Законопроект
о разведывательной политике США, уже одобренный нижней палатой
Конгресса, обозначает в качестве одного из приоритетов борьбу со
«скрытым влиянием» России. Помимо пропаганды и дезинформации Москва
подозревается в организации убийств и терактов. Однако у законопроекта
есть и другие задачи, помимо собственно антироссийской.
Истерия
вокруг «российского вмешательства» и «российского влияния» в Соединенных
Штатах начинает приобретать воплощение в законодательном формате.
Конгресс США одобрил законопроект о разведывательной политике
государства. Теперь его должен подписать президент страны Дональд Трамп.
Документ сам по себе стандартный, он затрагивает угрозы национальной
безопасности Америки, определяет деятельность разведсообщества и
полномочия Конгресса по надзору за ней. Однако в этой бумаге есть ряд
очень интересных моментов.
Законопроект подразумевает введение
обязательного режима предварительного оповещения в отношении всех
поездок аккредитованных дипломатов и других сотрудников дипломатических
представительств РФ в США. Также предполагается разработка механизмов по
обмену информацией между ведомствами по поводу перемещения находящихся в
стране российских дипломатов (в том числе «несанкционированных» поездок
– без выполнения нового требования об уведомлении).
Фактически за
дипломатами из нашей страны устанавливается тотальная слежка, а также
ограничение на передвижение. За дипломатами и их перемещениями
спецслужбы и раньше следили, однако закрепить такую слежку
законодательно – это серьезный ход.
«Это нарушение Венской
конвенции, помимо всего прочего. Это запрещено. Слежка за дипломатами,
официально закрепленная в законодательстве, – это такое ноу-хау поперек
очень многих правовых актов международных. Хотя неформально это и
осуществляется даже сейчас», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Центра
стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Кроме того,
усиленный контроль будет провоцировать введение симметричных шагов в
отношении американских дипломатов в России. Как отметил Дмитрий Абзалов,
слежка за посольствами повлечет ответные меры, а также будет подорвано
доверие других стран.
В то же время гораздо более интересен
другой момент. В документ в качестве одного из приоритетов американского
разведсообщества заложена усиленная борьба со «скрытыми» операциями
влияния РФ «против народов и правительств» в США и по всему миру. Для
этого создается специальный межведомственный комитет. В его задачи
входит «противодействие активным мерам России по оказанию скрытого
влияния, в том числе с помощью распространения ложных сведений, агентов
влияния, коррупции, нарушений прав человека, терроризма и убийств,
осуществляемых службами безопасности или политическими элитами
Российской Федерации или их ставленниками». При этом представители
служб, вошедших в комитет, должны будут через 180 дней после вступления
закона в силу предоставить отчеты о выявленных «активных мерах» скрытого
влияния Москвы и предложенных вариантах шагов по противодействию им.
Стоит
отметить, что это весьма громкие заявления. Законопроект, по сути,
формализует так называемые российские скрытые операции влияния в
качестве глобальной проблемы, с которой необходимо бороться по всему
миру. Более того, в документе среди других серьезных обвинений четко
говорится о том, что политическое руководство и спецслужбы РФ занимаются
организацией террористических актов и убийств. Это уже не просто
какая-то там пророссийская пропаганда, подтасовка выборов или фейки. Из
России старательно создается образ врага, что очень напоминает риторику
времен холодной войны. Только теперь это не «империя зла», а
террористическое государство, почти как ИГИЛ.
Конечно же,
подобные резкие утверждения, да еще и в официальном государственном
документе – это очень серьезный прецедент. Он, безусловно, потребует
объяснений со стороны США и повлечет отрицательную реакцию Москвы. Да и
не только Москвы. «Если подобное суждение будет принято – это будет
достаточно серьезным вызовом международному сообществу и сделает очень
сложным взаимодействие Вашингтона с целым рядом игроков», – подчеркнул
Дмитрий Абзалов.
«С юридической точки зрения это голословные
утверждения», – отметил политолог. Даже обвинения о влиянии России на
итоги выборов в США пока не подтверждены, не говоря уже обо всем
остальном. «До конца не произведено расследование относительно участия
РФ в избирательной кампании в США», – указал он. Дмитрий Абзалов также
подчеркнул: «Вашингтону в меньшей степени необходимо обращать внимание
на участие в избирательных кампаниях других стран. В период Барака Обамы
он участвовал во всех избирательных кампаниях с точки зрения
информационного присутствия». Вскрывались электронные почты, аккаунты в
соцсетях и мессенджерах, осуществлялось информационное влияние, добавил
он.
