После 44 лет совместной жизни Великобритания официально попросила у
Евросоюза «развод». В соответствии с 50 статьей Лиссабонского договора
начинается процесс переговоров об условиях расставания Лондона с
Брюсселем, который может продолжаться до двух лет, после чего членство
страны в ЕС автоматически прекратится. Этот срок может быть продлен по
обоюдному решению договаривающихся сторон. Покидающая ЕС страна не имеет
права участвовать в обсуждениях своего решения с другими членами союза.
В
статье 50 также говорится, что соглашение о выходе должно быть одобрено
квалифицированным большинством: то есть, решение должно быть принято 72%
остающихся стран-членов, представляющими 65% населения. Также это
решение должно быть поддержано депутатами Европарламента.
И специалисты, и сами авторы статьи 50 признают, что не
предполагали, что это положение когда-нибудь придется применять на
практике, и потому порядок выхода из ЕС прописан весьма расплывчато.
Прецедента, чтобы кто-то покидал Евросоюз, еще не было.
Великобритания сделала исторический шаг в неизвестность. Стране
предстоит долгий путь, и по дороге ее ожидают, как выясняется,
многочисленные препятствия. Ее правительство до сих пор не просчитало
экономических последствий выхода из Евросоюза на случай, если сторонам
не удастся заключить соглашение об условиях «развода» и дальнейших
отношениях между собой.
Если Лондону и Брюсселю не удастся за два года заключить соглашение,
это будет односторонний выход Великобритании из ЕС, то есть жесткий
вариант «Брексит».
В этом случае, например, в ключевом вопросе о едином рынке сторонам
придется ввести таможенные тарифы и строить свои отношения по правилам
Всемирной торговой организации.
Власти Великобритании, более искушенные в международных делах и
привыкшие к особому статусу в ЕС, надеются на мягкий вариант «Брексита» и
хотят достичь компромисса по тарифам до официального «развода» с ЕС.
Лондон настаивает на том, чтобы одновременно обсуждать условия выхода из
ЕС и будущие торговые отношения, но Брюссель упорно настаивает на
поэтапном подходе.
Британский премьер-министр Тереза Мэй выразила готовность
выработать всеобъемлющее соглашение о свободной торговле: «Мы хотели бы
достичь самого благоприятного соглашения из всех возможных, а также
сохранить беспошлинную трансграничную торговлю, чтобы и дальше торговать
с Евросоюзом».
Однако канцлер Германии Ангела Меркель сразу же отвергла предложение
Лондона об одновременных переговорах по условиям «Брексита» и новом
торговом соглашении между Великобританией и ЕС. Позиция г-жи Меркель
по-немецки жесткая и четкая: новые отношения можно строить лишь после
того как процесс «развода» будет завершен.
Похоже, Великобритания пытается утешить остающихся в ЕС и обещает не
терять с ними связи, чтобы не усилить у них желания отомстить.
Из Брюсселя и других столиц Евросоюза раздаются предупреждения
Лондону о том, что ему не позволят оставить за собой лучшие элементы и
преимущества членства в ЕС.
Кроме того, Евросоюз настаивает, чтобы Великобритания заплатила за
выход из блока 50–60 млрд евро. В эту сумму входят в основном затраты на
проекты ЕС, которые она одобрила до референдума.
Тереза Мэй по поводу 50-60 млрд евро ответила уклончиво: «Да, мы
говорим об отступных, которые требует ЕС. Но вокруг этой темы так много
спекуляций. Вообще-то, это не является официальным требованием,
переговоры еще не начались. Я понимаю, чего ожидают британцы. Однако я
также ясно осознаю, что мы – законопослушная нация, выполняющая свои
обязательства».
Председатель Европейского совета Дональд Туск 31 марта огласил проект
руководящих принципов, по которым будут вестись переговоры о выходе
Великобритании из состава ЕС. «Наша обязанность – свести к минимуму
неопределённость и ущерб для наших граждан и деловых кругов как
результат прекращения членства в ЕС Соединённого Королевства. "Брексит” и
без того стал наказанием, – сказал Туск. – После более 40 лет в единой
семье мы обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы этот развод был как
можно более гладким».
