Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов:
сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными
акторами в Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. Отношения
Союза с ЕС осложняются конфликтом последнего с Россией по украинскому
вопросу и вряд ли могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года.
Однако на этом направлении возможны пилотные проекты. Сближение с КНР
представляет серьезный вызов для многих национальных отраслей
промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для
сближения есть уже сегодня. Москва видит его в более широком формате
ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, а из непосредственных, ближайших шагов можно
назвать, в частности, полезное для всех сторон сопряжение транспортных
систем. Статья публикуется в рамках партнетства с Российским советом по
международным делам (РСМД)
После завершения институционального оформления Евразийского
экономического союза, достижения глубокого уровня интеграции между его
странами-членами, перед ЕАЭС встал вопрос о встраивании в глобальную
торговую систему. Она сейчас переживает значительные изменения,
связанные прежде всего с тем, что отдельные страны и группы стран
стремятся — в отсутствие дальнейшей либерализации мировой торговли в
рамках ВТО — к достижению максимально комфортных для себя условий на
внешних рынках, прежде всего за счет заключения разного рода соглашений,
которые содействуют снятию тарифных и нетарифных барьеров для торговли
товарами и услугами, развитию инвестиционного и научно-технологического
сотрудничества, свободе передвижения рабочей силы.
Стратегия и форматы международного сотрудничества ЕАЭС
ЕАЭС имеет три основных институциональных формата для выстраивания взаимоотношений с внешними партнерами:
1. Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). Сегодня Евразийская
экономическая комиссия, ориентируясь на мировую практику и ожидания
внешних партнеров, пытается ставить вопрос о заключении не просто
классических соглашений о зоне свободной торговли, предусматривающих
снятие тарифных барьеров, а соглашений с обязательствами в сфере
торговли услугами и инвестиционного сотрудничества, а также
государственных закупок, защиты интеллектуальной собственности и т.д.
2. Непреференциальные торговые соглашения. Данный вид соглашений не
содержит обязательств по отмене пошлин и, как правило, предполагает
сотрудничество по снятию нетарифных барьеров, таможенному регулированию,
инфраструктурным проектам.
3. Меморандумы о сотрудничестве с третьими странами и международными
организациями. Они предполагают в первую очередь взаимный обмен
информацией. Со своей стороны, внешние партнеры желают получать
информацию о ЕАЭС (его таможенно-тарифном регулировании, нетарифных
ограничениях и т.д.) как субъекте, на уровне которого сегодня
формируется внешнеторговая политика для рынка с более чем 180 млн
потребителей.
Планирование в сфере международного сотрудничества ЕАЭС
осуществляется следующим образом. Высший Евразийский экономический совет
на ежегодной основе утверждает документ под названием «Об основных
направлениях международной деятельности ЕАЭС»[1],
который описывает текущие формы взаимодействия с самим широким кругом
государств и торговых блоков и определяет желаемые целевые состояния
(ЗСТ, соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве и т.д.). В
первые годы существования Союза речь идет о том, чтобы выстроить систему
партнерств, в первую очередь на уровне заключения соглашений о ЗСТ, с
теми странами, с которыми существует хороший уровень политического
диалога, а углубление экономического взаимодействия несет больше выгод,
чем потенциальных рисков.
Страны ЕАЭС по-разному подходят к тому, в каких форматах и с какой
скоростью Союз должен выстраивать свои международные связи. Так,
государства — члены ЕАЭС стараются сохранять контроль над такими
сферами, как торговля услугами и инвестиции, что затрудняет переговоры о
заключении прогрессивных соглашений о ЗСТ. Это порождает не только
организационные трудности, но и разную степень готовности
государств-членов принимать на себя согласованные обязательств по
торговле услугами и инвестициям. Например, подобные обязательства в
рамках ЗСТ с Вьетнамом пока на себя взяла только Россия (хотя в
соглашении зафиксировано, что другие страны при желании могут сделать
это в будущем).
