Полвека АСЕАН прошли между расцветом
социализма, в том числе в Азии, и кризисом глобализации. По степени
благополучия сравнение дальневосточных стран с ближневосточными говорит в
пользу первых. Однако солнце над Юго-Восточной Азией светит ныне сквозь
свои сгущающиеся тучи Каковы вехи пройденного пути, новые - весьма
грозные - вызовы и будущее отношений с Россией? Материал публикуется в
рамках партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).
8 августа 2017 года исполняется ровно 50 лет с того дня, когда
четыре министра иностранных дел – Адам Малик (Индонезия), Синнатамби
Раджаратнам (Сингапур), Танат Коман (Таиланд), Нарцисо Рамос (Филиппины)
и Тун Абдул Разак, в то время вице-премьер Малайзии, – подписали в
Бангкоке декларацию о создании Ассоциации государств Юго-Восточной Азии
(АСЕАН).
Задумывались ли они о том, что ждёт их детище в обозримом будущем?
Даже если так, то вряд ли кто-то из них мог представить, каким путём
пойдет развитие Ассоциации и к чему она придёт спустя полвека.
Договариваясь о создании АСЕАН, её отцы-основатели более всего
заботились о том, чтобы приглушить взаимные противоречия и споры (в том
числе территориальные) ради достижения важнейшей общей цели – отражения
«коммунистической угрозы», как внутренней, так и внешней, особенно из
сопредельных пространств, где шла бесконечная Индокитайская война. И,
конечно, из «красного Китая», где гремела риторика «культурной
революции». Кто бы вообразил тогда, что в начале 21 века Китайская
Народная Республика возглавит список ключевых торгово-инвестиционных
партнёров Ассоциации, а последняя «раскроет объятия» объединённому,
социалистическому Вьетнаму, доведёт число своих членов до десяти и будет
повсеместно рассматриваться как образец регионального сотрудничества
развивающихся стран?
Притом что достижения АСЕАН и её членов неоспоримы, успехи не
давались им легко. Слаженному взаимодействию мешали то
внутриполитические осложнения в отдельных странах, то системные сбои
транснационального характера сразу в нескольких из них (как в случае
Азиатского финансового кризиса конца ХХ – начала ХХI века). Приходилось
сопротивляться и согласованному давлению извне (как во времена, когда
США и ЕС не желали мириться с тем, что в АСЕАН принята Мьянма, где
властвовал военный режим). Тем очевиднее, что феномен АСЕАН – не плод
счастливого стечения обстоятельств, но результат осмысленных,
последовательных усилий, и тем выше оценка достигнутого.
Первая пятерка
На момент создания АСЕАН у каждой из стран «пятёрки» было более чем
достаточно нерешённых проблем в сфере национально-государственного
строительства – или, если угодно, национально-государственной
интеграции. Что касается интеграции региональной (предполагающей, строго
говоря, создание наднациональных институтов), то она, в лучшем случае,
представлялась делом не близкого будущего. Объединяясь, пятеро соседей
по ЮВА стремились компенсировать друг другу те или иные слабости,
включая дефицит управленческого опыта, закономерный в условиях недавно
провозглашенной независимости. В своём кругу они стремились обрести то
чувство защищённости и исторической перспективы, которого им так не
хватало в разгар холодной войны.
На достижение этого эффекта работало и благоволение Запада, кровно
заинтересованного в том, чтобы на азиатском юго-востоке возник
межгосударственный союз, участники которого сделали выбор в пользу
капитализма и противодействия «красной экспансии».
Получается, что деятельность АСЕАН с самого начала предполагала более
или менее синхронное укрепление национальных государств, их
сотрудничества на уровне региона и системы их глобальных связей – при
приоритетности задачи национально-государственной интеграции.
