Гамбит Эрдогана: чего ждать от "конституционного переворота" в Турции
16 апреля в Турции прошел исторический референдум: граждане
решали, вносить ли изменения в Конституцию страны. 18 поправок, которые
фактически наделили действующего президента Эрдогана колоссальной
властью, одобрила большая часть населения. Максим Равреба - о том, к
чему приведут изменения и какой сигнал получили Евросоюз и Россия.
"Было принято исторически важное решение по вопросу системы
руководства страной, о которой спорили последние 20 лет. Нация защитила
свое будущее, и все, в том числе союзники Турции, должны уважать это
решение нашего народа. Путь к референдуму был тяжелым, но страна
справилась и начинает реализацию самой важной реформы системы
руководства. Впервые в истории Турции форма правления меняется руками
гражданской политической системы, а не правительствами, пришедшими к
власти после переворотов и путчей".
Такими словами президент Турции Реджеп Эрдоган подвел итоги
общенационального конституционного референдума, на котором победили его
сторонники. Победили с небольшим отрывом, правда. Разрыв между
сторонниками и противниками превращения парламентской формы правления в
президентскую составил миллион с четвертью человек. 51,3% поддержали
конституционную реформу, а 48,7% не поддержали ее. Карта голосования
свидетельствует, что сторонники президентской республики – это
консервативная "глубинка". А противники – это крупные города, развитая
приморская зона, внезапно – пограничные с Сирией, бывшим советским
закавказьем области и столичный регион. Древняя столица Стамбул – тоже
сторонница парламентской республики.
Конституционную реформу в Турции ни в коем случае нельзя называть
ситуативной или реакционной. Эрдоган справедливо отметил, что страна 20
лет вела дискуссию об этом. Так и есть. Нынешний президент, еще будучи
премьер-министром, в 2005 году поддержал идею реформы, которую предложил
министр юстиции Джемил Чичек. Ее же одобрила и много лет
пропагандировала Партия справедливости и развития, которую создал
Эрдоган. В турецкий парламент предложения по реформе были внесены в 2011
году. Над разработкой текста изменений к Конституции трудился
межпартийный комитет, в который вошли абсолютно все парламентские
партии. И чтобы утвердить этот документ, необходимо было единогласное
одобрение этого органа. И оно было получено. А разногласия начались уже
потом. Что привело к выходу партии Эрдогана из комитета и к его
роспуску. Но законопроект был подготовлен. Он вошел в предвыборную
программу Партии справедливости и развития, ставшей правящей в
парламенте.
Так что конституционная реформа появилась не "вдруг", это не
волюнтаризм Эрдогана, не узурпация власти и даже не реакция на попытку
цветной революции и военный заговор и мятеж. Так что можно только
строить предположения, насколько цветная революция и попытка переворота
ускорили процесс проведения реформы.
Но все же мир, Европа и Турция к моменту проведения референдума
сильно изменились по сравнению с 2005 годом. После силового подавления
турецкого "майдана", разгона заговорщиков-военных, после многочисленных
скандалов вокруг Турции и лично Эрдогана к Турции и ее президенту на
западе стали относиться подозрительно и предвзято. Все чаще его рисуют
диктатором и узурпатором. Все четче говорят о том, что лично Эрдоган и
его партия препятствуют принятию Турции в ЕС. Даже выводы Венецианской
комиссии, которая обследовала каждую букву изменений к Конституции
Турции с дотошностью талмудистов, содержали завуалированные подозрения в
диктатуре. Если точнее: "Предлагаемые конституционные поправки введут в
Турции президентский режим, в котором отсутствуют необходимые сдержки и
противовесы".
Для лучшего понимания того, о чем пишет Венецианская комиссия,
перечислим те самые поправки к Конституции. Они ликвидируют должность
премьер-министра, делают президента не только главой государства, но и
правительства, увеличивают число депутатов парламента на 50 человек,
снижают возраст избирателей с 25 до 18 лет, делают военную службу
необязательной для избирателя, военных же лишают права участвовать в
выборах. Срок полномочий парламента увеличивается с 4 до 5 лет.
Парламент больше не сможет допрашивать министров, а министры больше не
обязаны отвечать депутатам. Президентское вето на законы будет
преодолеть сложнее. Президент, согласно поправкам, назначает
референдумы, президенту сложнее объявить импичмент.
