Попробуем совместить
7 апреля 2017
Как преодолеть разделение Большой Евразии
Тони ван дер Тогт – ведущий научный сотрудник Института международных отношений Клингендаль, Нидерланды.
Резюме:ЕС заинтересован в расширении взаимосвязей на евразийском
континенте, и «пробная совместимость» с ЕАЭС пойдет на пользу. Евросоюз
должен воспринимать евразийское объединение всерьез и стремиться к
большему сближению норм и стандартов
В последние годы заметно обострение конкуренции и подчеркивание
различий между двумя формами региональной интеграции – Европейским
союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Апогеем стал
украинский кризис, самый опасный геополитический конфликт между Россией и
Западом на постсоветском пространстве. Геополитика берет реванш с
удвоенной силой, что влечет за собой серьезные геоэкономические
последствия.
Попытки построить Общеевропейский дом или «Большую Европу от
Лиссабона до Владивостока» в тупике. Движение к сближению двух частей
евразийского континента зависит ныне от прогресса в урегулировании
украинского кризиса. ЕАЭС по-прежнему рассматривается в основном как
российский геополитический проект. Несмотря на внутренние различия и
слабости, эта структура остается пока наиболее продвинутой формой
(ре)интеграции на постсоветском пространстве. Поэтому служит важным
фактором отношений не только Евросоюза и России, но и ЕС с другими
странами Восточной Европы и Центральной Азии.
«Взаимосвязь как оружие» (термин Леонарда Коэна), применяемое
конкурирующими союзами, также бросает серьезный вызов ЕС как глобальному
актору в торговле и финансах. Два конкурирующих союза рискуют еще
больше разойтись, и возникнут преграды, сложно преодолимые, особенно в
условиях явно растущего протекционизма. Государства между двумя
объединениями, включая участников «Восточного партнерства», тоже будут
страдать, поскольку окажутся геополитическим и геоэкономическим полем
битвы и превратятся в «стратегическое чистилище».
Пробная совместимость ЕС и ЕАЭС
Институт Клингендаль попытался определить способы, которые позволят
ЕС справиться с новыми геополитическими и геоэкономическими реалиями как
в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В докладе «От
конкуренции к совместимости. Достижение евразийского баланса в
отношениях ЕС и России» (From Competition to Compatibility. Striking a Eurasian balance in EU-Russia relations) мы предложили стратегию «пробной совместимости» ЕС и ЕАЭС.
Мы понимаем геополитические аспекты стремления России углубить
евразийскую интеграцию. Ряд постсоветских государств уговорили (или
вынудили) передать ей свои полномочия в сфере развития торговых
отношений с третьими странами, в том числе с ЕС. Кроме того, в рамках
ЕАЭС ведется работа по унификации норм и стандартов. Как бы то ни было,
развивается новая региональная организация. Поэтому Евросоюзу в любом
случае придется принимать это во внимание. Важно отметить, что ЕАЭС
фокусируется на внутренней консолидации, прежде чем двигаться к более
широкой интеграции и заключать привилегированные торговые соглашения с
основными внешнеэкономическими партнерами, в частности Евросоюзом и
Китаем. На данный момент речь идет об укреплении позиции и доли
российского бизнеса на внутренних рынках ЕАЭС благодаря его
относительным преимуществам там. Это чревато негативным воздействием на
конкурентоспособность компаний из других стран союза, поскольку исчезнет
стимул к модернизации, требуемой для игры на глобальном уровне и более
развитых рынках. Такие внутренние противоречия дают определенные
возможности Евросоюзу как основному источнику модернизации и трансфера
технологий. Это признается даже в (пока бездействующем) «Партнерстве для
модернизации» ЕС и России.
Как глобальный торговый и финансовый игрок Евросоюз заинтересован в
объединении «конкурирующих регионализмов» и преодолении новых
разделительных линий посредством конвергенции торговли и финансовых
систем. Поэтому прежде всего мы рекомендуем привлечь Евразийскую
экономическую комиссию на формальной или неформальной основе к работе
над унификацией норм и стандартов. Различия между ЕС и ЕАЭС часто
кажутся преувеличенными, поскольку сближение норм и стандартов уже
произошло на ранних стадиях. Разработана общая база, на которой можно
строить отношения и предпринимать усилия, чтобы не допустить
нормативного расхождения. Кроме того, при обсуждении торговых отношений
все стороны понимают, что любые договоренности должны соответствовать
правилам ВТО, которые касаются и ЕАЭС. Это еще один элемент общности.
Помимо последствий для текущих торговых и финансовых отношений,
ситуация «конкурирующих союзов» – возможности, упущенные для более
тесного сотрудничества, которое могло бы стать дополнительным стимулом
процветания государств по обе стороны от разделительной линии.
