Партия
французского президента Эммануэля Макрона «Республика на Марше» 18 июня
на выборах в Национальную Ассамблею Франции получила решающее
большинство. Победа ознаменовала шесть недель Макрона,
десантировавшегося в Елисейский дворец после своей первой в жизни
кампании на выборную должность. Также это был первый опыт и для его
партии, появившейся 14 месяцев назад. Это впечатляющий месяц для нового
президента Франции.
Это
впечатляющий месяц для нового президента Франции: и знаменитое
напряженное рукопожатие с президентом США Дональдом Трампом, и встреча
в Версале с президентом РФ Владимиром Путиным, в ходе которой Макрон
публично раскритиковал государственные российские СМИ Спутник и Russia
Today за то, что те являются «агентами влияния», обвинив их
во вмешательстве в президентские выборы в этом году.
Теперь
Макрон переключит внимание на реализацию своей программы экономических
реформ, возрождение франко-немецких отношений и убеждение лидеров
Германии в дальнейшей интеграции в еврозону.
Законодательная победа
Всего
несколько недель назад многие аналитики давали партии Макрона небольшие
шансы на получение большинства. Но Макрон снова бросил вызов скептикам,
и партия одержала одну из самых внушительных побед в современной
французской истории, получив 361 место из 577. Рекорд по наибольшему
количеству мест был установлен в 2002 году, когда Народное движение Жака
Ширака завоевало 365 мест.
Перед экономикой Франции стоит целый ряд проблем
Главные
социалисты и республиканцы мало преуспели, а право и леворадикалы
набрали меньше голосов, чем в первом туре президентских выборов 23
апреля.
Социалисты
контролировали парламент в течение последних пяти лет, но теперь они
смогут претендовать лишь на 46 мест. И хотя Национальный фронт расширил
свое присутствие с двух до восьми мест, этот показатель гораздо ниже,
чем прогнозировали некоторые аналитики и инсайдеры партии. Партия
Жана-Люка Меланшона и коммунисты вместе получили 26 мест.
Главной
оппозиционной партией станут правоцентристы республиканцы, но они тоже
потеряли свои позиции, завершив гонку на 126 местах вместо 196.
Учитывая
рекордно низкую явку избирателей в этом году, некоторые комментаторы
предположили, что популярность Макрона не так велика, как показывает его
парламентское большинство.
Повестка Макрона
Однако с уверенным парламентским большинством у Макрона гораздо больше шансов реализовать свою экономическую платформу.
Перед
экономикой Франции стоит целый ряд проблем: безработица упрямо держится
на уровне 10%, а среди молодых рабочих — 25%. Кроме того, страна
столкнулась с медленным ростом, высоким уровнем государственных
расходов, хроническим дефицитом бюджета и ростом госдолга.
Макрон
пообещал сделать французские компании более конкурентоспособными
на мировом рынке. Он хочет, чтобы предприятиям было проще нанимать
и увольнять сотрудников, дать компаниям больше свободы действий
в отношении заработной платы и рабочего времени, сократить раздутый
государственный сектор, снизить корпоративные налоги, сократить
некоторые пенсии, госрасходы и ослабить гарантии 35-часовой рабочей
недели.
Последние
три президента Франции столкнулись с жестким сопротивлением при попытке
изменить законы о труде и пенсионном обеспечении. Их усилия заглушали
национальные забастовки и уличные протесты.
Но
Макрон очень мотивирован, а его не левое и не правое видение все еще
в новинку для избирателей. Но чтобы реализовать даже половину своей
амбициозной экономической повестки, Макрону придется найти способ
добиться успеха там, где его предшественники проиграли.
Франция и Германия
Внутренние
реформы — предпосылка обновления отношения с Германией, на которое
надеется Макрон. Если президент не справится с реформами в собственной
стране, немецкие лидеры не будут воспринимать всерьез его предложения
касательно еврозоны.
Экономические
показатели Франции и Германии в последнее десятилетие заметно разнятся.
Уровень безработицы во Франции в два раза выше, чем ее соседа по Рейну.
Германия лидер по экспорту, тогда как французский экспорт сокращается. В
результате Германия все чаще заправляет в еврозоне. Макрон окружил себя
лучшими советниками, которые хорошо знают Германию и могут объяснить
ситуацию во Франции немецкой аудитории. Он также попытается привлечь
немецких лидеров к реализации идеи масштабного реформирования еврозоны.
Среди прочего, Макрон предлагает создать должность министра финансов
еврозоны и создать общий бюджет для инвестиций и налоговых переводов
во всем блоке, который, как заявляет французский лидер, поможет
стабилизировать валютную зону и обеспечить спасение странам, которые
оказались в беде.
В
Христианско-демократическом союзе (ХДС) канцлера Германии Ангелы
Меркель многие против таких идей. В целом, немецкие официальные лица
заняли выжидательную позицию в отношении способности Макрона
реформировать больную французскую экономику.
Они
по-прежнему неохотно берутся за реформы еврозоны. И немецкие чиновники,
такие как министр финансов Вольфганг Шаубле, яростно противятся
подобным идеям и заявляют, что реформы Макрона потребуют изменений
в соглашении, что рискованно в сегодняшней политической обстановке.
Вместо
этого, более вероятно, что немецкие лидеры станут проводить более
мелкие, хотя и символически важные инициативы с правительством Макрона,
такие как совместные инвестиционные проекты, гармонизация ставок
корпоративного налога, более тесное сотрудничество в области
безопасности и обороны и продвижение вперед на цифровых и энергетических
фронтах.
Тяжелый путь реформ
С
победой в законодательном органе, Макрон теперь встает на тяжелый путь
реформ. Убедить французских избирателей в том, что его политика принесет
им пользу, может оказаться его самым сложным политическим тестом. И это
покажет, насколько французские граждане приняли его и его идеи.
Европе
необходимо, чтобы Макрон достиг успеха. Сильной Европе необходимо
сильное французско-немецкое ядро, особенно во времена Brexit, Трампа,
отхода от лидерализма в Венгрии, Польше и других частях Европы.
Немецким
лидерам нужна сильная Франция. Они с осторожностью относятся к тому,
что их считают слишком сильными и берут на себя все бремя руководства.
Но многолетний опыт показывает, что кризисы разрешаются более
эффективно, когда Франция и Германия работают вместе.