Получившая
в руководстве Европейского союза популярность идея преобразования
организации в «Европу двух скоростей», похоже, начинает приобретать
реальные очертания. Однако не в виде конкретных проектов реформ, а в
форме углубляющихся социально-экономических противоречий между
различными европейскими регионами. Главными проигравшими от этих
процессов выступают государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а
опосредованно – балканские страны, стремящиеся интегрироваться в пока
ещё формально единую Европу.
«Развивающимся странам Европы»
(именно так в документах ЕС и других международных организаций с
недавних пор принято именовать восточноевропейские государства) грозят
«серьёзные экономические потрясения». Такой вывод содержится в
документах Международного валютного фонда, подготовленных к региональной
конференции в хорватском Дубровнике.
По свидетельству директора европейского департамента МВФ Пола
Томсена, за последние 10 лет потенциал экономического роста в странах
ЦВЕ снизился в два раза. И данная тенденция приобретает всё более явные
политические последствия, содействуя росту нестабильности в государствах
Юго-Восточной Европы и грозя отбросить ситуацию к периоду конца 1990-х
годов.
Как утверждает Пол Томсен, власти некоторых стран региона
сомневаются в преимуществах европейской интеграции, поскольку из-за
кризиса и экономических трудностей сближение между Западом и Востоком
Европы замедлилось, а в некоторых случаях и вовсе остановилось. В
результате, согласно оценкам МВФ, в странах Восточной Европы «начали
возникать вопросы» по поводу целесообразности проведения довольно
болезненных реформ в экономической и политической сферах.
Обострились
и противоречия с Германией – страной, которая получает максимальные
дивиденды от кризисных явлений в ЕС в целом и в еврозоне в частности.
«Ни один искренний наблюдатель не сможет отрицать, что экономические
структуры в Европе перекошены; особенно это касается Германии, чего
Берлин, кажется, не замечает», – пишет американское издание The National
Interest.
Не менее серьёзной проблемой для Восточной Европы
является продолжающаяся «утечка мозгов» в западном направлении. Согласно
данным МВФ, за последние годы в страны Западной Европы из её
центральных и восточных областей перебрались около 20 млн человек.
Углубление
социально-экономических и политических противоречий между западным и
восточным флангами Евросоюза накладывается на обострение
межгосударственных отношений в той части ЕС, которую принято считать
«ядром» евроинтеграции. В последние дни разразился нешуточный
дипломатический скандал между Австрией и Италией. Поводом послужило
заявление австрийского правительства о намерении ужесточить пограничный
контроль на границе со своей южной соседкой и даже выдвинуть в эти
районы бронетехнику. Министр обороны Австрии Ханс Петер Доскозил заявил о
готовности направить войсковые подразделения на пограничный перевал
Бреннер (один из главных горных перевалов в Восточных Альпах.) и
разместить четыре бронетранспортёра Pandur в Тирольской области для
усиления позиций, уже занятых армейскими подразделениями в составе 800
военнослужащих.
Официальная причина подобных мер – стремление
Вены противодействовать притоку нелегальных иммигрантов, проникающих в
Италию из Северной Африки и через балканский маршрут из Турции. «Нам
нужно подготовиться к развитию миграции в Италии, и я ожидаю, что
пограничный контроль нужно будет активировать в скором времени, –
подчеркнул австрийский министр обороны. – Мы видим, как ситуация в
Италии становится всё более острой, и мы должны быть готовы избежать
положения, сравнимого с летом 2015 года». Министр иностранных дел
Австрии Себастьян Курц также подтвердил, что его страна готова «при
необходимости защитить» границу с Италией вооружённым путём.
В
Риме забили тревогу. Посол Австрии был срочно вызван в Министерство
иностранных дел Италии для объяснений. Особое негодование в политических
кругах Италии вызвали три обстоятельства.
Во-первых, силовые
действия Австрии последовали спустя несколько дней после того, как
итальянский министр внутренних дел потребовал, чтобы другие страны-члены
ЕС подключились к проблеме и помогли его стране справиться с внезапно
усилившимся потоком прибывающих мигрантов. Понятно, что перекрытие
войсками и бронетехникой австро-итальянской границы – совсем не тот
ответ, на который рассчитывали в Риме, уповая на евросолидарность.
В-вторых,
закрытие границы с Австрией означает, что на территории Италии могут
«осесть» десятки и сотни тысяч беженцев, что неизбежно грозит имиджевыми
и электоральными потерями действующим властям. По данным профильных
служб ООН, в первой половине текущего года в Италию прибыли примерно 85
тысяч беженцев и мигрантов, что на 20% превышает соответствующий
показатель за 2016 год. Всего же в 2017 году (январь – июнь) через
Средиземное море в Европу уже переправились свыше 100 тысяч беженцев.
Что
ещё более характерно, согласно социологическим оценкам, лишь треть
прибывших бегут от военных конфликтов или спасаются от политических
преследований у себя на родине. Остальные две трети – это «экономические
мигранты», в основном молодые одинокие мужчины с минимальным
образованием, которые способны поставить под угрозу как рынок труда, так
и систему социального обеспечения Италии и других стран, куда они
прибывают.
В-третьих, у итальянского кризиса есть
историко-государственный аспект. Южный Тироль (Зюдтироль/Альто-Адидже) и
прилегающие к нему тирольские области представляют собой предмет давних
территориальных споров между Австрией и Италией. И в Вене, и Риме
болезненно относятся к любым односторонним шагам в этих районах.
Неудивительно, что нынешние манёвры австрийской армии с участием
бронетехники вызвали в Италии состояние, близкое к шоку.
Однако и
Австрию нельзя упрекнуть в непоследовательности. С середины 2015 года
Вена чётко придерживается курса на максимальное «выдавливание» беженцев и
мигрантов с собственной территории и недопущение прибытия новых их
партий. Это уже вызывало трения Австрии с Венгрией, Словакией, Чехией и
другими странами. Не приходится сомневаться, что наблюдаемый в настоящее
время новый рост притока «гостей» из Северной Африки и Ближнего и
Среднего Востока снова станет предметом жарких дискуссий в региональных
столицах и на уровне руководства ЕС.
Таким образом, на карте
Евросоюза – даже если вынести за скобки Brexit, «фактор Трампа» и
взаимоотношения между Парижем и Берлином – всё более чётко
вырисовываются два опасных для единства ЕС конфликта:
социально-экономический кризис, сопровождающийся ростом политической
нестабильности в Юго-Восточной Европе, и «миграционный коллапс»,
угрожающий Италии и Центральной Европе. Оба конфликта возникли не
сегодня, но в условиях геополитической нестабильности в Европе и по её
периметру сейчас они приобретают особую остроту.