ОКО ПЛАНЕТЫ » Политика » Аналитика мировых событий » Россия стремится к морскому паритету на море: гегемонии США приходит конец. России необходим океанский флот, потому что растет спрос на её лидерство
Россия стремится к морскому паритету на море: гегемонии США приходит конец. России необходим океанский флот, потому что растет спрос на её лидерство
Россия стремится к морскому паритету на море: гегемонии США приходит конец
ВМС США после Второй мировой войны привыкли к
безраздельному господству на море. Вот уже семьдесят лет никто не может
им бросить вызов. И вот настает время, когда все это уже отходит в
прошлое. ВМС США уже очень скоро получат достойного противника, правда
пока в виде суммы двух флотов, России и Китая.
Китай и Россия,
пока не подписали никаких взаимообязывающих документов в оборонной
сфере, но все их последние действия говорят о том, что две страны решили
вместе противостоять военному могуществу США во всех частях мира, и в
первую очередь в Евразии и морях ее омывающих.
В первой части материала было описано, как эта концепция реализуется в геополитических шагах двух стран:
Итак, желание показать США свою общую позицию у двух стран есть. А как на счет возможностей…
ВМС России
Сегодня
российский флот перевооружается. Наряду с модернизацией старых
советских кораблей и подводных лодок, происходит строительство
фактически нового флота.
Возникает вопрос, как сравнивать боевые
возможности кораблей. По водоизмещению? В чем смысл, если основной район
противостояния находится в прибрежных морях Евразии, к которым
американским кораблям нужно плыть несколько тысяч миль.
Второй
момент. Все современные американские ударные корабли имеют несколько
отличные задачи от аналогичных боевых единиц флотов РФ и Китая.
Российским и китайским кораблям не нужно отвечать за противоракетную
оборону страны и вести колониальные войны.
Китайцы предпочитают страны покупать, да и у России пока не замечена склонность к проведению подобных операций.
А
потому новые российские ударные корабли водоизмещением даже менее 1000
тонн (малые ракетные корабли проекта 21631, а тем более корабли проекта
22800), вооруженные «Калибрами» и «Ониксами» являются в прибрежных морях
достойным противником даже для превосходящего их по водоизмещению
американских эсминцев «Орли Берк». А если их будет несколько, то шансов у
американца выжить будет немного.
Особенно в условиях отсутствия у ВМС США современных противокорабельных ракет, каковыми ПКР «Гарпун» уже не являются.
Итак, после этого необходимого вступления давайте считать.
По итогу перевооружения надводный флот РФ будет состоять из следующих кораблей:
Ближняя морская зона.
Патрульные корабли проекта 22160 - 6-12 шт.
Малые ракетные корабли проекта 22800 (шифр «Каракурт») – 23 шт.
Малые ракетные корабли проекта 21631 – 12 шт.
Корветы 20380, 20385, 20386 – 28 шт.
Универсальный
патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550 пока 2
единицы + 1 «Илья Муромец» для Арктики. О том, сколько будет построено
таких кораблей, будет понятно после проведения испытаний первых кораблей
(кстати, «Илья Муромец» уже оканчивает цикл испытаний).
Все вооружены ударными системами вооружений, включая КР "Калибр".
Дальняя морская зона
Сторожевые корабли (фрегаты) проекта 11356 – 6 шт. для ЧФ
Фрегаты проекта 22350 – 15 шт. И, вероятно, серия будет увеличена.
Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр «Лидер») – 8 шт. (первоначально было 12, но денег пока нет).
«Лидеры» заменят устаревающие крейсера советской постройки проектов 1164 и 1144, а также эсминцы проекта 956.
Фрегаты
проекта 22350, это хорошо сбалансированный корабль дальней морской
зоны, которые могут использоваться, как для охраны эскадр, так и для
самостоятельных задач.
Корветы проектов 22160, 20380, 21631, по
сути, стали в ВМФ РФ переходными кораблями. А вот корабли проектов 22800
и 20386 это те серии, которые при необходимости будут продолжены.
Итого
примерно 80 ударных кораблей ближней морской зоны (то есть для обороны
своих берегов) и до 30 кораблей дальне морской зоны.
Из тех, кораблей, которые Россия унаследовала от флота СССР к тому моменту не останется никого.
По подводному флоту ситуация следующая.
В
ближайшей перспективе планируется иметь на вооружении 8 ПЛАРБ проекта
955 «Борей», которые заменят, стоящие на вооружении ракетоносцы
советской постройки.
8 ПЛАРК проекта 949А «Антей» (которые предполагается в
ходе капитального ремонта и модернизации перевооружить «Калибрами» и
«Ониксами»). Боезапас 72 ракеты делает эти подводные крейсера, по сути,
универсальными ударными подводными кораблями, которые в случае
необходимости способны выполнять и стратегические задачи.
Семь «Ясеней», проекта 885,885 М не заменят, а дополнят эти корабли.
