступности, реформировании и переоснащении армии,
повышении престижа государственной и военной службы.
Вместе с тем социально-экономическая модель У. Чавеса стала
неподъемной ношей для его наследников в изменившихся реалиях мировой
экономики. Хотя Венесуэла почувствовала на себе последствия мирового
финансово-экономического кризиса 2008 г. позднее, чем некоторые другие
государства, он нанес разрушительный удар по экономике Боливарианской
Республики. Высокие цены на нефть и благоприятная мировая конъюнктура
долгое время позволяли Каракасу реализовывать масштабные социальные
программы. Однако со снижением спроса и падением цен на энергоносители
денежные поступления сократились, а обязательства государства остались
прежними. Кризис сказался и на общем уровне жизни населения. Кроме того,
отдельные не самые удачные управленческие решения, направленные на
борьбу с кризисом, только усугубили ситуацию (в частности, эмиссия
денежных средств, контроль над ценами на отдельные товары, др.).
Экономическая ситуация продолжала ухудшаться и к 2017 г.
продемонстрировала новый уровень падения: инфляция за первые 6 месяцев
2017 г. уже достигла 249% (МВФ прогнозирует 720% к концу текущего года),
прогнозируемая безработица – около 21%.
В стране также наблюдается масштабная нехватка продовольствия и
товаров первой необходимости. 72,7% опрошенных венесуэльцев заявили,
что за последний год похудели в среднем на 8,7 кг. Одновременно многие
отметили, что сократили количество приемов пищи с трех до двух.
Все эти экономические факторы не могли не спровоцировать резкий
рост недовольства среди значительной части населения. Кроме того,
стремительный рост социально-экономической напряжённости, как это обычно
бывает, спровоцировал рост преступности и снижение уровня безопасности.
Вторая причина кризиса лежит в политической
плоскости. Политическая система, сформировавшаяся при У. Чавесе и
доработанная его наследниками, отличается сложностью и неоднозначностью.
Характерными чертами стали довольно жесткая централизация власти,
доминирование левых и левоцентристских политических сил, сокращение
пространства для функционирования оппозиционных партий и движений,
усиление контроля над СМИ, расширенные президентские полномочия,
распространение практик непотизма и кумовства. В связи с этим
венесуэльский политический режим в российском и зарубежном дискурсе
часто называют диктаторским.
Данное утверждение представляется несколько преувеличенным,
однако режим У. Чавеса-Н. Мадуро действительно существенно снизил
институциональные возможности трансляции интересов несогласных с курсом
правящих элит. На фоне разрастающегося экономического водоворота и
проблем в области обеспечения безопасности граждан кризис обрел
полномасштабный формат, подпитываясь нарастающим недовольством «улиц».
К другим причинам кризиса, которые добавились в ходе нарастания
напряженности, можно отнести непримиримость сторон, отсутствие
эффективного посредничества, а также раскол в рядах оппозиции и правящей
элиты. Отметим де-факто провал института посредничества в венесуэльском
конфликте: медиаторы не вызывают доверия у оппозиции, а усилия по сути
единственного, авторитетного для обеих сторон актора – Ватикана – весьма
ограничены.
Нельзя полностью исключать и версию иностранного вмешательства в
дела Венесуэлы. Заинтересованные страны, среди которых называют США и
отчасти соседнюю Колумбию (из-за ее исторически тесных контактов с
Вашингтоном и таких же исторически неприязненных отношений с Каракасом),
могли подлить масла в огонь разрастающегося конфликта. В пользу этого
варианта говорит и наличие отработанной схемы «цветных революций»,
которая, возможно, уже была опробована в Венесуэле после президентских
выборов 2013 года несогласие оппозиции с результатами, требования
пересмотра, вывод оппозицией массовых шествий на улицы, сохранение
протестной активности в течение длительного времени.
Здесь и сейчас
Текущая ситуация в Венесуэле выглядит более чем напряженной как в
политической плоскости, так и в экономической перспективе. О сегодняшней
Венесуэле надо знать как минимум три пункта.
