«Берегитесь каждый своего друга, и не
доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит
преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы».
(Книга пророка Иеремия 9:4)
Сегодня
в стало модным говорить о цветных революциях. При том, что понятие
самой революции у многих в голове засело на уровне цитат из «Краткого
курса истории ВКП(б)». Хотя, между прочим, все изменилось. Однако вряд
ли кто-нибудь станет спорить с тем, что основа, на которой он появился,
была. Вот и давайте постараемся подробно рассмотреть это явление. То
есть – что, как, когда и почему стало этой самой «цветной революцией».
Вот они, какие «революционеры» бывают. Бабке о вечном думать надо,
белые тапки проветривать и Бога молить, чтобы принял ее грешную душу в
светлые селения свои, а она туда же… бунтовать, забыв, что нет власти
«аще как от Бога». Фото: Uraldaily.ru
Итак, сам термин «цветная
революция» не что иное, как дань нашей эпохи, которая любит броские и
запоминающиеся названия. Он стал применяться только в начале 2000-х
годов, а раньше политологам хватало и тех определений, что бытовали до
этого. С «бархатной революцией» революция «цветная» тоже никакого
отношения не имеет. В узком смысле это процесс демонтажа
коммунистической системы в Чехословакии в ноябре-декабре 1989 года,
который был осуществлен бескровными методами. Но применяется он и как
более широкое понятие, и тогда к «бархатным революциям» можно отнести
все события, которые имели место в социалистических странах в Восточной
Европе и также в Монголии, где в 1989—1991 годах в их ходе политические
режимы советского типа ликвидировались мирным путем.
Сегодня же к
«цветным революциям» относят весьма специфическую форму массовых
уличных беспорядков и протестных выступлений различных социальных слоев
населения, которые поддерживаются зарубежными неправительственными
организациями, и обычно заканчиваются сменой существовавшего в стране
политического режима без участия в них военных. При этом наблюдается
смена правящих элит и очень часто изменение политического курса нового
правительства.
Надо сказать, что сегодня мы имеем уже много
примеров довольно-таки специфических выступлений в разных странах,
которые попадают под данное определение. Но многообразие их таково, что
специалисты все еще спорят, какое именно «активное» событие в стране
можно считать настоящей «цветной революцией». Например, в Югославии была
«революция» получившая название «бульдозерной», в Грузии была своя
«Революция роз», про «Оранжевую революция» на Украине наслышаны все. А
вот в Киргизии была «Тюльпановая революция». И все они относятся к
цветной революции. Португальская «Революция гвоздик» случилась 25 апреля
1974 года, когда в этой стране был точно так же совершен бескровный
переворот, уничтоживший в стране фашистскую диктатуру и заменивший ее
либерально-демократическим строем. Но этот пример как раз не
показателен, так как португальский переворот осуществляли военные, а в
«цветных революциях» главными участниками являются лица гражданские и в
первую очередь – активно выступающая оппозиционная молодежь. Нельзя
относить к «цветной революции» и случившийся в Иране 19 августе 1953
года переворот, в ходе которого премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка
свергли в результате действий, которые были напрямую санкционированы
США. Хотя есть и такая точка зрения, что именно этот переворот в
принципе можно рассматривать в качестве прообраза будущих «цветных
революций».
Рассмотрим хронологию «цветных революций»:
2000 — имела место «Бульдозерная революция» в Югославии.
2003 — происходит «Революция роз» в Грузии.
2004 — происходит известная «Оранжевая революция» на Украине.
2005 — похожая на нее «Революция тюльпанов» в Киргизии.
2006 — попытка организовать «Васильковую революцию» в республике Беларусь.
2008 — попытка организации «цветной революции» в Армении.
2009 — еще одна попытка «цветной революции» имела место в Молдавии.