Еще более скользкая тема – обвинения в терроризме и
убийствах. «У ООН есть список террористических организаций, которые
признаны. Я там не видел ни одной организации, которая поддерживается
Российской Федерацией», – заявил Дмитрий Абзалов. Он также подчеркнул:
«Страны, которые поддерживают терроризм, – это та тема, на которую
Вашингтону вообще не стоит вставать, потому что это билет в один конец.
Вообще террористические организации, выраженный радикальный,
фундаментальный терроризм как боевое крыло – это фактически креатура
США. Афганистан – с этого все началось в той или иной степени».
Однако
в Вашингтоне не могли не отдавать себе отчет в том, как будет воспринят
такой шаг и насколько он серьезен. Конечно, это не означает начала
какого-то конфликта и даже новой холодной войны. Но зачем же это было
нужно американцам?
Подобный закон, да еще с такими резкими
формулировками в значительной степени развязывает руки спецслужбам США.
Появляется формальный враг, открытый конфликт с которым нежелателен, а
вот все остальные средства вполне хороши. Это позволяет открыто теснить
любые «пророссийски» настроенные, а также российские СМИ, бороться с
любыми положительными высказываниями о России. Ведь, в отличие от других
медиа, они, согласно новому документу, занимаются дезинформацией и
проведением акций влияния. Сюда же можно включить и дипломатов из нашей
страны, которым можно серьезно усложнить работу и жизнь, сделав их
практически нерукопожатными (мало кто из американских чиновников и
политиков теперь захочет быть обвиненным в связях с Москвой). Не говоря
уже о каких-либо направленных против РФ внешнеполитических шагах – вроде
размещения ПРО у ее границ или дальнейшего расширения НАТО на восток.
Более
того, это дает возможность действовать не только против самой Москвы.
Можно, например, организовывать прослушку и слежку за своими и
иностранными гражданами (и политиками) как внутри, так и вне страны.
Этому ведь появляется оправдание в виде противодействия «активным мерам»
России. Также удобно оправдывать вмешательство во внутренние дела
других государств, борясь с неугодными правительствами (указывая на их
подконтрольность Москве) или продвигая нужных политиков на руководящие
посты (обвинив других кандидатов в связях с РФ). Кроме того, это
позволяет американским спецслужбам действовать более жестко – например,
вновь начать прибегать к операциям по похищению или ликвидации людей, а
также пыткам, как это уже происходило ранее. Дональд Трамп ведь как-то
заявил, что он не против пыток. Да и во взятый им жесткий
внешнеполитический курс это вполне укладывается.
Новый документ и
его риторика во многом также нацелены на внутриполитический сегмент
самих США. Под прикрытием противодействия «активным мерам скрытого
влияния» России можно спокойно бороться с инакомыслием в самой Америке.
Фактически уже наблюдается использование фактора связей с Москвой как
инструмента выдавливания из американского истеблишмента неугодных
политиков (яркий пример – несостоявшийся советник президента США по
нацбезопасности Майкл Флинн) или оказания на них мощного влияния, как в
случае с Трампом.
«Это, скорее всего, попытка оседлать
определенный политический тренд, а также надавить на Трампа на предмет
взаимодействия с Москвой. Создается информационное поле, в котором очень
сложно принимать общественно-политические важные решения. Скоро будет
встреча G20, и за это время надо сформировать фронтальную позицию, что
Трамп не должен договариваться с Москвой. Вот та задача, которая стоит»,
– считает Дмитрий Абзалов.
Очень интересен и тот факт, что в
законопроекте так и не объясняется, какие же меры должны быть приняты
для борьбы со «скрытым влиянием» РФ. Говорится лишь, что спецслужбы,
органы безопасности и ведомства должны выработать и предложить какие-то
шаги. Это значит, что выбор остается за самим разведсообществом США и
разъяснять подробности гражданам страны никто не собирается.
Есть,
правда, у документа еще и засекреченная часть. Может быть, в ней
содержатся какие-то подробности на данную тему. Однако знать об этом
могут лишь те, кто имеет доступ к такой информации, то есть американское
руководство и спецслужбы. Остальные же могут довольствоваться тем, что
российское влияние – это серьезная угроза, и ей надо как-то
противодействовать. Источник: vz.ru/.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+