Уже на ранних этапах существования АСЕАН её члены «выгородили» в
пределах Юго-Восточной Азии (ЮВА) субрегиональное пространство,
обособленное от «проблемной» зоны Индокитая. Общими усилиями на этом
пространстве удалось обеспечить такую меру верхушечного политического
контроля и стабильности, такое качество государственного регулирования
хозяйственной жизни, которые, вкупе с устойчивым притоком иностранных
инвестиций, дали существенное ускорение социально-экономической
модернизации.
Вслед за Сингапуром, ранее других членов АСЕАН «причисленным к лику»
новых индустриальных стран, этой чести удостоились Малайзия, Таиланд и
Индонезия, причем ещё до Азиатского кризиса. У каждой из них (как,
впрочем, и у Филиппин) бывали моменты, когда экономика прирастала со
скоростью, превышавшей 8% в год. Эта история успеха произвела надлежащее
впечатление на правящие круги Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы,
настроила их на проведение собственных рыночных реформ, на политический
диалог с АСЕАН в интересах скорейшего урегулирования конфликта в
Индокитае, а, по большому счёту, и на вступление в Ассоциацию.
Интеграция не по-европейски
В начале 1990-х годов преобладало мнение, что для реального сближения
бывших противников понадобится целая историческая эпоха. На деле же всё
обернулось иначе: АСЕАН как объединение 10 стран ЮВА стала реальностью
еще до наступления ХХI века.
Параллельно шло расширение Евросоюза, и отличия этого процесса от
расширения АСЕАН весьма поучительны. Если в первом случае претендентам
на членство, представлявшим посткоммунистическую Восточную Европу,
предъявляли длинные списки требований, которые им предстояло выполнить
для получения «входного билета» в ЕС, то основатели АСЕАН проявили
несравненно большую лояльность по отношению к индокитайским кандидатам.
Когда в 1995 году в АСЕАН принимали Вьетнам, никто не настаивал на
том, чтобы тот отказался от «ложной» идеологии и демонтировал систему
власти, выстроенную вокруг компартии. Удовлетворились тем, что в СРВ
возрождаются рыночные отношения, и в рамках «курса обновления» (дой мой)
уже началось преображение вьетнамской экономики. Сегодня, когда этот
курс позволил Вьетнаму войти в категорию стран среднего уровня развития и
превратил его в одну из надёжных опор АСЕАН, когда аналогичные процессы
набирают силу в Камбодже, Лаосе и Мьянме, нельзя не воздать должное
основателям Ассоциации (плюс Брунею, присоединившемуся к «пятерке» ещё в
1984 году) за их великодушие. И не отметить, что мудрый, уважительный
подход к недавним оппонентам, которые становятся «членами семьи», был
для них естественным. Ведь в самой Ассоциации поиски общего взгляда на
различные региональные и мировые проблемы всегда основывались на
принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, на безусловном
уважении национального суверенитета, на соблюдении консенсуса при
принятии решений.
Мягкая манера переговорного общения; терпеливая готовность «ехать
тише, дабы уехать дальше»; отказ от высокомерной нравоучительности, от
навязывания своей точки зрения кому бы то ни было; поиски такого темпа
движения к поставленной цели, который был бы оптимален для всех
участников процесса; забота о «сбережении» не только собственного, но и
чужого «лица» – всё это элементы политической и дипломатической
практики, уже многие годы известной как «Путь АСЕАН» (ASEAN Way). По
меркам четырех государств Индокитая, переживших столько невзгод в эпоху
биполярного противостояния и нуждавшихся теперь, как мало кто другой, в
комфортной нише на внешнеполитической арене, привлекательность АСЕАН
определялась не только экономическим преуспеянием её членов, но и
нормами общения, сложившимися между ними.
«Асеаноцентризм»
На исходе ХХ века друг на друга наложились процессы расширения АСЕАН,
диверсификации её внешних связей и укрепления её морально-политического
престижа уже на уровне всего Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).
Ещё в 1970-е годы, руководствуясь как геополитическими, так и
геоэкономическими соображениями, АСЕАН приступила к формированию так
называемых диалоговых партнерств с внерегиональными (по отношению к ЮВА)
державами. Если в годы холодной войны это были США, Япония и другие
представители западного блока, то в 1990-е годы к их кругу
присоединились Российская Федерация, КНР и Индия.
