Кардинал Паролин в России – pro et contra диалога с Ватиканом
Закончившийся 24 августа официальный
визит в Россию второго лица в Ватикане, госсекретаря и кардинала Пьетро
Паролина продемонстрировал движение в развитии отношений Москвы с
Римско-католической церковью (РКЦ).
Подтверждено обозначенное на встречах
президента России с папой Франциском, а также на переговорах понтифика с
патриархом Кириллом в 2016 г. в Гаване наличие между двумя сторонами
серьёзных точек соприкосновения во взглядах на многие проблемы
современного мира. В то же время в поведении и высказываниях Паролина
более отчётливо, чем на встрече в Гаване, были заметны традиционные
элементы «восточной политики» РКЦ, в прошлом не раз препятствовавшие
общению сторон. За прошедшие полтора года после встречи папы и патриарха
в стратегии Ватикана на Востоке появились и некоторые новые элементы,
заставляющие задуматься о его способности оборачивать любую ситуацию к
своей пользе.
Встреча патриарха Кирилла и кардинала Паролина в Даниловом монастыре
Наибольшее совпадение позиций сторон как
по церковной, так и по государственной линии, проявилось в оценке
ситуации на Ближнем Востоке. Как отмечает итальянская печать, христиане в
этом полыхающем регионе «уже давно наблюдают с оптимизмом и надеждой за
политикой Кремля, поддерживающего Асада, учитывая особое внимание, с
которым режим в Дамаске всегда относился к католикам в Сирии». На Западе
упрекают папу Франциска за то, что он «чрезмерно корректно» относится к Башару
Асаду. Глава Святого престола заявлял, например, что «арабская весна»
была «рискованным предприятием Запада и теперь за это приходится дорого
расплачиваться». Папа подчёркивал, что тут Ватикан и Россия «частично сошлись в анализе событий».
Стороны договорились о создании
совместной рабочей группы РКЦ и Русской православной церкви (РПЦ) по
оказанию помощи христианам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. И дело
не просто в защите их прав и в материальной поддержке. Речь идёт о том,
останутся ли там христиане вообще. Исчезновение христианства в его
колыбели разрушит корни современной цивилизации. Чтобы не допустить
этого, верующие во Христа обязаны отодвинуть на второй план свои
противоречия и сплотиться.
Одна из разрушенных христианских церквей в Сирии
Важное значение приобретают и
символические жесты, например предоставление Ватиканом Русской церкви
мощей святого Николая Мирликийского, которым за время их пребывания в
России поклонились 2,3 млн человек.
Базилика св. Николая Мирликийского в г. Бари
На встрече с кардиналом Паролином патриарх Кирилл сказал,
что ни церковная, ни государственная дипломатия не были бы способны
сделать для развития отношений между католическим и православным мирами
так много, «как это сделал Святой Николай».
Патриарх Московский «с удовлетворением»
отметил близость позиций двух сторон по вопросу о роли Церкви в
конфликте на Украине. Она состоит в том, что, «если Церковь не
вовлекается прямо в конфликт и сохраняет миротворческий потенциал, то
она может стать очень важным фактором примирения людей».
Между тем Украина по-прежнему остаётся
основным полем преткновения интересов РКЦ и РПЦ. В центре проблемы –
активность крупнейшего «униатского проекта» Ватикана, чрезвычайно
политизированной Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) с 4,2 млн
прихожан. Её руководство не только вторгается на каноническую территорию
Православной церкви на Восточной Украине, вопреки прозвучавшим в Гаване
заверениям об отказе Ватикана от прозелитизма, но и не скрывает своего
крайне негативного отношения к сближению с Москвой в целом. Глава
украинских униатов Святослав Шевчук в своё время жаловался: «Из нашего
многолетнего опыта можно сказать: когда Ватикан и Москва организуют
встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам нечего
ожидать от этого чего-то хорошего». Он также заявил,
что многие его прихожане «чувствуют себя преданными Ватиканом». Сам
Шевчук много лет провёл в Аргентине, изучал там философию, потом
возглавлял епархию УГКЦ. О его особых связях с папой Франциском,
аргентинцем по национальности, информации нет, но известно, что Шевчук
пользуется поддержкой влиятельного префекта конгрегации Восточных
Церквей, директора Восточного института в Риме, кардинала Леонардо
Сандри. Около месяца назад кардинал Сандри побывал на Украине, где возложил венки на Майдане, посетил зону АТО,
благословил открытие нового кафедрального собора УГКЦ в Харькове и
создание там униатской епархии.
Гигантский кафедральный собор УГКЦ в Харькове с «глобусом Украины» в центре
Возможно, визит кардинала Паролина в
Москву имел также целью сгладить негативный эффект от расходящейся с
«духом Гаваны» миссии кардинала Сандри. На это указывает и то, что
подотчётный кардиналу Паролину папский нунций на Украине, архиепископ
Клаудио Гуджеротти, в свою очередь, единственный из западных послов,
посещал Донецк и Луганск. Не исключено, что различия в поведении
ватиканских кардиналов отражают идущую в окружении папы борьбу по
вопросу о развитии отношений с Москвой.