18
ПЛАТ (4 «Барракуды» и 14 «Щук»), это все наследие СССР. Конечно, здесь
есть очевидный разрыв во времени, а потому лодки капитально ремонтируют и
служить им еще минимум лет по десять. На смену уже заложена головная
лодка нового проекта С учетом реалий строительства, ранее 2022-23 гг. в
строй она не войдет. А серия будет и еще позже. С другой стороны, судя
по обрывкам информации, новая атомная лодка будет иметь малые размеры и
не исключено выдающиеся характеристики (как у ПЛАТ проекта 705К «Лира»).
Известно, что новая лодка будет иметь небольшие размеры и не исключено,
что реактор с жидкометаллическим теплоносителем.
К сожалению сегодня есть не очень приятный разрыв
поколений в дизельных лодках. Современная ДЭПЛ, это лодка с
воздухонезависимой энергетической установкой. К сожалению, с ними вышли
проблемы. Сейчас строятся только две подобные лодки и поэтому ВМФ РФ до
сих пор вынужден заказывать лодки проекта 636.3, отличающиеся от еще
советского проекта 877 в основном возможностью использовать «Калибры» в
качестве основного вооружения. Суммарно на вооружении ВСФ РФ стоят 22
ДЭПЛ, которые, как только решат проблемы с ВНЭУ, будут заменены
кораблями с такими установками. Это сразу же выведет российский
неатомный подводный флот на первое место (с учетом особенностей
российской ВНЭУ).
С ними смогут тягаться, разве что немецкие субмарины проекта 212. Французские, японские и шведские лодки будут им уступать.
Итого РФ будет поддерживать свой подводный флот в размере 60-70 единиц.
Итого
военно-морской фот РФ в перспективе должен иметь на вооружении до
180-200 современных ударных кораблей (без ПЛАРБ, авианосцев и десантных
кораблей, которые предназначены для решения несколько иных задач). И это
внушительная сила даже без возможностей МВС Китая, о которых мы
поговорим в следующей части статьи.
России необходим океанский флот, потому что растет спрос на её лидерство
Глава Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев: Сила России флотом прирастать должна!
Cегодня,
в День ВМФ, на всех флотах России, на военно-морских базах проходят
парады кораблей русского флота. Но особенно интересным парад обещает
быть в Санкт-Петербурге - Кронштадте. Потому что сюда для участия в
торжественном действе пришли самые крупные в своём классе корабли мира -
надводный атомный крейсер "Пётр Великий" и подводная атомная лодка "Дмитрий Донской".
По
наверняка же случайному совпадению в эти дни на Балтику завернул и
отряд китайских кораблей, чтобы поучаствовать в совместных с Балтфлотом
учениях, а заодно и продемонстрировать первые черты нового мирового
порядка.
Это когда вопреки всем усилиям США и НАТО на Европу начинает проецироваться новая сила - России и Китая.
И проекция "Петра Великого" и "Дмитрия Донского" - так, чтобы погуще впечатление складывалось.
О впечатлениях для своих и для чужих Царьград поговорил с председателем Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ),
которое вносило и вносит заметный вклад в осмысление проблем и
выработку правильных решений, касающихся военного и гражданского флота
России, Михаилом Ненашевым.
Царьград: Парад
обещает стать чем-то совершенно невероятным в этом году. Особенно что
касается Питера и прихода туда самых больших в мире для своего класса
русских кораблей. А ещё на Балтику пришёл китайский морской отряд и
принял участие в учениях вместе с русским флотом. Что, по Вашему мнению,
это означает, что это демонстрирует и кому?
Михаил Ненашев:
Ничего такого сверхграндиозного в этом параде нет. Такие парады на
рейде Североморска с участием наших самых больших кораблей проходят
каждый год. Потому что, по меркам Северного флота, когда в строю стоит
авианосец "Адмирал Кузнецов", то рядом с этой махиной "Пётр Великий"
кажется даже маленьким кораблём.
Для океанской страны, которой является Россия, наличие атомного ракетного крейсера, стратега ракетного подводного - это норма.
Но,
конечно, в Питере, в Кронштадте не собирали такую большую армаду
кораблей. Здесь наша океанскость, наша флотская душа будет в этот
праздник проявлена как никогда. Хотя "Пётр Великий" строился в
Петербурге, на Адмиралтейских верфях, он проходил испытания на
балтийских полигонах.
Причём, кстати, его строили в суровые 1990-е годы. И
когда Движение поддержки флота в те годы призывало и настаивало,
стимулировало всеми своими возможностями достройку кораблей, то тем
самым мы давили и на те власти 90-х годов, чтобы они и "Пётр Великий"
достроили. И вот он к себе вернулся, в родную, как говорится, для себя
гавань.
Что же до символов… Тут несколько разных контекстов.