Кроме того, между государствами–членами есть различия и в
географических приоритетах: в частности, для Казахстана приоритетно
партнерство с Китаем и Евросоюзом (которые являются его основными
торговыми партнерами — соответственно 50 и 11 % казахстанского экспорта
по итогам 2016 г.[2]),
для Армении — с Ираном (партнерство с которым сулит большие выгоды от
оказания транспортно-логистических услуг) и Евросоюзом. В свою очередь,
официальные представители Кыргызстана заявляют о том, что международный
контур будет интересен для Бишкека только после того, как будет создан
полноценно функционирующий общий рынок внутри самого ЕАЭС (что актуально
для Кыргызстана в свете имеющихся ветеринарно-санитарных ограничений на
экспорт его продукции в другие страны Союза). Беларусь в связи с особой
структурой своей экономики будет выступать и как потенциально
заинтересованный актор (с точки зрения экспорта своей машиностроительной
продукции), и одновременно как поборник различного рода компенсаций для
собственных чувствительных отраслей.
Переговоры о ЗСТ
В настоящее время известно, что к заключению соглашений о свободной торговле с ЕАЭС проявили интерес около 50 стран[3],
в том числе те, которых обычно относят к категории развитых. Это
вызвало необходимость определиться с приоритетами развития международных
связей ЕАЭС. После проведенного на уровне национальных профильных
министерств и Евразийской экономической комиссии анализа из
первоначального списка были выделены наиболее приоритетные страны.
В 2015 г. подписано и на данный момент уже вступило в силу соглашение
о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом. В настоящее
время в различных стадиях находятся переговоры о создании ЗСТ с такими
странами, как Сингапур, Израиль, Египет, Индия, Иран, Южная Корея и об
унификации торгового режима с Сербией (с которой у России, Беларуси и
Казахстана уже есть двусторонние соглашения о свободной торговле).
Государства, с которыми ЕАЭС ведет (или уже завершил) переговоры о
создании ЗСТ (на уровне экспертов или официальных представителей), можно
разделить на несколько групп. К первой относятся такие страны, как
Вьетнам, Египет и Сербия. С ними ЕАЭС (и в первую очередь Россия)
поддерживает хорошие политические отношения, имеет взаимодополняющие
торговые потоки при наличии возможности нарастить товарооборот и в то же
время защитить наиболее чувствительные сектора. Так, например, Египет
является крупнейшим импортером российского зерна и машиностроительной
продукции и экспортером фруктов и овощей на рынки ЕАЭС.
Вторая группа стран, к которой можно отнести Индию и Иран, также
имеет хорошие политические отношения со странами ЕАЭС, представляет
большой интерес для российских экспортеров, особенно в плане несырьевого
и высокотехнологического экспорта. Однако их рынок хорошо защищен
различного рода тарифными и нетарифными барьерами. Это стало одной из
главных причин, почему официальные переговоры о заключении временного
соглашения (ведущего к созданию ЗСТ) с Ираном пока ни к чему не привели,
хотя многие наблюдатели ожидали положительного результата в свете
проведения встречи между президентами России и Ирана в марте 2017 г.
Индия же относится к странам, которые применяют в отношении продукции из
стран ЕАЭС наибольшее число различных ограничительных мер (в данном
случае – 13 мер[4]).
Кроме того, в торговых взаимоотношениях стран ЕАЭС с Ираном и Индией
есть ряд чувствительных отраслей. Так, например, Индия является
крупнейшим производителем мясомолочной продукции в мире, от импорта
которой страны ЕАЭС пытаются свой рынок защитить. Иран в последнее время
защищает свой внутренней рынок от зарубежного зерна, в то время как
зерно является одним из ключевых товаров российского экспорта.
К третьей группе стран относятся Сингапур, Израиль и Южная Корея. Это
страны, с которыми ЕАЭС было бы интересно взаимодействовать не столько с
точки зрения наращивания экспорта товаров, сколько с точки зрения
инвестиционного сотрудничества и торговли услугами. Трудность в
переговорах с этими странами состоит в том, чтобы найти оптимальный
баланс между выгодами сторон. Например, в случае с Южной Кореей основной
вопрос связан с тем, чтобы за счет снижения пошлин в рамках соглашения о
ЗСТ не снизить мотивацию для южнокорейских инвесторов размещать свои
«сборочные производства» в странах ЕАЭС (это в первую очередь актуально
для России и Казахстана).
Кроме вышеназванных стран в ближайшем будущем ЕАЭС, скорее всего,
перейдет к переговорам о создании ЗСТ также и с другими динамично
развивающимися государствами, такими как Индонезия и Чили.