В нынешних политических условиях соглашение о свободной торговле
между Евросоюзом и ЕАЭС остается отдаленной перспективой, но ворота
должны быть открыты на случай улучшения ситуации. Обе стороны обсуждают,
какими могли бы быть варианты подобного «мегасоглашения» в будущем,
когда геополитическая обстановка изменится и ЕАЭС откроется для
переговоров о свободной торговле с основными экономическими партнерами.
Пока Евросоюз допускает только ограниченное сотрудничество и
выборочное вовлечение России в обсуждение вопросов общего интереса.
Брюссель сосредоточен в основном на укреплении прочности государств так
называемого «общего соседства», включая участников «Восточного
партнерства». Однако предлагаемая «пробная совместимость» может стать
элементом селективного сотрудничества с Россией, основанного на общих
интересах, и одновременно повысит устойчивость, подкрепит позиции и
стимулирует экономическое развитие государств «общего соседства».
«Не выбирай и не проигрывай»
В контексте «пробной совместимости» мы рекомендуем Евросоюзу более
активно сотрудничать с отдельными членами ЕАЭС. Согласно предложениям
исследовательской службы Европарламента, страны «общего соседства»
должны иметь возможность поддерживать хорошие отношения с обеими
сторонами, т.е. «не выбирать и не проигрывать». Мы рекомендуем Брюсселю
способствовать свободному выбору государств, в том числе в
многовекторной политике, нацеленной на сбалансированные хорошие
(торговые) отношения и с Россией, и с ЕС. В конце концов Евросоюз не
заставляет страны идти на соглашение об ассоциации или углубленной и
всеобъемлющей зоне свободной торговли (AA/DCFTA) как высшую
форму интеграции, доступную участникам «Восточного партнерства». Лишь
предполагаемое членство в ЕАЭС (вступление в Таможенный союз)
несовместимо с AA/DCFTA. Продолжение хороших торговых отношений
в контексте соглашения о свободной торговле СНГ всегда оставалось
допустимым вариантом даже для Украины, пока Россия не заблокировала
такую возможность на двусторонней основе.
До этого Евросоюз вместе с Россией и Украиной обсуждал, поможет ли гибкость в реализации AA/DCFTA учесть российские торговые интересы, например, если переходный период
будет более длительным или не все элементы европейской
нормативно-правовой базы примут в единой жесткой формулировке. По
геополитическим причинам Россия блокировала намечавшиеся договоренности,
которые могли бы стать выходом для Украины. Некоторые сектора
украинской экономики производили бы продукцию для внутреннего рынка
Евросоюза в соответствии с нормами ЕС, а другие продолжали бы работать
на рынки СНГ по несколько иным стандартам.
К сожалению, трехсторонних договоренностей достичь не удалось. Такой
вариант пошел бы на пользу не только Украине, но и двум другим
постсоветским государствам, заключившим соглашения AA/DCFTA с
Евросоюзом, – Молдавии и Грузии. Хотя их экономики значительно меньше, а
на торговых отношениях с Россией негативно сказывались санкции, ранее
введенные Москвой, подобные трехсторонние договоренности стали бы
вариантом и для них. После избрания в Молдавии более пророссийски
настроенного президента, ориентированного на ЕАЭС, страна оказалась
вновь в состоянии неопределенности, и трехсторонние переговоры могли бы
стать выходом из положения.
Поскольку трехсторонние контакты временно прекращены, единственным
реальным вариантом для ЕС остается продолжение работы с участниками
«Восточного партнерства» преимущественно на двусторонней и, когда такая
возможность появится, на более широкой региональной основе. В принципе
дверь для участия России в более широком региональном формате всегда
открыта, но все зависит от сотрудничества Москвы в реализации Минских
соглашений.
На двусторонней основе Евросоюз возобновил более активный диалог с
Арменией. После того как Армения под давлением России вступила в ЕАЭС,
Брюссель предложил Еревану подумать о тех элементах проекта соглашений
AA/DCFTA, которые можно было бы сохранить, полностью уважая при этом
обязательства Армении как члена ЕАЭС. Эти переговоры – интересный пример
того, как государство – член ЕАЭС может развивать отношения с
Евросоюзом и сохранять максимально доступные взаимосвязи с ним. ЕС, в
свою очередь, получает пространство для того, чтобы содействовать
модернизации экономики и общества. Такой функции нет в ЕАЭС, поскольку
организация более ограничена по мандату, к тому же ее развитию мешают
геополитические и протекционистские намерения России. «Восточное
партнерство» постепенно трансформируется, сотрудничество с его
участниками становится более дифференцированным, учитываются их
обязательства перед третьими странами и другими организациями.
