24 августа 2017
Три сценария для арабского мира
Нурхан Эль-Шейх - Профессор политологии Каирского университета; член Египетского совета по международным делам.
Резюме:Изменения, начавшиеся на Ближнем Востоке с 2011 г., привели к
непомерно высоким ожиданиям населения об улучшении качества жизни,
установлении социальной справедливости и демократизации общества. Но
вместо весны и процветания арабский мир погрузился в мрачную зиму.
Спустя шесть лет после бурных событий «арабской весны» страны
региона так и не смогли встать на безопасный путь, ведущий в светлое
будущее. Они страдают от нестабильности и кровавых конфликтов, проходя
через переломный этап своей истории. Драматические изменения, начавшиеся
с 2011 г., привели к непомерно высоким ожиданиям населения улучшения
качества жизни, установления социальной справедливости и демократизации
общества. Вначале разные политические и общественные силы объединились,
требуя перемен, но не имея четкого понимания того, в чем именно они
должны заключаться. Вместо весны и процветания арабский мир погрузился в
мрачную зиму. Исламистские политические силы, в частности
«Братья-мусульмане», вышли на первый план в силу высокой
организованности. Они выступили под религиозными лозунгами, которые
привлекали большинство граждан и отвечали их ожиданиям. Однако
«Братья-мусульмане» никогда до этого не проходили испытания властью,
десятилетиями оставаясь в оппозиции в качестве жертв диктатуры. Несмотря
на разногласия, их поддержали некоторые либералы.
Но исламистские силы не удержали популярность, поскольку им не
удалось добиться социальной справедливости и повышения уровня жизни,
который упал еще ниже, чем до их прихода к власти. Они также не
выполнили обещаний относительно построения светского и демократического
государства, сразу приступив к созданию режимов исламистской диктатуры.
Они инициировали коренные изменения внутри государств, чтобы превратить
их из полусветских в чисто исламские. Они прибегли к чрезмерному насилию
в отношении оппозиции, включая убийства, например, египетского
журналиста Абу Даифа аль-Хусейни и двух оппозиционных лидеров Туниса –
Шокри Белаида и Мохаммеда Брахми. Опыт исламистов во власти показал, что
среди них нет умеренных, поскольку все исламистские фракции применяют
насилие в той или иной форме и степени. Они создали сеть внешне
конкурирующих между собой организаций, которые фактически поддерживали
друг друга, особенно в критические моменты. Это проявилось, когда
Мохаммед Мурси призвал к «джихаду» в Сирии 15 июня 2013 г., чтобы
сплотить сирийских исламистов.
Это вызвало народный гнев: люди вышли на улицы, поддерживаемые
государственным аппаратом, с требованием отстранить исламистов от
власти. В обществе произошел раскол, так как часть населения
поддерживала исламистские фракции («Братьев-мусульман», салафитов, Союз
исламского джихада), тогда как другая часть предпочитала сторонников
прежних режимов в Египте и Тунисе.
Вместо того чтобы уверенно и неуклонно продвигаться к демократии,
процветанию и стабильности, арабский мир погрузился в тьму
неопределенности. Ни у одной страны нет четкого и ясного представления о
пути в лучшее будущее. В современных условиях возможно несколько
сценариев развития ситуации в арабских странах.
Первый сценарий – продолжение «исламистского
кошмара», который все еще нависает над рядом арабских стран, особенно
Египтом и Тунисом. Можно сказать, что политический ислам отступил после
революции в Египте 30 июня 2013 г. и решения исламистской партии Туниса
«Ан-Нахда» (Партия возрождения) разделить религиозную и политическую
деятельность (май 2016 г.). Однако закат политического ислама не
означает его окончательного поражения. Возможности для политического
ислама сохраняются в силу ряда факторов.
