6 апреля 2017
Почему на Западе сформировался запрос на сильных лидеров
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:Во Франции прошли телевизионные дебаты одиннадцати претендентов на
пост главы государства, и, согласно опросу зрителей, наиболее
убедительными зрители сочли аргументы Жан-Люка Меланшона.
Во Франции прошли телевизионные дебаты одиннадцати претендентов
на пост главы государства, и, согласно опросу зрителей, наиболее
убедительными зрители сочли аргументы Жан-Люка Меланшона. На протяжении
долгой карьеры этот политик примыкал то к наиболее левой фракции
Социалистической партии, то к коммунистам, то к троцкистам, да и сейчас
выступает с почти левацких позиций. В частности, он призвал к выходу
Франции из Европейского союза, сомкнувшись таким образом с другим
полюсом дискуссии, на котором находятся самые правые евроскептики из
«Национального фронта». У Меланшона, конечно, резоны свои —
несправедливая капиталистическая эксплуатация, олигархия и прочее.
Результат не означает, что у Меланшона есть шансы на победу, однако является примечательным симптомом происходящих сдвигов.
Историк Эрик Хобсбаум, описывая «короткий» ХХ век (по его мнению, он
продолжался с 1914-го по 1991-й), назвал его эпохой крайностей.
Социально-политические процессы привели к появлению настолько острых
противоречий, что они породили наиболее крайние идеологии, революции,
мировые войны, взрыв национализма и деколонизацию, системную
конфронтацию формаций и геополитических лагерей.
К тому же периоду относилось и «золотое время» благосостояния и
стабильности в западном мире. Хобсбаум и его считал продуктом
столкновения крайностей — уютный мирок государства всеобщего
благосостояния и успехов европейской интеграции был возможен лишь в
условиях противостояния «холодной войны» и наличия советского оппонента.
Его исчезновение, полагал Хобсбаум, означает не счастливый «конец
истории», как многие тогда думали (книга вышла в 1994 году), а
наступление эры неопределенности.
Если пользоваться метафорой «эпохи
крайностей», то можно сказать, что в конце ХХ века ей на смену пришла
эпоха центризма, усредненности.
Считалось, что то самое западноевропейское золотое время второй
половины столетия не просто продлится, но и распространится на остальной
мир, как минимум на его «продвинутую» часть. Но на сей раз удастся
избежать присущих прошлому веку потрясений и борьбы мировоззрений, ведь
сама жизнь, мол, доказала, кто прав, а кто нет. Европа стала самой
наглядной иллюстрацией подобной гипотезы.
С одной стороны, в Старом Свете с конца 1980-х годов происходили
поистине исторические события — стирание разделительных линий, переход
интеграции на качественно иной уровень, попытка создания небывалой по
структуре и охвату общности. Все эти процессы шли, естественно, не
вполне гладко, требовались серьезные и часто неоднозначные политические
решения. Однако важный компонент отсутствовал — практически не было
идейной борьбы.
В XIX и ХХ веках политические жернова вращались в условиях
идеологического противостояния, столкновения разных представлений о том,
как отвечать на социальные и прочие вызовы. В каких-то случаях это
генерировало общественный консенсус и устойчивую политическую модель, в
других — вело к острым кризисам. Окончание «холодной войны», которая
довела идеологический конфликт до общемировой и системной формы, создало
иллюзию того, что он разрешен. Не только и не столько в смысле итога
соперничества сверхдержав, в котором одержана чистая победа одной из
сторон, а в плане самих подходов. Возникавшие экономические и
политические проблемы стали рассматриваться исключительно сквозь
технократическую призму — есть безальтернативный по сути набор рецептов и
приемов.
Это привело на Западе, особенно в Европе, к политической унификации.
Сменяемость партий у власти — консерваторы, либералы, социалисты и пр. —
не несла изменений проводимого курса. Точнее, нюансы могли
варьироваться, но только в жестко определенных «правильных» рамках. А
желание отвечать техническими мерами на назревавшие в обществах и
подхлестываемые глобализацией социально-гуманитарные проблемы вело к еще
большему сужению поля действий.
Истеблишмент консолидировался против вызовов, а де-факто против обществ.
К 2010-м годам возникла своего рода «двухпартийная система» — партия
мейнстрима, проводившая «ответственную политику», и партия протеста,
получившая название популистов. 2016 год стал кульминацией борьбы этих
двух полюсов, когда «протестанты» если и не пришли к власти (Тереза Мэй —
не уличный бунтарь, да и Дональд Трамп — не вождь народного
восстания), то, без сомнения, вызвали резкие повороты в политике двух
ведущих стран Запада.
Не стоит ожидать, что англосаксонская модель политических перемен
распространится теперь на остальных — примеры Великобритании и США
скорее напугают, например, континентальную Европу, чем окрылят тамошних
«популистов».
Однако мейнстрим сталкивается с почти экзистенциальной угрозой, и ему придется срочно реагировать на меняющиеся настроения
Опыт «эпохи крайностей» свидетельствует о том, что по мере накопления
противоречий либо происходит лобовое столкновение, либо удается
расширить рамки эволюционной политики, как это, например, случилось
после бурных событий конца 1960-х годов. Тогда протестный элемент
(значительная его часть) абсорбировался и вошел в число тех, кто
составляет правящий класс. Впрочем, чтобы это случилось сейчас, сначала
необходима новая идеологическая ясность, то есть отказ от
унифицированных рамок, в которых осуществлялась политика с 1990-х годов.
Общества устали от череды политически
корректных руководителей, которые спорят друг с другом о мелочах, но
никогда ничего не меняют.
Отсюда и запрос на яркость аргументов и четкость идеологической
позиции. Одно не подразумевает другое, те, кого окрестили популистами,
скорее преуспевают по части яркости, не имея ярко выраженной идеологии и
методологии. Между тем попытки решать накопившиеся проблемы требуют
как раз идейного размежевания и возвращения реальной конкуренции
рецептов.
Франция исторически одна из самых идеологически ярких европейских
стран, неудивительно, если именно здесь наметится возвращение в «эпоху
крайностей». Нынешние выборы, скорее всего, не решающие, а
промежуточные. Успех Марин Ле Пен маловероятен — чисто протестная волна
на Западе, похоже, достигла пика к концу прошлого года и пошла на спад.
Заметно выдвижение идеологических кандидатов (не только Меланшон, но и
социалист Бенуа Амон, относящийся к наиболее левому крылу своей
партии, французский аналог лидера лейбористов Джереми Корбина).
Парадоксально, что наибольшие шансы на успех имеет при этом Эммануэль
Макрон — человек эластичных и малоразличимых взглядов, утрированное
олицетворение той самой политики мейнстрима, которая и привела к
нынешнему положению. На фоне сумятицы кампании и страхов перед
переменами он может стать президентом, но это будет не решением проблем,
а, скорее, их усугублением.
Время нового центризма, баланса, несомненно, наступит, но это
произойдет после идейного размежевания. А оно, как мы знаем из прошлого
столетия, несет множество сюрпризов. Так что мы стоим на пороге новой
эпохи крайностей, а она требует сильных и определенных лидеров. Приятные
во всех отношениях гибриды хороши в более спокойные периоды.
Газета.Ru