Еще один интересный пример селективного сотрудничества, основанного
на «принципиальном прагматизме», – Белоруссия. В отношениях с Минском
Евросоюз отказался от большей части введенных ранее санкций и начал
диалог с гражданским обществом, частным бизнесом и постепенно с высшим
руководством. Минск делает выбор в пользу многовекторной политики,
стремится к стабильности и процветанию, основанным на «интеграции
интеграций», это отвечает интересам и ЕС. Здесь Евросоюз также может
предложить содействие в модернизации, финансовую поддержку, которую
российская сторона не хочет или не может предоставить. Для ЕС и
Белоруссии ситуация обоюдовыгодная, она не затрагивает тесных отношений
Минска с Москвой или его участия в других региональных организациях,
включая ЕАЭС.
Пока продолжается геополитический и геоэкономический конфликт с
Россией, сотрудничество с отдельными членами ЕАЭС, в том числе в
контексте «Восточного партнерства», дает Евросоюзу реальную возможность
сохранить мосты над этим геополитическим разломом.
Большая Европа, Евразия, Азия
Хотя сейчас движение к Большой Европе от Лиссабона до Владивостока
практически остановилось (а существует и реальная опасность раскола
внутри «небольшой» Европы), экономические факторы близости и
взаимодополняемости не исчезли. Россия останется как минимум важным
поставщиком энергии и других природных ресурсов в Европу, а Старый Свет
по-прежнему важный источник высоких технологий, необходимых для
модернизации российской и евразийских экономик.
В то же время Китай в рамках инициативы «Один пояс, один путь»
предлагает широкую евразийскую интеграцию в ряде секторов (в основном
затрагивающих инфраструктурную взаимосвязанность). Мы намеренно
расширили наш анализ, чтобы включить в него варианты большой евразийской
интеграции. «Ориентация на Азию» заставила Москву не только всерьез
принять эту инициативу, но и задуматься о возможностях сопряжения
Экономического пояса Шелкового пути с ЕАЭС. Россия не готова
разрабатывать всеобъемлющее соглашение о свободной торговле между
строящимся ЕАЭС и Китаем, предлагая лишь двусторонние
непривилегированные торговые договоренности, но ситуация может
измениться.
Сотрудничество ЕС с Китаем сфокусировано в основном на инвестициях.
Но Шелковый путь представляет собой новый вызов, так как он предполагает
связать Китай через Центральную Азию с рынками (Юго-)Восточной Европы.
Недавний саммит в формате «16+1» в Риге – сигнал для Брюсселя: Евросоюзу
нужно более серьезно подходить к торговым и инвестиционным отношениям с
Китаем и поднять их на более высокий уровень. Участие Белоруссии в
качестве наблюдателя говорит о перспективах привлечения стран
«Восточного партнерства». Стремление Китая к взаимосвязанности «Большой
Азии» и Евразии противоречит российским протекционистским тенденциям и
может дать Евросоюзу еще одну возможность продвигать широкую евразийскую
интеграцию «от Лиссабона до Шанхая» в тандеме с Китаем.
* * *
Евразийская интеграция по версии ЕАЭС является вызовом для Евросоюза,
так как несет риски ослабления взаимосвязей, большего протекционизма и
дальнейшего расхождения норм и стандартов. Поскольку ЕС по-прежнему
заинтересован в расширении взаимосвязей на евразийском континенте,
«пробная совместимость» пойдет на пользу. Евросоюз должен воспринимать
ЕАЭС всерьез и стремиться к большему сближению норм и стандартов.
Кроме того, Евросоюзу следует активизировать конструктивные отношения
с отдельными членами ЕАЭС и участниками «Восточного партнерства»,
руководствуясь принципом «не выбирай и не проигрывай» – пусть
поддерживают хорошие отношения с обеими сторонами, укрепляя свои
позиции. ЕС также может содействовать модернизации этих стран, что в
перспективе повысит их конкурентоспособность и ориентированность на
европейские и глобальные рынки.
В принципе то же самое можно предложить России, возродив «Партнерство
для модернизации» и развивая трехстороннее и более широкое
сотрудничество с общими соседями. Когда Россия обуздает нынешние
геополитические амбиции и перестанет принуждать постсоветские
государства, которые предпочитают многовекторную политику сдерживанию в
рамках ЕАЭС, к дружбе/партнерству, перспективы будущей зоны свободной
торговли в «Большой Евразии» станут более определенными.
Наконец, стремление Европейского союза укреплять взаимосвязи в
Большой Евразии может найти партнера в Китае, который продвигает
инициативу Нового Шелкового пути, включающего Центральную Азию, Россию и
страны (Юго-)Восточной Европы. Таким образом ЕС и ЕАЭС окажутся связаны
более широкими рамками – от «Лиссабона до Шанхая». Это позволит
преодолеть нынешние протекционистские тенденции, стимулирует
межрегиональное сотрудничество и обеспечит процветание всей Евразии.
Источник: globalaffairs.ru.
Рейтинг публикации:
|