Во-первых, происходит обострение политической борьбы из-за
созыва Конституционной ассамблеи (КА). 30 июля состоялись инициированные
официальным «чавизмом» выборы в Национальную конституционную ассамблею
(НКА), призванную разработать и внести изменения в действующую
Конституцию Республики с целью проведения комплексного реформирования
государства. Срок действия полномочий Ассамблеи составляет 2 года, в ее
рядах представители регионов и различных сфер, однако все они в разной
степени являются последователями «чавизма», поскольку оппозиция
бойкотировала выборы в КА. Многие видные политики вошли в состав
Ассамблеи, включая, например, Диосдадо Кабельо и Делси Родригес (оба
лояльны Н.Мадуро и считаются его ближайшими соратниками). В список
депутатов вошла и жена президента Силия Флорес.
Президент Венесуэлы Н. Мадуро пояснил, что цель созыва
заключается не только в изменении основного закона, но и в создании базы
для урегулирования конфликта и прекращения волны насилия, а также в
обеспечении правовой и социальной безопасности граждан. Формулировки
президента звучат размыто и неочевидно, поэтому существует немало
интерпретаций реальных мотивов учреждения КА. Так, оппозиция опасается,
что этот орган станет оружием против нее, в особенности против ее
парламентского присутствия. Эти опасения уже отчасти оправдались,
поскольку 18 августа 2017 г. Конституционная ассамблея приняла на себя
функции законодательной власти в Венесуэле, мотивировав это
необходимостью «гарантировать мир, суверенитет государства и его
финансовое функционирование».
Оппозиция не признает проведенные 30 июля 2017 г. выборы, а весь процесс созыва Ассамблеи считает незаконным и фиктивным.
Во-вторых, по-прежнему неясным остается положение парламента
страны, контролируемого с 2015 г. оппозиционным «Столом демократического
единства». Изначально победа оппозиции привела к конфликту между
ветвями власти, оказавшимися по разные стороны идейных баррикад.
Впоследствии (2016-2017 гг.) парламент был фактически отстранен от
выполнения своих полномочий, а все издаваемые им документы признавались
недействительными. Функции парламента частично перешли исполнительной и
судебной властям, а в 2017 г. – к КА. Роспуска законодательного органа
не было, однако и эффект от продолжения его функционирования нулевой.
Сейчас Национальная ассамблея занимается зачастую очень
странными делами. Например, в отсутствии официальной статистики об
экономической ситуации, парламент публикует свои подсчеты уровня
инфляции. При всей важности предоставляемой информации, это совсем не
то, чем должен заниматься законодательный орган государства. Вероятно,
парламент все-таки будет распущен, поскольку в реалиях
«надконституционной» КА, обладающей всей полнотой власти, в сущности,
мало причин сохранять недееспособный парламент, не признающий к тому же
полномочия КА.
В-третьих, надо знать имя Луизы Ортеги, которое сейчас не
сходит со страниц латиноамериканских СМИ. Луиза Ортега Диас – известный
венесуэльский политик и юрист, была в рядах ближайшего окружения У.
Чавеса, с 2007 по 2017 гг. занимала должность Генерального прокурора
Венесуэлы. Л. Ортегу отстранили от должности 5-го августа 2017 г.,
причем это сделал не парламент, а уже Конституционная ассамблея. За что
же отозвали полномочия у прокурора? Л. Ортега в мае 2017 г. высказалась
против процесса созыва КА, поскольку в представлении прокурора процесс
реализации созыва шел вразрез с основным законом Венесуэлы. Л .Ортега
впоследствии не раз открыто выступила против правящих кругов Венесуэлы
и, не в последнюю очередь, лично против Н. Мадуро. Прекращение
полномочий должно было совпасть с разбирательством против Л. Ортеги,
однако достичь этого в полной мере не удалось: прокурор вместе с семьей
бежала в Боготу, и сейчас, по заявлению президента Колумбии Х.М.
Сантоса, «находится под защитой колумбийского государства» в связи с
угрозой ее жизни и здоровью.