Не всё гладко и в отношениях Ватикана с
УГКЦ, которая хочет иметь от папского престола всецелую поддержку, но
при этом пользоваться полной самостоятельностью. В Риме, например,
отнюдь не в восторге от давно вынашиваемой лидерами украинских униатов
идеи о преобразовании УГКЦ в поместный патриархат во главе с
самостоятельно избираемым, а не утверждаемым папой патриархом. И уж
совсем неприемлем для Ватикана время от времени оглашаемый украинскими
руководителями от Ющенко до Порошенко план слияния раскольнического
«киевского патриархата», канонической Украинской православной церкви
Московского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и
УГКЦ в единую «Украинскую церковь». В Ватикане понимают, что элементов
католицизма в таком странном образовании не останется.
Представления Ватикана об унии меняются
очень своеобразно. В Гаване, когда папа Франциск заявил об отказе от
продвижения униатства, это прозвучало как сенсация, снимающая одно из
важных препятствий на пути построения отношений между католиками и
православными. Однако время показало, что ничего простого в ватиканской
политике не бывает. Собственно, Ватикан признал, что никогда не
относился к унии как к чему-то самостоятельному, а воспринимал её лишь
как ступень обращения «схизматиков» (православных) в католицизм. С точки
зрения Ватикана их пребывание на ней и без того сильно затянулось.
Теперь же настало время для полного растворения этих, так сказать,
«оглашенных» в лоне Римско-католической церкви. Вот почему в Ватикане
стало принято считать униатов («грекокатоликов») просто «католиками».
Иными словами, Ватикан устами папы
Франциска отказался от прозелитизма в форме униатства, но не отказался в
форме прямого распространения католицизма на канонической территории
Православной церкви. Это примечательный поворот в «Восточной политике»
Святого престола. В подконтрольных Ватикану СМИ, освещая визит
кардинала Паролина, открыто говорят о существовании некой «Русской
католической церкви» как некой данности. Называется даже число её
прихожан – аж 30 тысяч (что в пределах статистической погрешности). Тем
не менее значительную часть времени на переговорах кардинал Паролин
посвятил «отстаиванию прав» этой общины на свою организацию, церковные
здания, поставление священников из Рима и т. д. Хотя при этом самим
Святым престолом было объявлено, что визит носит государственный, а не
экуменический характер. Характерный штрих: согласно ватиканским СМИ, об
этом кардинал Паролин говорил не с патриархом Кириллом и митрополитом
Илларионом, а с российскими государственными руководителями. Вероятно,
пытался применить древнюю формулу divide et impera. Полагаем,
безуспешно. Итальянская пресса, однако, пишет:
«Теперь католическая община в России возлагает надежды на ватиканскую
Ostpolitik и на возможность исторического визита папы Франциска».
Неудивительно, что объявленная в Риме
главная цель визита кардинала Паролина – договориться о скором посещении
России папой Франциском, по-видимому, так и не была достигнута. Во
всяком случае, из сообщений о пребывании госсекретаря Ватикана на
российской земле не видно, обсуждался ли этот вопрос вообще. Кроме того,
в Риме не скрывают, что, если понтифик посетит Россию, затем он
непременно отправится на Украину, а уж там Порошенко со товарищи (люди
непонятной религиозной принадлежности) постараются выжать из визита
всё: и поклонение Майдану, и посещение зоны АТО и т. п. Фон переговоров с
главой Святого престола в Москве был бы в этом случае смазан и
перечёркнут пропагандистскими выходками киевских правителей.
Россия признаёт религиозные права
католиков, но в личном единстве с Ватиканом, а не в составе
подконтрольной ему организации. Ведь не существует Итальянской
православной церкви или Римско-православной церкви, хотя православных
людей в Италии достаточно. Вблизи Святого престола такое немыслимо.
Зачем же допускать это в России?
Тем не менее в целом состоявшийся визит
следует признать успешным настолько, насколько это возможно.
Расхождения, накапливавшиеся около тысячелетия, не могут исчезнуть враз.
Главное, чтобы к их исчезновению был взаимный интерес, а он, кажется,
есть. Ни о каком догматическом сближении православных и католиков речи
не идёт и идти не может, но острые проблемы, стоящие перед
человечеством, требуют отложить выяснение вопроса о том, «кто более Богу
угоден», на потом. Чем скорее в Ватикане осознают это до конца, тем
успешнее могли бы быть решены многие назревшие проблемы.
Заглавное фото: Встреча президента В. Путина и кардинала П. Паролина в Сочи Источник: .fondsk.ru.
Рейтинг публикации:
|