От Донбасса до Центральной Азии: закат ОБСЕ в Евразии всё ближе
Несколько
дней назад, комментируя резко возросшую интенсивность обстрелов в
Донбассе, представитель мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг
выступил с очередным заявлением. Затруднившись с определением того, кто
начал стрелять первым (и это несмотря на имеющиеся в распоряжении миссии
технические средства и широкую сеть местных информаторов), он сказал,
что договорённостей о перемирии не придерживаются обе стороны. По мнению
должностного лица ОБСЕ, ответный огонь также является нарушением
Минских соглашений «и исключений здесь нет».
Тем
самым господин Хуг и представляемая им организация в очередной раз
поощрили украинскую сторону на военную эскалацию в Донбассе. Наверное,
удивляться нечему: избирательность зрения наблюдателей от ОБСЕ, не
желающих видеть украинские обстрелы, уже не раз становилась объектом
возмущения жителей ДНР и ЛНР. Более того, размещаемые в жилых кварталах
Авдеевки танки ВСУ очень хорошо себя чувствуют под прикрытием машин с
опознавательными знаками ОБСЕ…
Украинские радикалы, которые готовятся ко второму этапу «блокады Донбасса», по их собственному признанию,
«накопили силы, открыли ряд лагерей вдоль российской границы». Однако
можно быть уверенным, что и эти действия украинских подопечных останутся
без внимания со стороны господ из ОБСЕ.
Увы, подобное поведение миссий организации, призванной работать на урегулирование конфликтов, стало нормой. Ранее приводились примеры деструктивной
деятельности ОБСЕ в отдельных постсоветских странах и конфликтных
регионах. И, очевидно, у швейцарца Томаса Гремингера, назначенного 18
июля 2017 года генеральным секретарём ОБСЕ, были веские основания констатировать:
«…серьезные
разногласия вокруг функций организации существовали и раньше, но
конфликт в Украине значительно их усилил, и сегодня есть глубокий кризис
доверия».
Ещё
раньше в том же духе высказался и наезжавший в Донбасс нынешний
председатель этой организации, бывший министр иностранных дел Австрии
Себастьян Курц, по мнению которого «современная Европа как никогда
разнородна, противоречива и раздирается блоковым мышлением».
Подтверждением
этого разброда видится и деятельность ОБСЕ, примером чему может служить
не только её миссия в Донбассе. В своё время представители ОБСЕ внесли
значительный вклад в смену режимов в Грузии, на Украине, в Киргизии, как
и в Македонии, где они сыграли роль в углублении этноконфессионального
раскола.
Основная
часть финансовых ресурсов ОБСЕ расходуется сегодня на миссии, а также
на полевую деятельность, которая охватывает многие страны Восточной и
Юго-Восточной Европы и Центральной Азии. Согласно Хартии европейской
безопасности, мандат подобных миссий может включать: оказание помощи или
разработку рекомендаций в тех областях, о которых договорились ОБСЕ и
принимающая сторона; наблюдение за соблюдением обязательств перед ОБСЕ;
оказание помощи в организации и наблюдении за выборами; оказание
поддержки верховенству закона и демократическим институтам,
восстановлению и поддержанию закона и порядка; содействие созданию
условий для переговоров или другие меры, которые могли бы способствовать
мирному урегулированию конфликтов; проверка и/или помощь в выполнении
соглашений о мирном урегулировании конфликтов; поддержку в
восстановлении и реконструкции различных аспектов общества (1). В основе
действий по предотвращению конфликтов лежит анализ с целью раннего
предупреждения о надвигающемся конфликте и соответствующее реагирование
на начальных его стадиях (2).
Разумеется,
«реагирование» может быть самым разным, что хорошо видно на примере не
только Донбасса, но и других постсоветских регионов. К примеру, к концу
1990-х годов, к Стамбульскому саммиту организации, структуры ОБСЕ были
открыты во всех пяти государствах Центральной Азии. Центр ОБСЕ в
Казахстане 18 декабря 2014 г. был преобразован в Программный офис (3)
ОБСЕ в Астане. С 1995 г. в Ташкенте функционировало Бюро ОБСЕ по связям в
Центральной Азии, преобразованное в 2000 г. в Центр ОБСЕ в Ташкенте, а в
2006 г., после событий в Андижане, – в Координатора проектов ОБСЕ в
Узбекистане. Центр ОБСЕ имеется и в Ашхабаде, а Бюро в Таджикистане
начало работать в этой стране ещё в 1994 году, под всполохи гражданской
войны. В отличие от мандатов миссий в Бишкеке, Ашхабаде, Астане и
Ташкенте, в Душанбе Бюро ОБСЕ с довольно многочисленной миссией (160
сотрудников) выполняет более широкие задачи. Долгосрочные цели миссии
ОБСЕ предусматривают здесь более широкие усилия, направленные на
реформирование политической системы страны, выработку законодательных
актов, подготовку кадров и т.д. (4) Сходные мероприятия, включая
обучение прокуроров, юристов и судей правильному пониманию прав граждан
на религиозные убеждения, проводятся также
в Кыргызстане. В 2010 году, на пике драматических событий в Ошской
области Киргизии, рассматривался вопрос о прибытии в регион конфликта
полицейской миссии ОБСЕ, постоянный совет которой утвердил 15 июня 2010
г. заявление по ситуации в республике. С 24 по 28 июня 2010 г. в
Бишкеке находилась «миссия полицейских сил» ОБСЕ для выработки плана
действий по оказанию консультативной и экспертной помощи в
постконфликтном урегулировании и восстановлении мирного процесса на юге
страны. Итогом ряда встреч в Вене и Бишкеке стал план действий для
«Полицейской консультативной группы ОБСЕ» – первой миротворческой
структуры такого рода в Центральной Азии. Предполагалось, что группа
будет выполнять задачи по мониторингу, кураторству и консультированию,
но её прибытие было отложено, а затем проект пришлось свернуть (5).