Хотя сторонники политического ислама были вытеснены с руководящих
позиций, они по-прежнему участвуют в общественной жизни Туниса (в лице
партии «Ан-Нахда»), Египта (салафиты), Иордании («Братья-мусульмане»),
Марокко («Партия справедливости и развития») и других стран. Исламисты
просто переместились из центральных органов власти на периферию
политической жизни. Это дает им шанс реорганизовать свои ряды и
продолжить деятельность. Члены и сторонники этих организаций также
продолжают проникать во власть, занимая ключевые посты. Даже находясь в
тюрьмах, исламисты вербуют в свои ряды молодых людей, осужденных за
беспорядки и протесты. Последователи политического ислама в лице
«Братьев-мусульман», салафитов и других партий и движений – неотъемлемая
часть арабского общества. Их относительный закат на политическом
небосклоне не мешает им внедряться в экономические структуры и
административный аппарат.
Это не первый кризис, с которым сталкивается политический ислам в
арабских странах. После короткого периода примирения между президентом
Гамалем Абдель Насером и «Братьями-мусульманами» последние попытались
организовать покушение на Насера. В итоге организация была распущена, ее
деятельность запрещена, а ее руководители арестованы в 1954 году.
Второй кризис случился в 1965 г. после еще одной попытки покушения на
египетского президента, а также серии терактов и политических убийств в
Египте. Египетские власти начали массированную кампанию против
«Братьев-мусульман» и казнили их верховного лидера Саида Кутба. Хотя
президент Анвар Садат вступил в союз с организацией для борьбы с
«насеристами», противостояние возобновилось в 1977 г., когда
«Братья-мусульмане» участвовали в протестах против планов Садата
заключить мир с Израилем. В сентябре 1981 г. Садат арестовал около 1500
человек, принадлежавших к разным политическим фракциям, включая
исламистов. Аналогичные события происходили в Тунисе в правление
президента Бен Али, а также в Алжире после того, как на выборах 1990-х
гг. победил Исламский фронт спасения. Но полностью политический ислам не
исчез, через некоторое время он вернулся, громко заявив о себе.
Политический ислам получает большую поддержку некоторых региональных и
международных сил – в первую очередь Дохи, Анкары и Лондона. С началом
«арабских революций» в 2011 г. Турция оказала самую горячую поддержку
«Братьям-мусульманам». Это была как политическая поддержка, так и
поддержка со стороны средств массовой информации. В ходе своего визита в
Египет в сентябре 2011 г. премьер-министр Турции (ныне президент)
Реджеп Тайип Эрдоган побывал в гостях у Ахмеда Саифа аль-Ислама, сына
основателя «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны, проявив явную симпатию к
этому движению. Все это вписывается в общую стратегию Анкары по
утверждению доминирования в арабском регионе за счет возрождения идей
«Османской империи» и «Исламского халифата» под собственным
руководством.
После «революции 30 июня», которая свергла власть «Братьев-мусульман»
в Египте, Турция стала для них главным инкубатором. Помимо личных
нападок Эрдогана на новые египетские власти, Анкара инициировала ряд
массовых митингов против событий в Египте, а также организовывала
многочисленные встречи для «Братьев-мусульман». Последние вступили в
союз с террористическими группировками, стоявшими за некоторыми
диверсиями в церквях и государственных учреждениях Египта, а также
терактами, направленными на устранение общественных деятелей, офицеров
армии, полицейских и судей. Кроме того, Турция приютила членов
«Братьев-мусульман», которые сумели бежать из Египта или находились за
границей во время «революции 30 июня».
Катар является еще одним главным спонсором «Братьев-мусульман» и
прибежищем большинства сторонников политического ислама. Катар горячо
поддержал «Братьев-мусульман» (в лице партии «Ан-Нахда») в Тунисе и
Египте, стремясь удержать их у власти в этих странах, а также принял
участие в военной операции НАТО в Ливии. Доха также оказывает помощь
террористическим группировкам в Сирии для создания в стране нового
режима во главе с представителями сирийских «Братьев-мусульман». Лондон
также считается важной опорой для «Братьев-мусульман». Это, по сути,
штаб-квартира организации в Европе, которая приютила многих ее лидеров,
включая Ибрагима Мунира, генерального секретаря Международной
организации «Братьев-мусульман». Известно, что у Великобритании имеются
глубоко укоренившиеся связи с организацией. Она поддерживала Хасана
аль-Банну и «Братьев-мусульман» в Египте с момента их зарождения. Об
этом пишет британский историк и журналист Марк Кертис в своей книге
«Тайные дела: сговор Британии с радикальным исламом» (Secret Affairs: Britain's Collusion with Radical Islam),
опираясь на секретные документы британского правительства. Лондон стал
безопасной гаванью для многочисленных экстремистов, в том числе для
лидеров «Исламской группы» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), которые устроили
печально известную резню в египетском Луксоре в 1997 году.
