Идея создания общей армии ЕС попадает в новостные ленты каждые несколько лет и вызывает при этом суматоху. Эта фантазийная концепция захватывает умы брюссельских чиновников, которые думают, что единая армия сможет увеличить влияние ЕС, пишет Брау.
"Но в этом году, вдалеке от заголовков прессы, избегая грязной политики, Германия и два её европейских союзника, Чехия и Румыния, спокойно предприняли радикальный шаг на пути к чему-то, что выглядит как армия ЕС: они объявили об интеграции вооруженных сил".
Армии Чехии и Румынии не станут частью вооружённых сил Германии, но в течение нескольких месяцев эти страны объединят с Бундесвером по одной бригаде. Чехия: 4-бригада быстрого развертывания, которая служила в Афганистане и Косово, станет частью 10-й танковой дивизии Бундесвера, Румыния: 81-я механизированная бригада присоединится к Подразделению быстрого реагирования. Брау отмечает, чехи и румыны пойдут по стопам Нидерландов, которые уже интегрировали в Бундесвер две бригады в Подразделению быстрого реагирования и 1-ю танковую дивизию.
"Правительство Германии показало, что оно готово продолжать европейскую военную интеграцию", - профессор Университета Бундесвера Карло Масала.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер неоднократно высказывал идею создания армии ЕС и встречал насмешки или неловкое молчание. Даже после выхода из союза Британии, которая является ярым противником единой армии, члены ЕС имеют мало согласия относительно принципов её создания. Поэтому, прогресс в этой области идёт медленно, отмечает Брау. В марте создан единый Центр военного планирования и управления зарубежными небоевыми операциями, ответственный за учебные миссии в Сомали, Мали и Центральноафриканской Республике, но его штат всего 30 человек. Существуют также Северная боевая группа ЕС (Швеция, Финляндия, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва и Норвегия) численностью около 2,5 тыс. и прозванные "мини-НАТО" Объединенные экспедиционные силы под командованием Британии (Британия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Норвегия и Нидерланды).
Реализуемая Германией в рамках НАТО "Концепция рамочных наций" (Framework Nation Concept) по сути создаёт сеть под управлением Бундесвера.
"Инициатива исходила из слабости бундесвера. Немцы поняли, что для того чтобы получить политическое и военное влияние в НАТО, Бундесверу необходимо заполнить пробелы в сухопутных войсках... Это продвижение к большей военной независимости Европы", - эксперт польской
фабрики мысли Центр восточных исследований (Centre for Eastern Studies) Юстина Готковска.
Концепция рамочных наций позволяет Германии делиться своими ресурсами с меньшими странами в обмен на использование их военнослужащих.
"В предлагаемой концепции предусматривается создание оборонных кластеров внутри НАТО, состоящих из наиболее интегрированных и заинтересованных во взаимном сотрудничестве стран", - полковник, кандидат военных наук
А. Дмитриев
Брау напоминает о том, что в 1989 г. ФРГ тратила на оборону 2,7% ВВП, но к 2000 г. расходы сократились до 1,4% и в настоящее время расходы сократились до 1,2%. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль
не считает реалистичным сценарий, когда Германия к 2024 г. увеличит военные траты до 2% ВВП как это рекомендует НАТО. В докладе представленном в парламенте Германии 2014 г. сообщалось, что из 64 вертолетов ВМФ боеготовно было только 18. Бундесвер времен Холодной войны состоял из 370 тыс. военнослужащих, сегодня численность немецкой армии порядка 178 тыс. В прошлом году военные расходы Германии выросли на 4,2%, а в этом на 8%.
***
Итак, Меркель жаждет сохранения власти и упорно лезет на четвёртый срок, британские крысы бегут с европейского корабля, а в Вашингтоне сидит Трамп, который пока не проявляет желания увеличивать влияние на европейские дела. Из этого можно сделать прогноз, что втягивание в немецкую военную орбиту членов ЕС продолжится.
Американские шавки (Прибалтика, Польша) не будут ложиться под нового фюрера, они останутся верны НАТО и США, вопрос только в степени их противодействия построению армии Червёртого райха. Меркель будет формировать армию ЕС из тех кто захочет или кого купит.
Непонятно насколько активно будет действовать макроновская Франция, скорее всего, и дальше будет помогать Меркель, но подъём патриотических сил в лице Национального фронта станет сдерживающим фактором.
"Благодаря стремлению к подлинной политической интеграции, основанной на единой армии и партнёрстве в сфере безопасности в рамках всего ЕС, Макрон мог бы гарантировать себе место в истории", - профессор Мюнхенского университета, бывший президент Институт экономических исследований
Ганс-Вернер Зинн.