Из
относительно недавних событий можно выделить прошедшую в сентябре 2016
года в Варшаве двухнедельную конференцию, организованноую Бюро по
демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, на которой
рассматривалась ситуация с правами человека в странах Центральной Азии.
Особое недовольство в Бишкеке и Душанбе вызвало участие в данном
мероприятии делегаций запрещённых в Таджикистане и Киргизии политических
партий и оппозиционных групп. В частности, киргизский оппозиционер,
бывший депутат парламента Кыдыржан Бытыров, один из лидеров узбекской
общины, заочно осуждённый на родине к пожизненному заключению, обвинил президента
Алмазбека Атамбаева в незаконном изменении конституции и узурпации
власти. В свою очередь, киргизские власти объявили о понижении с 1 мая статуса
представительства ОБСЕ в республике с «центра» до «программного офиса».
Кроме того, были закрыты местные офисы этой структуры в ряде городов
Таджикистана и Киргизии.
Интересным представляется подход казахстанской стороны, принявшей решение о переформатировании миссии ОБСЕ. В Астане обращают внимание на
то, что мандаты полевых миссий ОБСЕ должны быть "умными”, т. е.
конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и соотносимыми с
конкретным сроком. Ранее Казахстан вместе с Россией и Белоруссией
предлагали провести ряд реформ по усилению контроля за полевыми
миссиями, включая назначение их сотрудников Постоянным советом ОБСЕ и
сокращение продолжительности действия мандатов.
Ещё в 2004 году страны СНГ указывали на
серьёзные недостатки в работе ОБСЕ: уклон в сторону гуманитарной
проблематики, сведение деятельности организации в гуманитарной сфере к
мониторингу ситуации в области прав человека и демократических
институтов, а также выборочное повышенное внимание к одним странам при
игнорировании проблем в других.
Однако
позитивных сдвигов в деятельности ОБСЕ не произошло, и прогрессирующий
кризис этой организации налицо. Созданная в 1975 году для
«предотвращения возникновения конфликтов в масштабах Старого Света,
урегулирование кризисных ситуаций и ликвидацию их последствий», после
распада СССР ОБСЕ всё больше превращалась в инструмент реализации
геополитических задач США и их союзников по НАТО.
В
первую очередь речь идёт о попытках влиять на внутриполитические
процессы в тех странах, где появляются представители ОБСЕ. При этом
вопросы обеспечения безопасности, для чего, собственно, организация и
создавалась, отходят на второй план, а их «решение» оборачивается
карикатурой. Именно так обстоят сегодня дела в Донбассе. В середине
2000-х годов так было в Южной Осетии, где «специалисты» в полевой форме
ОБСЕ открыто работали на интересы готовившей агрессию грузинской
стороны.
Негласной
целью миссий ОБСЕ на постсоветском пространстве является создание
условий и предпосылок для вмешательства США и их союзников во внутренние
дела стран, намеченных для очередного геополитического эксперимента.
Представительства и наблюдательные миссии ОБСЕ стали инструментом
вмешательства во внутренние дела тех государств, где они действуют,
включая поддержку прозападных политических сил, организацию массовых
беспорядков, свержение неугодных режимов.
Как
предполагают наблюдатели, дело идёт к тому, что власти многих
постсоветских стран будут стремиться избавиться от назойливой опеки со
стороны «контролёров» от ОБСЕ, действующих в интересах Вашингтона и
отчасти Берлина (6).
По оценке видного
немецкого политика, бывшего статс-секретаря Министерства обороны
Германии и бывшего вице-председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Вилли
Виммера, в своё время «американцы сделали всё от них зависящее, чтобы
предотвратить создание в азиатской части континента организации по типу
СБСЕ, так как эта форма международного сотрудничества противоречила
американским интересам».
В
этих условиях общий интерес России и её партнёров, не нуждающихся в
появлении на их территории очагов нестабильности под опекой «полевых
миссий» ОБСЕ, состоит в создании независимой от Запада системы раннего
предупреждения конфликтов и соответствующей модели миротворчества.
Примечания
(1)
Акказиева Г.И. Основные механизмы деятельности ОБСЕ в Центральной Азии
// Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. №
6. С. 107-111.
(2)
Мейер П.Ф., Линотт Д. Механизмы раннего предупреждения конфликтов и их
предотвращения (в контексте экономического и экологического измерения
ОБСЕ) // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 3 (45). С. 109-129.
(3) По словам специалиста,
опрошенного изданием «Фергана», «разница [между Центром и Программным
офисом] в том, что программный офис не проводит мониторинг ситуации в
стране – политический, экономический, по правам человека либо иной.
Сотрудники полномасштабной миссии готовят аналитические материалы для
делегаций всех 57 стран-членов ОБСЕ в Вене, а программный офис аналитику
не пишет, и его проекты, как правило, проходят контроль/согласование с
МИДом».
(4)
Дронов В.В. Деятельность миссии ОБСЕ в Таджикистане (1990-2005) //
Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 5. С. 89-95.
(5)
Малышев Д.В. Революционные события 2010 года в Киргизии: основные
предпосылки и реакция мирового сообщества // Вестник Московского
университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика.
2011. № 1. С. 130-148.
(6) Финансовый вклад Германии в деятельность ОБСЕ – около 11 %. Немецкий персонал задействован не только в работе отдельных структур Организации, но и практически во всех существующих миссиях ОБСЕ. Источник: .fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|