Ухудшение экономических условий создает благоприятную среду для
оживления политического ислама в арабских странах. Хотя повышение уровня
жизни было важным требованием арабских народов, положение в этой
области по-прежнему неудовлетворительное. Социальная напряженность,
характерная для первой половины 2015 г., а также последствия трех
драматичных терактов оказали негативное влияние на экономические
показатели Туниса в 2015 году. Согласно Экономическому докладу
Всемирного банка по странам Ближнего Востока и Северной Африки весной
2016 г., прирост ВВП Туниса составил всего 0,8%. В большинстве отраслей
экономики отмечен спад или застой. Инфляция неуклонно замедлялась,
безработица оставалась на высоком уровне в 15,4% – особенно среди женщин
(22,6%), выпускников университетов (31,2%) и молодежи (31,8%). Не лучше
обстоят дела в Египте и других одиннадцати арабских государствах. Даже
страны Персидского залива сталкиваются с экономическими трудностями
из-за падения цен на нефть. Обычно в тяжелые времена мусульмане
обращаются к религии и все больше верят тем, кто вещает во имя Бога.
Преобладание консервативного салафизма в культуре и обществе – очень
важный фактор, создающий широкие возможности для выживания политического
ислама. Например, Египет всегда гордился своей приверженностью
умеренному исламу. Однако последние два десятилетия отмечены резким
ростом религиозного радикализма в египетской общественной и политической
жизни. Общественные деятели, явно симпатизирующие политическому исламу,
являются фундаментом для возобновления его активности.
Перечисленные выше факторы гарантировали ранее и обеспечат в будущем
условия для возрождения политического ислама в арабских обществах. Он
лишь дожидается благоприятного момента, чтобы снова захватить власть.
Второй сценарий – дезинтеграция и хаос – остается
возможным, особенно в Сирии, Ираке, Ливии и Йемене. Географическая и
политическая карта региона меняется. Мир и стабильность остаются
труднодостижимой целью в силу многих причин.
Несмотря на относительные успехи в борьбе с терроризмом, он остается
главным вызовом для арабских стран и всего мира. Неспособность
региональных и международных сил объединить усилия и сотрудничать в
борьбе с терроризмом повышает угрозу дезинтеграции государств. В Сирии
многие ведут боевые действия под прикрытием борьбы с ИГИЛ и терроризмом.
Среди них можно выделить Сирийские демократические силы, которые
поддерживаются международной коалицией, Партию «Демократический союз» (PYD – объединение курдов Сирии) и Отряды курдской народной самообороны (YPD).
На территории страны также действуют турецкие военные подразделения,
завершившие операцию «Щит Евфрата», в сотрудничестве с группами так
называемой сирийской оппозиции, связанной со Свободной сирийской армией.
Совместно они взяли под контроль 5 тыс. кв. км в северных районах
Сирии. Параллельно с этим на юге страны действуют вооруженные
формирования, поддерживаемые Иорданией.
В Ливии существует три основные силы: маршал Халифа Хафтар
контролирует территорию на востоке страны, признанное мировым
сообществом ливийское правительство в Триполи господствует на западе, а
племена, поддерживающие Саифа аль-Ислама Каддафи – на юге. Лидер
«Аль-Каиды» в Ливии, который является одним из членов террористического
Совета Шуры революционеров Бенгази, по прозвищу Мохаммед аль-Нус,
призвал своих последователей атаковать Триполи, Бенгази и территорию
«нефтяного полумесяца» и установить контроль над этими территориями. Это
усиливает нестабильность и повышает вероятность распада ливийского
государства.