Специально для "западных партнеров" и Венецианской комиссии включены
пункты о гарантиях независимости ветвей власти, нейтральности судебной
системы, отмене военных судов и механизм блокирования чрезвычайных
указов президента. "Венецианка" в своем заключении отметила это
ядовито-саркастически. Сомнений в отношении запада к конституционной
реформе быть не должно. Запад считает, что референдум направлен
исключительно на укрепление личной власти Эрдогана, это реакция на
цветную революцию и попытку военного переворота, реформа – это путь к
узурпации власти и диктатуре.
Основания для таких подозрений есть. Турция беременна цветной
революцией уже давно. Власть состарилась, а незанятая, но вполне
обеспеченная молодежь умножилась. Это показали события на площади Таксим
в 2013 году. То, что Эрдоган, в отличие от украинского Януковича,
действовал решительно и жестко, породило предположение, что военный
переворот в августе 2016 года стал второй попыткой внешних сил убрать
Эрдогана и его партию обычным для Турции путем. И Эрдоган в сегодняшней
речи очень прозрачно намекнул на то, что он в курсе. Путч – это все же
не "майдан". Это уже не молодежь, а военные и политические элиты. Путч
породил реакцию. 60 000 человек уволены. 10 000 задержаны или арестованы
и судимы. 15 000 сотрудников изгнаны из ВУЗов. Из них 1500 деканов.
Уволены 10 000 сотрудников МВД. 2000 сотрудников правительства. 3000
судей. До 10 000 военных и 10 000 полицейских репрессированы. Закрыты 15
университетов с открытыми фондами. 1043 частные школы. 35 медицинских
центров и больниц. 1229 фондов и общественных организаций. 19
профсоюзов, федераций и конфедераций. Это очень общие и далеко не полные
цифры.
Есть и другие проблемы. Это курдские сепаратисты и реальное
государство курдов, созданное на территории распавшейся Сирии и Ирака.
Теракты говорят о наличии боевого, террористического подполья. Наконец,
война в Сирии. Представив, что за каждой проблемой стоит "протестный",
обиженный и непримиримый, нетрудно понять, что у Эрдогана пути назад
нет. По той же причине никакая это не узурпация и не диктатура. Потому
что 48,7% сказавших "нет" укреплению власти Эрдогана есть и никуда не
делись, как и "протестные" регионы, в которых проживают эти 48,7%.
Но укрепление личной власти президента Эрдогана тоже факт. Потому что
конституционная реформа дает возможность Эрдогану оставаться
президентом до 2029 года. Кстати. Две бывшие советские республики
отрицают Московский и Карский договоры 1921 года о границах. Неожиданно,
правда? На государственном гербе одной из них – территориальные
претензии к Турции. Все это создает очень много угроз для Анкары в
будущем. Преодолеть эти угрозы призвана смена режима с парламентского на
президентский. Парламент стал больше, значит, парламент станет более
инертным, управляемым, зато менее протестным и дееспособным. Военные не
смогут попасть в депутаты. Исполнительную власть полностью формирует
Эрдоган.
Референдум – это только начало. Новую форму политической системы
нужно обкатать. На это нужен срок. Ориентировочно до 2029 года. Это
гамбит. Эрдоган (и это показал скандал с Нидерландами) пожертвовал
вступлением в ЕС ради твердой уверенности в будущем собственной страны.
Вместе с тем Турция сохранила членство в НАТО и пока выходить из этого
блока не собирается. Пока. Ну и, наконец, Турция ищет партнерства как
способа сосуществования с Россией, меняя вековые традиции вражды.
Ну, а чего же ждать от нового "турецкого гамбита" тем самым
"союзникам", в число которых входит Россия? И России, и остальным дается
четкий сигнал, с кем именно нужно иметь дело в Турции. Что рассчитывать
на смену режима не стоит. Ставить на оппозицию и раскачивать страну
цветной революцией не стоит. Ставить на военное сословие не стоит. Оно
вообще отстранено от власти. Политика Эрдогана – это вектор до 2029
года. Здесь есть и позитивная сторона. Эрдоган подтверждает все
договоренности и соблюдение их до указанного срока. К примеру, по
"Турецкому потоку". Это главные тезисы. Остальное – форс-мажор, о
котором известно одному лишь Аллаху.
Максим Равреба Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|