Возвращение России в стратегическое поле мировой державы
Игорь Лесев
Подписанные 21 апреля в Харькове газово-черноморские договоренности между Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем можно охарактеризовать одним емким эпитетом – возвращение России в свое стратегическое поле мировой державы. Речь пока что не идет о сравнении с мощью Российской империи и, тем более, Советского Союза, но современная Российская Федерация очень четко очертила основным мировым игрокам сферу своих «жизненных интересов» и последние 10 лет неизменно их продавливает. Особо удивляет вялая (и это очень мягко сказано) реакция Запада на харьковские договоренности. «Украина по-прежнему может присоединиться к ЕС…», «Военная база ЧФ РФ в Крыму не помешает Украине интегрироваться в НАТО…», это все, что смогли из себя выдавить на официальном уровне первые лица ЕС и США. Еще каких-то шесть лет назад заявление Леонида Кучмы о том, что Украина намеревается стать членом ЕЭП (вместе с Россией, Казахстаном и Белоруссией) вызвали в США и Европе бурю негодования и это притом, что Кучма лишь заявил о намерениях. Теперь же, после реально подписанного документа о продлении пребывания российского флота в Крыму еще на 32 года, диссонанс в реакциях видится особо ярко. И в этом заслуга не столько «слабого» Кучмы и более «сильного» Януковича, сколько руководства РФ, которое после кавказской войны 2008 года значительно подняло свой статус на мировой арене. Затянувшийся мировой кризис несколько подмочил репутацию связки «Медведев-Путин», по России за последний год прокатилась волна протестов недовольная социальной политикой, а потому потребность в очередной внешней победе назрела достаточно остро. В этой связи неожиданно (на первый взгляд) легкое и оперативное согласие новоизбранного Януковича продлить еще на 25 лет пребывание Черноморского флота в Севастополе оказалось как нельзя кстати. При этом необходимо четко понимать, что харьковские договоренности к, собственно, самому черноморскому военно-морскому флоту РФ имеют весьма опосредованное отношение. Если бегло проанализировать современное состояние ВМФ РФ в Черном море, то мы увидим достаточно плачевное (если не жалкое) состояние корабельного состава. По-сути, Россия сейчас имеет в Севастополе из боевых кораблей дальнего плавания только три единицы – один ракетный крейсер «Москва» и два фрегата «Керчь» и «Сметливый». Учитывая, что все они были заложены еще в 70-х годах прошлого века, говорить о каком-то реальном военном присутствии России в акватории Черного моря (уже не говоря о Средиземном) не приходится – современное состояние флота таково, что он способен в военном плане решать лишь локальные конфликты, как это было, например, в войне с Грузией. Основной упор Россия в развитии своего ВМФ делает на Северный (основное направление) и Тихоокеанский флоты, в то время как Черноморский флот существует по остаточному принципу выжимая до последнего советский ресурс. Но сегодняшняя функция Черноморского флота как раз не столько военная, сколько геополитическая. По сути, ЧФ для России сегодня является тем же самым, чем был Балтийский флот для Советской России почти 100 лет назад. Военное присутствие России в Севастополе – это базовый фактор того, что Крым по-прежнему в языковом, культурном и религиозном плане остается тотально в сфере жизнедеятельности «русского мира». Тому пример пятилетнее русофобское правление Виктора Ющенко, которое не смогло провести даже частичной украинизации автономии, в правление же лояльного к России Виктора Януковича этот процесс и вовсе может пойти в обратную сторону. Вообще, для Януковича ситуация в Крыму до недавнего времени была достаточно сложной, если не сказать большего – отвратительно проблематичной. Побив горшки с бывшим «главным» по Крыму однопартийцем Василием Киселевым, и назначив на его место очередного «донецкого» на пост Председателя Совета Министров автономии Василия Джарты, Виктор Янукович значительно ослабил свои позиции. Сюда же надо добавить еще одну неоднозначно воспринимаемую в Севастополе персону Сергея Куницына, которого Янукович назначил своим постоянным представителем в Крымской автономии, и картина у новоизбранного президента в одном из своих базовых регионов вырисовывалась, действительно, печальной. В том, что Виктора Януковича крымчане поддержали на президентских выборах даже в пик разгара скандала с Киселевым ничего удивительного нет, но вот местные и парламентские выборы могли бы дать для Партии регионов в Крыму уже несколько иной результат. Мощные позиции Киселева и коммуниста Леонида Грача, а также общее не восприятие «донецкого» Джарты и «ренегата» Куницына вполне могли бы изменить расклад не в пользу Партии регионов. Учитывая общий раскол страны, где безумно важна явка избирателя и буквально чуть ли не каждый голос, потеря для Партии регионов Крыма могла бы в значительной мере угрожать потери коалиции в парламенте. И если выше уже говорилось, что паре «Медведев-Путин» необходима была очередная внешняя победа, то Януковичу, напротив, крайне важно было стать для крымчан своим. А потому харьковское соглашение в этом плане устраивало полностью обе стороны. Правда, помимо геополитической (для России) и внутриполитической (персонально для Виктора Януковича) составляющей, есть в харьковских договоренностях еще один вопрос – экономический. Во-первых, на первый взгляд удивляет привязка поставок газа к размещению военно-морской базы. Не то, чтобы это такое уж ноу-хау в российско-украинских отношениях, в том же 1997 году Россия с Украиной как раз и расплачивалась газом за пребывание флота в Крыму, но ситуация тогда была кардинально иной – у стран попросту не было живой валюты и бартер в 90-х был чем-то само собой разумеющимся. К тому же, сам газ в 97-ом выступал лишь как заменитель этой самой валюты, теперь же мы имеем ценнообразующий договор на газ, который непосредственно привязан к аренде ВМБ в Севастополе. Во-вторых, и это самое главное, - а с чего это Россия вдруг взяла и подарила Украине почти 40 миллиардов долларов (именно такую сумму сэкономит Украина)? Севастополь в военно-политическом плане давно уже не играет сколько бы то ни было стратегического значения. Флота у России в Черном море, по сути, тоже нет. Другое дело, что за те же 10 лет за сумму в 40 миллиардов долларов можно было бы построить новый флот не только на Черном море, но и на всех остальных морях России. И, тем не менее, Россия идет на такую уступку. Вопрос здесь комплексный и опять же, связан непосредственно с газом. Россия продолжает усиленно строить (не смотря на приход на Украине лояльной ей команды Януковича) обходные газотранспортные потоки. С каждым новым километром проложенных труб ГТС Украины стремительно теряет в цене, более того, содержание всей газотранспортной системы для Украины обходится в огромные затраты. Вполне очевидно, что через несколько лет вся газотранспортная система Украины превратится в закопанный в землю хлам, а это будет означать, что Европа еще больше потеряет к Украине интерес. Одновременно Россия продолжает содержать военную базу на юге Украины, которая с каждым годом превращается в периферийное государство с постоянно дестабилизирующей внутренней ситуацией. Учитывая цивилизационный раскол страны и все большую пропасть между галицо-малороссийской и южнорусской частями Украины, вполне вероятно, что в 2015 или (что более вероятней) 2020 году на очередных президентских выборах, когда между западническим и восточным кандидатами будет решаться, кому достанется «все», возникнет очередной «Северодонецк», который расколет Украину изнутри (что более приемлемо для Запада, нежели внешняя агрессия). Именно в таких условиях и понадобится военное присутствие России, которая весь этот период будет активно культивировать русское самосознание на юге и востоке Украины.
materik.ru Источник: imperiya.by.
Рейтинг публикации:
|