Ситуация вокруг Л. Ортеги была бы, пожалуй, не слишком
примечательной, если бы, во-первых, не некие «документы», которые якобы
доказывают вовлеченность Н. Мадуро в разные неприятные коррупционные
истории, включая, например, «дело компании Odebrecht»*, без
преувеличения потрясшего всю Латинскую Америку. Во-вторых, бегство
прокурора именно в Колумбию обострило и без того напряженные
двусторонние отношения с Боготой, а во многих других странах региона
преследование Л.Ортеги – реальное или мнимое – в очередной раз вызвало
волну критики режима Н. Мадуро.
День грядущий
Учитывая всю комплексность ситуации и все вышеперечисленные факторы
напряженности, довольно сложно давать однозначный прогноз развития
конфликта в Венесуэле. Эта латиноамериканская страна уже не раз
заставляла политических аналитиков по всему миру сожалеть об озвученных
прогнозах, а власть Н. Мадуро оказалась значительно прочнее, чем \то
виделось на заре протестного движения. Предложим по крайней мере
несколько возможных вариантов развития событий.
Самый позитивный и благоприятный сценарий связан с работой
Конституционной ассамблеи. Несмотря на негативное отношение к ней
оппозиции и ряда зарубежных государств, именно на КА сейчас возлагаются
надежды на урегулирование, просто потому, что это, в сущности, новый
рубеж развития политического режима «боливарианской революции». Ее
полномочия обширны, и их использование во благо – для установления
подлинно общенационального диалога и поиска выхода из кризиса - могло
бы стать основной стабилизации ситуации в Венесуэле.
В то же время, возможен и негативный сценарий, при котором
кризис перейдет в прямое силовое столкновение сторон. Протесты уже
унесли немало жизней с обеих сторон, однако пока неправомерно говорить о
вооруженном конфликте. К сожалению, исключать подобный вариант нельзя,
особенно в свете недавних сообщений о том, что правительство и армия
начали вооружение гражданских сторонников действующей власти.
Еще одним вариантом развития событий может быть иностранное
вмешательство, причем оно может носить разные формы – от простой
поддержки отдельных сил до военной интервенции. Так, 11 августа 2017 г.
президент США Дональд Трамп заявил, что опция военного вмешательства в
Венесуэлу также рассматривается Вашингтоном в случае, если ситуация не
нормализуется мирным путем. В Каракасе такие планы восприняли
агрессивно, особенно на фоне часто раздающихся из соседней Колумбии
призывов к силовому решению венесуэльского конфликта. Представляется,
однако, что открытая интервенция Вашингтона маловероятна.
В условиях глобальной нестабильности и вовлеченности
вооруженных сил США в конфликты по всему миру, Вашингтону едва ли нужна
еще одна потенциальная «бездонная яма» для денег налогоплательщиков.
Кроме того, страны Латино-Карибской Америки (ЛКА), даже традиционные
союзники США, в большинстве своем считают недопустимым вмешательство «с
севера», полагая, что региональные проблемы лежат в сфере
ответственности региональных игроков. В последние десятилетия позиции
Вашингтона в регионе слабеют, и вряд ли ему добавит популярности
нарушение суверенитета крупной и значимой латиноамериканской страны.
Скорее США будут придерживаться линии на санкционное давление, в логику
которой вписываются новые жесткие экономические санкции, подписанные 25
августа 2017 г. президентом Дональдом Трампом.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что сегодняшняя ситуация в
Венесуэле имеет понятные предпосылки экономического, структурного и
политического характера, однако отличается высокой степенью
непредсказуемости и рисков, которые отдаляют перспективу урегулирования
кризиса, все больше поглощающего Венесуэлу и угрожающего стабильности
региональной подсистемы Латино-Карибской Америки.
________________
* Это запутанное антикоррупционное расследование было начато в Бразилии, а
его развитие затронуло многие страны региона. Материалы дела крайне
обширны, отметим только, что «Odebrecht» - крупнейшая латиноамериканская
строительная фирма – была вовлечена в коррупционные связи с политиками
самого высокого ранга (включая президентов и министров) сразу в
нескольких государствах, по данным следствия, компания заплатила
порядка 788 миллионов долларов в виде взяток высокопоставленным
чиновникам в 12 странах Латинской Америки и Африки. Л.Ортега намекает,
что с компанией связана и семья президента Венесуэлы Н.Мадуро, а также,
вероятно, его окружение.