По мере становления и институционализации этой системы связей
готовилась почва для закрепления принципа «центральной роли
АСЕАН» (ASEAN Centrality) в многосторонних инициативах, нацеленных на
углубление экономического сотрудничества, поддержание мира и
безопасности в АТР. Согласно этому принципу Ассоциация, которая никому
не угрожала и не имела сил принуждать кого-либо к чему-либо, получала
право определять повестку дня и координировать деятельность
соответствующих структур.
Признание «центральной роли» АСЕАН позволило, в частности, созвать
форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС),
функционирующий уже более четверти века. Позднее тот же принцип лег в
основу работы Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994),
Восточноазиатских саммитов (ВАС, 2005) и Совещания министров обороны
АСЕАН с коллегами из 8-ми стран-партнеров (СМОА+, 2010). Значительная
часть экспертного сообщества расценила создание этих трёх многосторонних
диалоговых площадок как признак движения к той «новой архитектуре
безопасности», которая могла бы сформироваться в АТР в обозримом
будущем.
По замыслу АСЕАН, экономический фундамент этой системы должна была
составить ещё одна «асеаноцентричная» конструкция – Региональное
всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП). Согласно проекту,
анонсированному в 2012 г., АСЕАН предстояло состыковать свою собственную
зону свободной торговли (АФТА) с пятью другими аналогичными зонами,
которые она либо уже создала, либо договаривалась создать с Китаем,
Японией, Республикой Корея, Индией, а также Австралией и Новой Зеландией
(с последними двумя АСЕАН подписала общее соглашение). Предполагалось,
что этот процесс завершится к концу 2015 года, однако до настоящего
момента вопрос о сроках запуска РВЭП остаётся открытым.
Глобальный игрок перед тревожными вызовами
Как бы то ни было, канун 50-летия АСЕАН отмечен таким знаковым
событием, как официальное создание триединого Сообщества АСЕАН (2015),
со специализированными подразделениями, сфокусированными на
сотрудничестве в сферах политики и безопасности, экономики и
социально-культурного развития. Отныне инвестиционная и производственная
деятельность, предложения товаров и услуг, перемещения рабочей силы и
пр. регулируются в пределах АСЕАН посредством единых правил.
Тем временем демографический и хозяйственный потенциал стран-участниц
Ассоциации продолжает расти: их общее население существенно превысило
600 млн. человек, а совокупный ВВП приближается во второй половине
текущего десятилетия к 3 трлн долл. Если бы в экономической статистике
асеановская «десятка» рассматривалась как единый субъект, то это был бы
шестой показатель в мире. Вклад асеановцев в поддержание экономического
динамизма АТР – как и в многосторонний диалог по проблемам безопасности в
этой части мира – неоспорим. Учитывая специфику АТР как региона с ярко
выраженным глобальным измерением, АСЕАН правомерно рассматривать не
только как регионального, но и глобального игрока – и, в силу этого, как
претендента на самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире.
Но есть и признаки того, что на полувековом рубеже Ассоциация и её
члены сталкиваются с неожиданными и всё более тревожными вызовами.
«Азиатский парадокс»
Если сопоставить ситуацию, складывающуюся во второй половине 2010-х
годов в АТР, с событиями и процессами, разворачивающимися в то же самое
время на Ближнем Востоке или в Северной Африке, то, кажется, двух мнений
быть не может. Положение в АТР – куда, согласно господствующим
представлениям, перемещается «центр тяжести» мировой экономики, – в
целом выглядит значительно лучше.
Тем не менее, основания для беспокойства есть, и в последние
несколько лет они множатся. Обсуждая существо и направления перемен,
эксперты и дипломаты часто пользуются формулой «Азиатский парадокс».