Один
из них: парад кораблей - это как бы отчёт перед народом, куда идут
деньги, на что. И в данном случае участие в параде в Питере двух
североморских великанов - это весомая возможность продемонстрировать
нашему народу, что мы имеем. И когда люди видят такие корабли перед
собой, то в них появляется не только гордость за свою страну, но и за
себя, чувство такой значимости в человеке…
Я и когда матросом
служил, и офицером, и депутатом Государственной Думы от Мурманской
области, всегда видел на лицах эти чувства. Когда человек видит эту всю
махину, это да, величественно, даже на рейде Североморска. А в Питере, в
Кронштадте, учитывая более маленькие водные пространства по сравнению с
Севером, то это, конечно, будет смотреться грандиозно!
Дизель-электрическая подводная
лодка "Дмитров" во время репетиции военно-морского парада в честь Дня
Военно-Морского Флота в акватории реки Невы. Александр Демьянчук/ТАСС
Ц: А, кстати, куда идут деньги? В целом как Вы оцениваете состояние флота сегодня?
М.Н.:
Флот в целом в порядке. Он в океанах, в морях, и делает свою работу.
Сейчас, за последние три-пять лет, произошли качественные изменения в
поступлении новых кораблей, отремонтированных кораблей, в модернизации
флота. Это одна сторона.
А вторая - флоту сейчас всё равно остро
необходимо поступление новых кораблей, надводных и подводных. Остро
стоит проблема в поступлении морской авиации. Не хватает кораблей
океанской зоны. Есть проблемы инфраструктуры, обустройства причалов, баз
хранения оружия. Есть вопросы, связанные с обустройством жилых
городков. Вот это всё сегодня архинеобходимо флоту. Словом, идут
изменения в позитивном ключе, но ещё очень много проблем, которые не
решены.
И, естественно, есть вопросы, связанные с тем, как
распределяется бюджет внутри военной сферы. Россия - океанская страна. У
неё океаны с трёх сторон: Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический. И
потому должно не меньше 30% из военного бюджета идти на флот. Сейчас
цифры меньше. Поэтому нужно, мне кажется, объяснять, аргументировать,
обосновывать необходимость такого подхода.
Ц.: Очень
любопытный момент связан с китайцами. Ведь их корабли впервые, кажется,
за всю историю пришли на Балтику, участвуют в учениях, причём
сопровождающихся явными антиНАТОвскими высказываниями в китайской
прессе. Это ведь тоже демонстрация, как и парад? Вот только чего?
М.Н.:
Да, Россия пригласила Китай на Балтику. Их тут несколько дней назад
встречали представители командования Балтийского флота. И действительно
китайский флот впервые на другом конце света.
Мы-то страна
европейская и азиатская, мы страна евразийская, для нас естественно
нахождение как на Атлантике, так и на Тихом, и на Северном Ледовитом
океане. Для нас это норма, мы на берегу этих трех океанов находимся. А
для китайцев это необычно.
И это следует рассматривать в первую
очередь как сигнал Евросоюзу, НАТО о том, что эти страны не справляются с
вопросами международной безопасности, они их слишком уж местечково
понимают. Поэтому мы им говорим: не будете выстраивать справедливые
международные безопасные отношения на планете с нами - Россия будет
выстраивать их с другими серьёзными игроками, такими как Китай, Индия,
другие страны.
Потому что ответственность за безопасность на
планете могут нести только те страны, которые действительно
руководствуются справедливыми взглядами на мироустройство, а не
санкционистскими, не навязывающими свои правила, как это делают США, как
это делает политический класс Европы.
Поэтому запрос на
лидерство России на этом направлении сейчас высок в очень многих
странах. И в этом смысле прибытие китайских кораблей на Балтику -
проявление наших дружеских отношений с Китаем и одновременно ответ,
достаточно конкретный и осязаемый, Западной Европе и США. А именно:
будете и дальше капризничать, будете и дальше захлёбываться в своей
истерике, то мир на планете постепенно, но будет выстраиваться на
справедливых началах…
Ц.: …без вас.
М.Н.: Да, без вас. Вы там будете просто зрителями.
Мир
меняется. Когда-то Балтийское море было шведским. Сейчас Евросоюз хочет
сделать это морем Евросоюза. А мы говорим: нет, Балтийское море - это
море и Евросоюза, и России. Мы здесь по праву четвёртый век находимся,
не считая те времена, когда до регулярного флота русские присутствовали
на берегах Балтики.
Ц.: А сами где праздник отметите?
М.Н.:
Я приглашён на юбилей Кольской флотилии Северного флота. Поэтому День
ВМФ России будем с супругой отмечать в Полярном, в Североморске. Как
говорится, в Арктике.
Кольская флотилия - это флотилия, которая
ведет отсчёт от флотилии Северного Ледовитого океана, 1915 года. Так что
ей более ста лет. Кольская флотилия - это основа Северного флота.
Оборона Кольского полуострова, Арктики нашей - она лежит на плечах
Кольской флотилии. И я там начинал служить лейтенантом. Поэтому еду на
Северный флот, и оттуда буду читателей Царьграда приветствовать по
случаю Дня флота.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+