В то же время, согласно некоторым исследованиям, многие террористы,
примкнувшие к ИГИЛ, не вернутся в свои страны, особенно в свете
повышенных мер безопасности, принятых властями. Боевики ИГИЛ могут
перебраться из Ливии в Тунис и Египет или в Европу. В декабре 2016 г.
министр обороны Туниса Ферхат Хорчани сказал, что «террористы бегут из
южной Ливии не только на юг, чтобы примкнуть к группировке Боко Харам в
Нигерии, но и на запад – в частности, в Тунис». В феврале 2017 г. он
подчеркнул, что возвращение боевиков представляет угрозу для
национальной безопасности Туниса.
Продолжается эскалация этнической и межрелигиозной вражды в регионе.
Например, раскол между суннитами и шиитами, который подогревается
саудовско-иранским противостоянием. Хотя в какой-то момент разрядка в
отношениях между Саудовской Аравией и Ираном казалась возможной,
события, последовавшие за визитом наследного принца Саудовской Аравии в
Вашингтон, а также проявляемая Трампом враждебность к Ирану – в
противовес политике сдерживания – сорвали шанс установления
взаимопонимания между Эр-Риядом и Тегераном. Сообщения о планах
Соединенных Штатов сформировать так называемый «суннитский альянс»,
включающий Саудовскую Аравию, Египет и Иорданию, для противодействия
(фактически при участии Израиля) тому, что считается иранской угрозой
региональной безопасности, снова обостряет напряженность между сторонами
после того, как Саудовская Аравия заручилась поддержкой Вашингтона.
Между тем премьер-министр Регионального правительства Иракского
Курдистана (КРГ) Нечирван Барзани подтвердил, что в этом году Курдистан
проведет референдум о независимости. «Мы не можем возвращаться в
прошлое», – говорит Барзани, утверждая, что «Ирак после Мосула уже не
тот, каким он был до Мосула». Этот шаг поставит под угрозу не только
единство Ирака, но и единство Сирии, Турции, а, возможно, и Ирана,
поскольку во всех этих странах проживает многочисленное курдское
меньшинство. В Сирии курдские провинции практически автономны, а в
Турции курды добиваются независимости на протяжении нескольких
десятилетий.
Йемен также под угрозой раскола. Рассматривается возможность
разделения Йемена на шесть частей по религиозному, племенному и
экономическому принципу. Север (бывшая Йеменская Арабская Республика)
может расколоться на четыре части. Первая – это нефтяные области в
Маарибе и Аль-Джауфе; вторая включает области проживания зейдитских
племен (Сана, Амран и Саада); третья – прибрежные области (Хаджа,
Ходейда); четвертая – район вдоль Баб-эль-Мандебского пролива в Таизе и
Абе. Юг может разделиться на две части: пустынная нефтеносная область
(Хадрамаут и Шабва) и стратегическая береговая линия Баб-эль-Мандеба
(Аден, Абьян).
Политика США в регионе, основанная на принципе «разделяй и властвуй»,
также способствует реализации сценария хаоса и дезинтеграции. Термин
«Новый Ближний Восток» был введен в мировой политический лексикон в 2006
г. Государственным секретарем Кондолизой Райс. Именно ей западные СМИ
приписывают его формулирование взамен прежнего и более содержательного –
«Большой Ближний Восток». С точки зрения Вашингтона, границы на Ближнем
Востоке, проведенные Англией и Францией на основе соглашений Сайкс-Пико
1916 г., имеют серьезные недостатки и должны быть изменены. Аналогичный
план был предложен советником главы Пентагона по ближневосточной
политике Бернардом Льюисом в 1970-х годах. Американский президент Джордж
Буш и неоконсерваторы ухватились за эту идею в рамках «Инициативы по
Большому Ближнему Востоку», которая начала реализовываться в 2004 году.
Заявленная цель заключалась в продвижении демократии и построении
«общества знаний». Реальная цель – перекраивание карты Ближнего Востока
по религиозному принципу.