Подразумевают, что при общем сохранении благоприятной экономической
конъюнктуры в АТР и в зоне АСЕАН в частности (где темпы роста ВВП
Вьетнама, Индонезии, Филиппин, Камбоджи, Лаоса колеблются в середине
текущего десятилетия в диапазоне от 5 до 8% и даже выше), на
азиатско-тихоокеанском пространстве наблюдаются признаки системного
усиления политической напряженности. Она ощутима и во внутренних делах
ряда стран, причём не самых отсталых, и по линиям двусторонних связей
между ними, и в рамках региональных подсистем, и, наконец, на уровне
всего АТР.
За примерами не надо ходить далеко. В сфере межгосударственных
отношений (которой мы, по большей части, и касаемся здесь) режут глаз
неуклонно обостряющиеся противоречия между США и КНР, как и обвальная
деградация российско-американского сотрудничества. В североазиатском
треугольнике Япония – Китай – Южная Корея неуступчивая полемика каждого с
каждым – как по текущим, так и по историческим вопросам – вспыхивает
при малейшем поводе. Не стихает вражда между двумя Кореями. Скорее
крепнет, чем убывает взаимное недоверие Пекина и Дели.
В бассейне Большого Меконга несколько стран ЮВА вроде бы хотят, но
всё не могут договориться между собой и с Китаем о приемлемых (с точки
зрения экологии) масштабах и формах эксплуатации водных ресурсов.
Многосторонний спор о государственной принадлежности островных
территорий в Южно-Китайском море, интересный до начала 1990-х годов лишь
узким специалистам, превращается – в немалой степени стараниями
Вашингтона – в предмет всеобщей озабоченности и потенциальный детонатор
опаснейшего конфликта. А есть ведь ещё и такая тема, как подъём
религиозно окрашенного радикализма в странах традиционного
распространения ислама и – соответственно – усиление трансграничных
террористических угроз.
Кризис неолиберальной модели глобализации
О чем всё это говорит? Прежде всего, о том, что политический климат
АТР меняется не в лучшую сторону, смазывая перспективу дальнейшего
поступательного движения по пути экономического развития, наращивания
товарообменов, поиска оптимальных направлений и форм региональной
экономической интеграции.
Характерно, что ни намерения «перезагрузить» АТЭС, неоднократно
озвученные на этом фоне, ни попытки оживить интеграционные процессы
через запуск альтернативных инициатив типа РВЭП и Транстихоокеанского
партнёрства (с таким энтузиазмом продвигавшегося Америкой в годы
президентства Барака Обамы и столь решительно отвергнутого
администрацией Дональда Трампа) пока не дают осязаемых результатов.
Напоминая о неразрывных узах, связующих политику с экономикой в АТР как
регионе глобального значения, эти моменты – вкупе с Брекзитом и острыми
противоречиями, вскрывающимися внутри ЕС, – указывают на «глобальный
кризис» регионализма как такового.
А с ним – и на кризис той неолиберальной модели глобализации, которую
США навязывают миру с конца ХХ века и которая, вместо всеобщего
единения, даёт «на выходе» его прямую противоположность в виде множества
расколов между этносами и конфессиями, государствами и цивилизациями.
Возмездием за этот курс становятся его обескураживающие последствия для
самих Соединённых Штатов: судя по итогам президентских выборов 2016 г., а
затем и по яростному внутриполитическому противостоянию первой половины
2017 г., он расшатывает основы их собственного могущества. Причём на
этапе, когда Китай, невзирая на американские попытки поссорить его с
«остальной Азией», продолжает укреплять свои конкурентные позиции в
глобальной экономике; когда Россия, вместо того, чтобы «покаяться в
грехах публично», ищет и находит ассиметричные ответы на санкции,
введённые против неё США и ЕС; когда слабеет трансатлантическая
солидарность; когда фаза эволюционного, «пошагового» продвижения к
многополярному миру сменяется фазой открытой борьбы между его
противниками и сторонниками.