Перспективы партнерства: ЕС
Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к
выстраиванию отношений с двумя основными акторами в Большой Евразии —
Китаем и Европейским союзом. Напомним, что еще в статье В. Путина в
газете «Известия» в 2012 г. будущий Евразийский союз позиционировался
как мост между Европой и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским
регионом[5].
Тем не менее, по мере развития международной ситуации оказалось, что
реализация данного приоритета возможна скорее в долгосрочной, нежели
кратко- или среднесрочной перспективе.
Так, украинский кризис породил политический конфликт с Европейским
союзом. Тем не менее Россия, будучи заинтересованной в инфраструктурном,
энергетическом, инвестиционном, научно-технологическом сотрудничестве и
визовой либерализации, выступила с концепцией «интеграции интеграций»
или «сопряжения» ЕС и ЕАЭС. Другие страны Союза охотно поддержали эту
инициативу. Таким образом, речь шла о возможности заключить
непреференциальное соглашение, которое бы не углубляло торговую
либерализацию дальше уровня, установленного в рамках ВТО, но тем не
менее содействовало бы развитию сотрудничества в перечисленных
приоритетных областях, интересных государствам-членам как ЕАЭС, так и
Евросоюза. Однако в Европейском союзе в свете ухудшения отношений с
Россией доминируют силы, выступающие за непризнание ЕАЭС в качестве
потенциального партнера. Отдельные страны ЕС, в частности, Германия,
видят в переговорах с ЕАЭС возможность «вовлечения» России [6], но общей ситуации это, тем не менее, не меняет.
В октябре 2015 г. Евразийская экономическая комиссия направила
Европейской комиссии предложение об установлении официальных контактов и
диалоге о создании общего экономического пространства[7].
Однако оперативный ответ последовал в сторону не ЕЭК (и тем самым
ЕАЭС), а России. Президент Европейской комиссии Ж.К. Юнкер в ноябре 2015
г. направил российскому руководству официальное письмо, в котором
высказался за то, чтобы развивать отношения между ЕС и ЕАЭС, отметив,
что уже поручил Еврокомиссии выработать предложения о потенциальных
направлениях сотрудничества. При этом он отметил, что решение о
реализации этой идеи должно быть принято консенсусом всеми государствами
— членами ЕС и синхронизировано с имплементацией Минских соглашений по
Украине. Инициатива Ж.К. Юнкера вызвала резкую критику в особенности в
Польше и странах Балтии. В свою очередь, в России выразили сомнение по
поводу необходимости синхронизации выстраивания диалога ЕС-ЕАЭС с
урегулированием украинского кризиса, отмечая, что реализация Минских
договоренностей сейчас во многом зависит от Киева[8].
Несмотря на провал своей первой инициативы, Ж.К. Юнкер еще раз рискнул
сделать символический шаг навстречу Москве (опять раскритикованный
многими в ЕС), когда в июне 2016 г. посетил Петербургский международный
экономический форум. Однако дальше обмена мнениями и выражения общей
приверженности диалогу переговоры не зашли.
В результате, «сопряжение» по линии ЕС – ЕАЭС остается пока
нереализованной идеей, несмотря на ее актуальность для развития
отношений не только между ЕАЭС и ЕС, но и между Россией и рядом стран
«Восточного партнерства» (Украина, Молдова). Евросоюз предпочитает
выстраивать со странами ЕАЭС двусторонний диалог с подписанием
соответствующих соглашений: так, особенно успешным он выглядит на
примерах Армении и Казахстана.
Как считают специалисты Евразийского банка развития (ЕАБР), к 2025 г.
ЕС и ЕАЭС необходимо и реалистично выйти на заключение не просто
соглашения о ЗСТ (которое из-за структуры экономик России и Казахстана
не очень им выгодно), а на обсуждение комплексной повестки дня, которая
включала бы в себя такие вопросы, как: снижение нетарифных барьеров в
торговле, доступ к финансовым рынкам, регулирование защиты прав
интеллектуальной собственности, визовая либерализация, энергетическое
партнерство, развитие международных транспортных коридоров и т. д[9].