Решающим шагом в осуществлении этой стратегии стала американская
оккупация Ирака, особенно с учетом того, что война в Ираке очень дорого
обошлась Соединенным Штатам и нанесла удар по их имиджу во всем мире.
Арабские революции были одним из инструментов Вашингтона для достижения
быстрых и радикальных изменений в регионе с минимальными, с американской
точки зрения, издержками. США сыграли ключевую роль в устранении
прежних режимов и приведении к власти полностью лояльных им исламистов.
Соединенные Штаты оказывали непосредственное влияние на мобилизацию
арабских народных масс, обеспечивая помощь в обучении и финансировании
организаций гражданского общества, занимающихся правозащитной
деятельностью и продвижением демократии. Ряд американских организаций
обучали арабскую молодежь искусству мобилизации масс и управления
общественным мнением, а также методам ненасильственного давления на
власть. Среди таких организаций одной из наиболее видных был Институт
Эйнштейна, связанный с Фондом Джина Шарпа. Все они работали над сменой
руководства некоторых арабских стран, устранением от власти лидеров,
утративших народную поддержку, чтобы дать возможность прийти к власти
другим, согласным на раздел своих стран по этно-религиозному принципу
под лозунгом демократизации общества. Между тем Вашингтон заключил
сделку с исламистами, согласно которой администрация США поддержит их
приход к власти в обмен на сохранение американских интересов в регионе.
Когда Трамп победил на выборах, появились определенные надежды на
изменение американской политики. Какое-то время казалось, что Вашингтон
действительно намерен объединиться с другими силами в борьбе с
терроризмом, чтобы помочь процессу урегулирования в Сирии или по крайней
мере не мешать этому процессу, а также способствовать урегулированию
других конфликтов в регионе. К сожалению, после американских ударов по
Сирии в апреле стало очевидно, что Соединенные Штаты придерживаются
прежней политики передела региона или так называемой «балканизации»
Ближнего Востока.
Третий сценарий, маячащий на горизонте – возвращение
авторитарных режимов. Поиск выхода из сложившегося положения и
альтернативы двум предыдущим сценариям может способствовать укреплению
государственной власти и органов безопасности. Это позволит сокрушить
терроризм, подавить исламистов и осуществить социальные и культурные
перемены, необходимые для подрыва влияния экстремистов. Этот сценарий
предполагает упрочение государственной власти, которая будет
противодействовать хаосу путем возрождения сильного центрального
правительства. В краткосрочной перспективе это способно затормозить
процесс демократизации. Однако в долгосрочной – твердые и серьезные шаги
в направлении демократии неизбежны для всех стран региона.
Отправной точкой для созидания лучшего будущего, выхода за рамки
предыдущих сценариев к более стабильной альтернативе, означающей
благополучие для арабских народов, должно стать стремление народа
сокрушить и искоренить терроризм. Некоторые режимы, пришедшие к власти
после «арабской весны», манипулируют массами, используя угрозу
терроризма и страх перед политическим исламом для оказания давления на
людей, страдающих от плохих экономических условий, отсутствия
демократии, ограничения прав и свобод. Они повторяют ошибки предыдущих
режимов и играют с огнем. Подобная тактика не приведет к реальной
стабильности. Стабильность и безопасность имеют двоякую природу: их
установление предполагает искоренение терроризма и экономическое
развитие. Очевидная связь между радикальным исламизмом в арабских
обществах и ростом терроризма означает необходимость истребления идейной
и культурной базы терроризма. Это должно происходить параллельно с
активизацией регионального и международного сотрудничества для победы на
тех территориях, где терроризм нашел себе прибежище, чтобы не допустить
выезда боевиков в другие страны мира. Безопасность неделима: либо мы
все будем жить в безопасности, либо никто не будет чувствовать себя под
защитой.
Данный материал вышел в июле 2017 г. в серии записок Валдайского
клуба, публикуемых в рамках научной деятельности МДК «Валдай». С другими
записками можно ознакомиться по адресу http://valdaiclub.com/publications/valdai-papers/