Для АСЕАН и её членов наступает момент истины, смыслы и требования
которого осознаны ещё не всеми и не в достаточной степени. Это – момент
прощания с иллюзиями о том, что с концом советско-американского
противостояния будто бы канула в Лету и эпоха, грозившая человечеству
большими войнами; что гарантия вечного мира – всеобщая экономическая
взаимозависимость, которую создаст глобализация и при которой воевать
можно будет лишь себе во вред. Это – момент, когда глобализация
по-американски всё меньше походит на процесс, в который можно и нужно
вписываться с максимальной выгодой для себя (что до последнего времени
асеановцам более или менее удавалось). Это – момент, когда накал
американо-китайского соперничества заставляет усомниться в том, что в
обозримом будущем в АТР возможна и экономическая интеграция в масштабах
всего региона, и всеохватная система безопасности, заслуживающая этого
названия. Но если будущее и той, и другой проблематично, то где же будет
реализовываться «центральная роль» АСЕАН, и как её, в сущности,
удержать? И есть ли будущее у «Пути АСЕАН» как линии внешнеполитического
поведения, если «единственная сверхдержава» продолжит играть без правил
и в Азии, и на глобальном поле?
Россия и АСЕАН: общий ответ на новые вызовы?
Обозревая эти проблемы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани,
Владивостока или иного «наблюдательного пункта» на российской
территории, трудно не заметить, что сегодня и АСЕАН, и РФ сталкиваются с
вызовами поистине экзистенциального характера. Что, в таком случае,
должно составить главное содержание партнёрства России с АСЕАН?
По-видимому, планирование, согласование и совместная реализация таких
программ и проектов, совокупность которых отвечала бы коренным интересам
каждого из партнёров – национальным, региональным, глобальным – в том
понимании, которое приходит только на крутом историческом вираже, и
консолидировала бы их позиции в качестве субъектов истории. Если совсем
коротко, то Россия и АСЕАН должны дать совместный и
обоснованно-утвердительный ответ на известный гамлетовский вопрос.
Наличествует ли у партнёров политическая воля, необходимая для того,
чтобы вывести их отношения на соответствующий уровень? Если бы её не
было, то вряд ли лидеры «десятки» явились бы на майский саммит 2016 года
в Сочи, посвящённый 20-летию российско-асеановского диалога, одним этим
продемонстрировав, что не намерены следовать линии Запада на удушение
санкциями.
Просматриваются ли у России и АСЕАН сходные стратегические цели?
Полагаю, что да, пусть они пока и не заявляют об этом прямо. Достаточно
того, что на деле каждый из диалоговых партнёров ориентирован на
самостоятельную роль в формирующемся многополярном мире. Каждый из них
рассматривает другого как претендента, достойного подобной роли и
заслуживающего поддержки в своих устремлениях. АСЕАН только проиграет,
если Россия, выдвинувшаяся сегодня «в авангард» борьбы за многополярный
мир, надломится в этоцй борьбе. Россия же, представленная на
многосторонних форумах АТР во многом благодаря партнёрству с АСЕАН и её
«центральной роли» в регионе, отнюдь не заинтересована в том, чтобы эта
роль сошла на нет.
В состоянии ли Россия и страны АСЕАН, объединяя усилия с другими
сторонниками многополярного мира, выйти на модель глобализации,
отличающуюся от неолиберальной в лучшую сторону? Во всяком случае, идея
об экономическом диалоге, а затем и практическом сотрудничестве в
формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, опять-таки оживленно обсуждавшаяся на
саммите в Сочи, создает предпосылки для продуктивных поисков в этом
направлении.
Что же до обеспечения политических условий для реализации столь
масштабного проекта, то в этом плане Россия, располагающая уникальным
опытом борьбы с терроризмом и военно-промышленным комплексом, чьи
производственно-технологические возможности хорошо известны, способна
оказать разностороннюю и действенную поддержку своим партнёрам по
интеграции в Большой Евразии – включая, естественно, и страны АСЕАН.