Великий шелковый путь по постсоветскому пространству
Колумнист Sputnik Ростислав Ищенко об итогах международного форума "Один пояс – один путь", который прошел в Пекине.
Участие президента России Владимира Путина в форуме "Один пояс — один
путь" и его переговоры в Пекине с китайскими лидерами актуализировали
в экспертных кругах вопрос о месте ЕАЭС, СНГ и других постсоветских
интеграционных проектов в разворачивающейся глобальной
российско-китайской инициативе. Некоторые эксперты выдвинули
предположение, что Россия просто впишется в китайский глобальный проект
в качестве одного из транзитных партнеров, после чего интеграционные
постсоветские проекты просто потеряют актуальность.
Не транзит, а рынки
Чтобы понять ущербность этого подхода, достаточно вспомнить, что разные
варианты Нового Великого шелкового пути отрабатываются в Поднебесной
минимум полтора десятилетия. При этом сотрудничество с Россией
окончательно стало приоритетным для Пекина лишь в последние пять-семь
лет. По странному совпадению это произошло именно в тот момент, когда
стало понятно, что вначале Таможенный, а затем и Евразийский
экономический союзы становятся полноценной реальностью.
Далеко не всегда очевидное является вероятным и, тем более, реальным.
Как, например, рассуждают алармисты в России и других постсоветских
странах? Они совершенно правильно констатируют, что китайской экономике
нужны не только транзитные пути, но и доступ к сырьевым базам. В отличие
от России, Китай зависим от импорта большой номенклатуры сырьевых
товаров.
Далее делается вывод о том, что раз Китай нуждается в сырье, а сырье
находится в Сибири и государствах Средней Азии, следовательно, Пекин
будет разворачивать политическую и экономическую экспансию в данном
направлении. Вроде бы логично.
Однако упускается из вида один очень существенный момент. Современная
экономика не нуждается в прямом военно-политическом и/или экономическом
контроле над конкретными территориями, населением или источниками
необходимых товаров. Иначе пришлось бы предположить, что поскольку
китайцам необходим доступ к европейским технологиям, значит, Пекин будет
распространять свою экспансию на европейский континент.
На деле любая современная экономика нуждается в поставках необходимых
товаров по приемлемым, возможно, более низким ценам, и в доступе
на рынки. То есть нужны не территории и население, которое ты будешь
контролировать, а партнеры, которые смогут наладить дешевое производство
нужных тебе товаров и обеспечивать их доставку потребителю. А также
сами потребители, которые смогут закупать производимые тобой товары
С этой точки зрения проекция китайского контроля даже на Среднюю
Азию, не говоря уже о каких-то российских территориях, выглядит крайне
затратным и совершенно нерентабельным проектом.
Постсоветские государства до сих пор интегрированы с Россией в одну
экономическую систему. Конечно, они не замкнуты на Москву на 100%,
как это было при СССР. Их экономические связи максимально возможно
диверсифицированы. Но прибалтийский, украинский и молдавский примеры,
когда национальные правительства, стремясь к полной переориентации
на Европу, моментально (с исторической точки зрения) уничтожили
собственные экономики, свидетельствуют о том, насколько сильна
зависимость постсоветских государств от российского рынка и от
кооперационных связей с Россией.
В этих условиях любая страна, претендующая на политическое
и экономическое доминирование хотя бы на части постсоветского
пространства, должна предложить альтернативу кооперации с Россией
и иметь возможность заместить Москву в соответствующей экономике —
для начала хотя бы процентов на 60-70. Чтобы не допустить обвала.
Даже Запад, проводивший политику изоляции и ограничения России ценой
разрушения пограничных с ней государств или их экономик, столкнулся
в результате с ситуацией, когда формально освоенное им пространство
стало серьезной финансово-экономической и еще большей политической
обузой, так и не принеся ожидаемых политико-экономических дивидендов.
Перед Китаем задача изоляции России не стоит. Наоборот, ему нужен
прочный дружественный тыл и гарантированные транзитные пути. Причем все
это ему надо здесь и сейчас, а не через лет сто, когда теоретически
можно было бы расставить китайские гарнизоны на пространстве от Варшавы
до Японии.
Самостоятельное освоение Пекином Средней Азии невозможно еще
и потому, что для Китая большую проблему представляет региональный
сепаратизм в огромном территориально, но мало заселенном
Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Это — слабо освоенная территория,
которую в конце XIX века называли Восточным Туркестаном, и которая,
по тогдашним договоренностям о разделе сфер влияния между Россией
и Великобританией, была отдана Китаю с целью обеспечения
российско-британского компромисса. Она граничит с государствами Средней
Азии, причем там проживает родственное население.
Таким образом, нежелание усиливать синьцзян-уйгурский сепаратизм,
опасение прямого столкновения с радикальным исламизмом, сложности
логистики, отсутствие традиционных экономических связей делают для Китая
экспансию в северо-западном направлении не просто невыгодной,
но убийственной. Для Пекина это было бы большим финансово-экономическим
обременением, чем для России гипотетическая оккупация Украины. То есть
Китай нес бы неприемлемые издержки, при этом отдаляясь от цели.
ЕАЭС и ШОС
На деле ЕАЭС как раз решает все необходимые с точки зрения китайских
интересов вопросы. Союз ориентирован на создание платежеспособного
внутреннего рынка емкостью до 250 миллионов потребителей. Это, наряду
с европейцами, потенциальные покупатели китайских товаров. До решения
этой проблемы, конечно, еще далеко, но как раз кооперация с Китаем
в реализации проекта Единой Евразии, совпадающего по целям с проектом
Нового Великого шелкового пути, может существенно сократить сроки
структуризации единого рынка ЕАЭС.
Единое таможенное пространство упрощает и удешевляет транзит
китайских грузов. Уже сейчас резко (в разы) возросли контейнерные
перевозки из КНР не только по РЖД, но и по казахстанским железным
дорогам.
Реализуемый в ЕАЭС принцип свободного перетекания товаров, капиталов
и рабочей силы, а также интеграции экономик облегчает Пекину
инвестиционное взаимодействие со всеми странами Союза в интересующих его
областях.
В общем, как это всегда бывает, когда устанавливается взаимовыгодное сотрудничество, от кумулятивного эффекта выигрывают все.
Подчеркну, что и проект ЕАЭС, и проект Нового Великого шелкового пути
пока находятся в стадии реализации. Им предстоит преодолеть немало
трудностей. Но уже сейчас видно, что Пекину выгодно, чтобы в ЕАЭС
вступили как можно больше бывших советских республик.
Кроме того, у Москвы и Пекина существует и еще один совместный
политико-экономический проект — Шанхайская организация сотрудничества,
в которую, как в матрешку, вписываются и ЕАЭС, и другие региональные
инициативы. И которая в перспективе, связав воедино все региональные
объединения, как раз и способна стать структурой, цементирующей Единую
Евразию. Источник: sputnik.by.
Рейтинг публикации:
|