Однако у комплексного подхода есть ряд рисков. Во-первых, создание
таких режимов, как зона свободной торговли или безвизовое пространство,
требует не просто разрешения кризиса на Украине, а определенного
политического сближения и глубокого, структурного доверия между ЕС и
Россией, постоянного проявления политической воли на этом направлении с
обеих сторон. Европейский подход в отношении России базируется не
столько на идее о какой-то комплексной договоренности (big deal), сколько на идее о постепенном восстановлении доверия за счет пилотных проектов.
Во-вторых, для развития партнерства с ЕС необходимо иметь не только
хорошие политические основания, но и привлекательный экономический
базис. Только при восстановлении поступательного экономического роста в
России и Казахстане, положительной динамике структурных реформ в этих
странах с повышением конкурентоспособности и открытости их экономик
европейский бизнес и лица, принимающие политические решения, будут
уделять ЕАЭС гораздо больше внимания. Сейчас речь идет не столько о том,
что восточные рынки привлекательны для ЕС сами по себе, сколько о том,
что определенная часть европейских элит, предлагая диалог, в том числе
по линии ЕС – ЕАЭС, пытается создать для России политическую мотивацию
для сотрудничества с Западом [10].
Отталкиваясь от европейского подхода о «связности» (connectivity) в рамках Большой Европы и используя нынешнюю модель переговоров с
Китаем о непреференциальном соглашении, ЕАЭС и ЕС могли бы после
достижения того или иного варианта урегулирования украинского кризиса
обсуждать, формализуя отдельные секторальные договоренности, такие
вопросы, как: упрощение таможенных и визовых процедур, снятие нетарифных
барьеров, постепенное открытие финансовых рынков, сближение в сфере
технического регулирования и иных стандартов, развитие отдельных
инфраструктурных проектов. Возможно, к 2025 г. Россия и ЕС могли бы
выйти на разработку и подписание обновленного двустороннего соглашения,
которое в более долгосрочной перспективе могло бы быть спроецировано на
уровень всего ЕАЭС.
Перспективы партнерства: КНР
Что касается Китая как основного потенциального партнера для ЕАЭС в
АТР, то Пекин еще в 2013 г. выступил с идеей евразийского транспортного
проекта «Один пояс – один путь». Параллельно с этим Китай на площадке
ШОС предложил создать региональную зону свободной торговли. Все
государства-члены ЕАЭС в итоге сошлись на мнении, что в условиях
крупного дефицита в торговом балансе с Китаем создание зоны свободной
торговли между КНР и ЕАЭС представляло бы серьезный вызов для многих
национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Однако в плане сотрудничества в сфере инвестиций и транспортной
инфраструктуры мнения разошлись. Так, Россия традиционно более осторожно
относится к расширению экономического сотрудничества с Китаем, опасаясь
серьезных в первую очередь геоэкономических последствий. Именно поэтому
Москва пытается вписать сейчас идею о партнерстве с КНР в более широкий
формат ЕАЭС – ШОС – АСЕАН (как это заявлено в «Концепции внешней
политики 2016 года»). Кыргызстан и Беларусь, получив максимум выгод от
участия в ЕАЭС, пока воздерживаются от серьезного участия в реализации
предложенных проектов. Однако Казахстан, опираясь на заявленную еще в
2012 г. идею превращения страны в транзитный хаб в Евразии, принял
решение развивать масштабное партнерство с Китаем в двустороннем
формате. Казахстан участвует в большинстве транспортных проектов,
предлагаемых в рамках концепции «Один пояс – один путь», в том числе
тех, что идут в обход России (т.н. Транскаспийский маршрут). Также уже
подписаны двусторонние китайско-казахстанские соглашения с общим
инвестиционным портфелем более чем в 20 млрд долл. в самых различных
областях – металлургии, переработке нефти и газа, АПК и др. Причем
многие проекты – и транспортные, и индустриальные – уже находятся в
стадии реализации. Результатом подобной активности Казахстана, скорее
всего, будет то, что Сибирь и Дальний Восток выпадут из китайского
проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и Казахстан перетянет на
себя большую часть транзитных потоков.
Тем не менее на сегодняшний момент сформировался ряд предпосылок,
который подталкивает страны ЕАЭС к поиску общего подхода к участию в
инициативе «Экономического пояса Шелкового пути».