Здесь
следует несколько отвлечься от практики и обратиться к теории. Всем
известная ленинская формула о «верхах и низах», а также обострившихся
выше обычного уровня нужде и бедствиях. Но… ограниченность этой его
формулы для цветных революций очевидна. Более обобщенной и пригодной для
ситуации с «цветными революциями» является «формула» Джорджа Оруэлла,
изложенная им в его дистопии «1984». Суть ее в наличии в обществе трех
социальных слоев: высших, которым принадлежит власть и 80%
собственности, средних, которые помогают высшим, обладают знаниями и
мечтают занять место тех, кто наверху, и низших, которые не имеют ни
собственности, ни знаний, но полны мечтаний о справедливости и всеобщем
равенстве и братстве. Случается так, что высшие «теряют жизненную
хватку»: вырождаются, спиваются, погрязают в разврате, начинают считать,
«что им все дозволено». Тогда средние понимают, «что их час настал»,
идут к низшим, говорят им, что знают, как претворить их мечтания в жизнь
и зовут их на митинги, демонстрации, а то и на баррикады. Низшие
запевают придуманную для них средними песню: «Всё, чем держатся их троны
/ Дело рабочей руки... Сами набьём мы патроны /К ружьям привинтим
штыки. Свергнем могучей рукою Гнёт роковой навсегда / И водрузим над
землёю Красное знамя труда!» и умирают от пуль, голода и холода, но в
итоге средние побеждают, высших сменяют, а низших… отбрасывают туда,
откуда они пришли, лишь несколько улучшив (ну, чтобы не возмущались
очень уж сильно) их положение. Не сразу, а постепенно до низших опять
доходит, что что-то здесь «не так», как им обещали, а «новые средние»
начинают копить силы для очередного «финального рывка наверх». И вот тут
если кто-то им поможет деньгами… они вполне могут попробовать вывести
массы на улицы. Их час настал!
И вот тут мы можем вспомнить
знаменитую «Доктрину Монро» (названную так по имени президента США
Джеймса Монро, 1758 - 1831). По ней в июле 1823 года США провозгласили
свое право на то, чтобы устанавливать нужные им политические режимы на
всех землях «к югу от Рио-Гранде», как в Центральной, так и в Южной
Америке. Так была принята мессианская модель мироустройства, названная
«Pax Americana» (лат. "Американский мир") – то есть мира, устроенного по
американскому образцу. Монро, правда, имел в виду главным образом
вмешательство в дела «американцев» европейских держав. Однако, он
допускал, что США может также вмешиваться в дела независимых
американских государств в ответ на «происки» коварных европейцев. То
есть, если «они начнут», то и нам можно. Вот только как различить это
самое вмешательство со стороны европейцев и, главное, оценить его
вредоносность для интересов США? Дело в том, что такой подход позволяет в
принципе даже любое торговое соглашение определять, как наносящее ущерб
интересам США, ведь главный то лозунг звучал так: «Америка для
американцев». То есть торгуйте с нами, оружие покупайте у нас… а все
прочие – «люди в Америке нежелательные!»
Кстати, именно
американские ученые-политологи и дали первыми определение «цветным
революциям» и рассмотрели их содержание. Так, одной из основополагающих
работ по этой теме стала книга американского профессора политологии
Джина Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы
освобождения», изданная еще в 1993 году. В ней он рассматривает их как
борьбу с диктатурой. В книге детально рассказывается о том, как
осуществить такую революцию, используя для этого самые простые методы.
Вряд ли стоить удивляться, что для молодых революционеров эта книга
стала настольным пособием и своего рода «библией». Читали ее и находили в
ней «утешение» оппозиционеры Югославии, Грузии, Украины, Киргизии и
многих других стран.
Большую роль в подготовке умонастроений
граждан других стран играют и социологические исследования, например,
проводимые организацией «Freedom House» (сокращенно FH, «Дом Свободы» –
неправительственной организацией со штаб-квартирой в Вашингтоне, которая
ежегодно готовит международный обзор положения с политическими правами и
гражданскими свободами во всем мире). Все страны мира «Freedom House»
подразделяет на три категории: полностью свободные, свободные частично и
полностью несвободные. Есть два важных критерия, по которым страны
относятся к одной из этих категорий:
- наличие у граждан политических
прав, возможность их свободного волеизъявления во время выборов
государственных лидеров и при формировании решений, имеющих для страны
важное значение;
- наличие гражданских свобод (свобода распространять
свое мнение, личная независимость от государства, что на практике
означает также и независимость СМИ и, разумеется, надежная защита прав
различных меньшинств).
Показатели оценивают по убывающей шкале от 1 (максимум) до 7 (минимум).