Во-первых, Россия также заинтересована в инвестициях в свои крупные
инфраструктурные и энергетические проекты со стороны Китая. Вопрос
состоит лишь в поиске взаимно приемлемых условий для инвестиций.
Во-вторых, и Россия, и Казахстан, а также другие страны ЕАЭС находятся
на общих транспортных путях, которые планируется развивать в рамках
китайской инициативы. Поэтому странам необходимо координировать
сопряжение своих транспортных систем, прежде всего в технологическом и
регуляторном плане. И в-третьих, страны ЕАЭС, особенно Казахстан,
понимают, что защита национальных интересов в коллективном формате в
диалоге с Китаем может быть более эффективной. Для Казахстана это
особенно важно в свете нарастания скепсиса в стране относительно слишком
тесного сближения с Китаем.
Поэтому и в рамках российско-китайского двустороннего диалога, и на
уровне ЕАЭС — Китай уже существуют необходимые институциональные форматы
для функционирования рабочих групп и серьезные результаты их работы.
Так, еще в июне 2016 г. было подписано совместное заявление о переходе к
переговорной фазе разработки Соглашения о торгово-экономическом
сотрудничестве между ЕАЭС и КНР[11].
Это соглашение планируется как непреференциальное, без включения в
повестку дня вопроса о снятии тарифных ограничений. А в начале 2017 г.
ЕЭК опубликовала список приоритетных проектов, которые будут реализованы
странами ЕАЭС в рамках формирования Экономического пояса Шелкового пути
(ЭПШП). 39 из них касаются строительства новых и модернизации
существующих дорог, создания транспортно-логистических центров, развития
ключевых транспортных узлов[12].
Подводя итог, можно сказать, что ЕАЭС за счет активизации своих
международных связей, в особенности переговоров по созданию зон
свободной торговли с различными странами, явно нарастил свой
международный престиж, а ЕЭК и профильные национальные министерства и
ведомства – свои компетенции в сфере международной торговли. Тем не
менее говорить о том, что потенциал на этом направлении уже реализован,
пока вряд ли возможно. Так, зона свободной торговли с Вьетнамом, по
мнению ряда экспертов, не содержит серьезных возможностей для
наращивания взаимного товарооборота[13].
Поэтому крайне важно, чтобы ведущиеся переговоры о создании зон
свободной торговли принесли бы в итоге выгоды уже не столько
политические и имиджевые, сколько практические и сугубо экономические.
Тогда можно будет говорить о прорывном характере этих договоренностей,
которые будут свидетельствовать о поступательной интеграции ЕАЭС в
международную торговую систему.
В целом же стоит отметить, что интеграционный оптимизм коррелирует в
первую очередь с экономическим ростом. Только если в России и других
странах ЕАЭС возобновится устойчивый экономический рост, интеграция с
внешними партнерами будет происходить гораздо легче и динамичнее.
Во-первых, их интерес и, следовательно, готовность к уступкам будут
расти. И во-вторых, в самом ЕАЭС у предприятий будет гораздо больше
финансовых и иных ресурсов, а также мотивации для того, чтобы активно
использовать имеющиеся торговые соглашения и выступать лоббистами при
заключении новых.
Также по данной теме: «Рабочая тетрадь» РСМД «Перспективы развития проекта ЕАЭС» к 2025 году»
[1] См., напр.: Решение ВЕЭС № 18 «Об Основных направлениях международной
деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» от 26
декабря 2016 г. URL: https://goo.gl/V2YkEA
[3] Сергей Лавров: Порядка 50 стран хотят сотрудничать с ЕАЭС // Союзное
вече, 25 января 2017 г. URL:
https://souzveche.ru/articles/politics/35309/
[4] Доклад об ограничительных мерах, применяемых к товарам государств –
членов ЕАЭС на рынках третьих стран во II полугодии 2015 г. URL: https://goo.gl/OkNUXR
[5] Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Известия, 16 января 2012 г. URL: http://iz.ru/news/511884
[13] Документ дня: Что даст ЕАЭС и Вьетнаму соглашение о зоне свободной
торговли // Lenta.ru, 29 июня 2015 г. URL:
https://lenta.ru/articles/2015/06/29/freesha/