По
мнению этой организации, количество несвободных стран в мире является
пугающе высоким и с этим, в принципе, нельзя не согласиться. Но считать
ее в свою очередь серьезным источником информации о «свободных» и
«несвободных» странах нельзя. Дело в том, что ее бюджет на 80%
финансирует правительство США. По этой же причине эту организацию часто
обвиняют в лоббировании интересов Белого дома, вмешательстве во
внутренние дела других государств и… публикации ангажированных докладов.
Например, президент Киргизии Аскар Акаев прямо заявлял, что в его
стране готовится «Революция тюльпанов» и «Freedom House» является
главным поставщиком финансовых средств для оппозиционеров. Конечно,
можно сказать и так, что это говорит «диктатор», а «народ» его страны
хочет свободы. Все так. Да, но как измерить уровень «диктатуры» и
«градус народного недовольства» в этой стране? А главное, может ли
ситуация исправляться такими вот… «интервенционистскими методами»?
С
другой стороны, ясно и другое, а именно, что «цветные революции»
возникают всегда там, где в стране наличествует серьезный внутренний
политический и также экономический кризис. Это, так сказать, главная и
понятная, можно сказать, естественная причина. Но вот вторая никак к
«естественным» отнесена быть не может, потому что к ней относится
желание такой мировой сверхдержавы, как США, продвигать свои
внешнеполитические и экономические (что естественно) интересы.
Есть
и третья причина, связанная теперь уже с интересами России: а что мы
можем противопоставить двум вышеназванным причинам со своей стороны?
Ну,
и, наконец, четвертая причина, это проблемы в области экономики:
население планеты непропорционально растет, плодородие почв убывает,
нищета большой массы населения в силу указанных выше причин,
естественно, возрастает. Сказывается и отсутствие во многих странах
развитого среднего класса, который является гарантом социальной
стабильности. То есть эффективная экономика – это, в первую очередь,
ключ к решению большей части сложных социальных задач. Кстати, именно
поэтому люди со всего мира и уезжают (или пытаются) уехать в США. А
экономика этой страны эффективна! Простым людям неважно как это там
обеспечивается, им гораздо важнее, «что». Вот они всеми правдами и
неправдами туда и стремятся и… правильно делают, потому, что «рыба ищет
где глубже, а человек – где лучше!» А граждане Киргизии, Узбекистана или
той же Украины едут по этой же причине работать в Россию. Для них и это
хлеб, то же самое, что для россиян США.
Очень серьезной
проблемой многих стран является то, что их правительства не умеют
наладить диалог с оппозицией, а игнорируют, а то порой и просто ее
подавляют. Прибегая к иносказанию, угроза революции в стране – это вроде
бы как болезнь в человеке, «симптомы» которой показывают, что с его
организмом явно что-то не в порядке. И если не обращать на «симптомы»
внимания и жестко их «глушить», то есть руководство страны не будет
лечить «организм», а загонит все в глубину, «болезнь» будет только
прогрессировать и стремительно развиваться. А затем она непременно
выйдет наружу, вот только исправить ситуацию ее будет уже намного
сложнее.
Понятно, что страны, которые распространяют идеи о
свободе (в их понимании), тоже отнюдь не альтруисты. Все по Библии: «Даю
тебе, чтобы и ты дал мне!». Как говорит директор «Института Альберта
Эйнштейна» Джин Шарп, есть целый ряд моментов, которые напрямую связаны с
иностранным вмешательством во внутренние дела той или иной страны:
- Так, они терпят, а то и помогают диктаторским режимам с целью обеспечить свои экономические или политические интересы.
-
Иностранные государства вполне могут и предать народ страны, где
проводится очередная «цветная революция», не сдержать своих обязательств
по оказанию ему помощи ради достижения как-то другой, более значимой
для них цели, возникшей неожиданно.
- Для некоторых иностранных
государств действия против диктатуры лишь способ добиться
экономического, политического или военного контроля над другими
странами.
- Иностранные государства вполне могут с позитивными целями
вмешаться в дела других стран, когда внутреннее сопротивление
существующим в них режимам уже довольно сильно расшатало тамошние
диктатуры, а международному сообществу открылась их «звериная сущность».
Продолжение следует…