Премьер-министр председательствующей в ЕС Мальты Джозеф Мускат был
менее дипломатичен: «Это будут жёсткие переговоры, – сказал он, – но это
не будет война».
Один из основных принципов ведения переговоров, зафиксированных в
документе – поэтапный подход. Первым из этапов, на которые Евросоюз
разделил процесс «Брексита», станет определение всех льгот, которыми
Великобритания пользуется как член ЕС, а также всех ее обязанностей как
страны-члена, и освобождение страны от них.
В ходе этого процесса ЕС будет информировать общественность о
последствиях каждого шага с тем, чтобы «обеспечить как можно более ясное
понимание среди граждан, компаний, акционеров и зарубежных партнеров
незамедлительных последствий выхода Британии из союза».
Этот процесс будет проходить под наблюдением Европейского совета,
который определит, в какой момент можно перейти к следующей фазе
переговоров, а именно к определению облика будущих торговых отношений
между Великобританией и континентальной Европой. Теоретически с этой
целью может быть заключено новое соглашение о свободной торговле.
Сформулированные Европейским советом принципы призваны задать тон
предстоящим двухлетним переговорам с Лондоном и усилиям по согласованию
окончательной сделки Британии с ЕС. Окончательно документ будет
утвержден после одобрения представителями всех 27 стран ЕС.
Евросоюз требует: соблюдать интересы 3 миллионов граждан ЕС,
находящихся в Великобритании, так же как и миллиона трехсот тысяч
британцев в Европе; обеспечить юридические условия для бесперебойной
деловой активности в переходный период; выполнения Лондоном всех своих
финансовых обязательств; сохранения мирного процесса в Северной
Ирландии. И только после этого ЕС намерен заняться укреплением отношений
с Великобританией в новых обстоятельствах.
Британский премьер-министр Тереза Мэй заявила, что намерена вести переговоры жёстко.
В своей речи перед парламентариями в Лондоне она подчеркнула: «Я
полна неистовой решимости заключить правильную сделку для каждого
отдельного человека в этой стране».
В ходе предстоящих переговоров по бракоразводному урегулированию
предстоит рассмотреть более 330 вопросов – от безопасности и разведки до
науки. Британскому парламенту понадобится написать заново или внести
поправки в почти 20 тысяч законов и подзаконных актов, регулирующих в
том числе иммиграцию, таможенные сборы и налоги, все, что касается
торговли, сельского хозяйства и иных сфер деятельности.
Наиболее сложным представляется изменение законов в таких сферах,
как экология, химическая и фармацевтическая промышленность, космическая
индустрия и аэронавтика. Но ближайшие два года Великобритания будет жить
и работать по европейским нормам, законам и правилам. Хотя на то, чтобы
вернуть все это нормативное регулирование – портов, производства
электроэнергии, телекоммуникаций и международной торговли – потребуется
больше отведенных на переговоры двух лет, считают эксперты.
Ещё одно, вполне предсказуемое, препятствие для Лондона возникло 31
марта, когда британское правительство получило письмо от первого
министра Шотландии Николы Стерджен с официальной просьбой разрешить
подготовку к новому референдуму о независимости.
Накануне парламент Шотландии принял предложение Николы Стерджен
провести повторный референдум о независимости в период между осенью
2018-го и весной 2019 года. «За» высказались 69 депутатов, «против» –
59.
В
сентябре 2014 года в Шотландии уже проводился референдум о
независимости от Британии. Сторонники независимости тогда проиграли:
55,3% шотландцев проголосовали против выхода Шотландии из состава
Соединенного Королевства. Однако на референдуме 23 июня 2016-го 62%
шотландцев проголосовали против выхода из Евросоюза, и Стерджен уверена,
что жители региона могли поменять свое мнение из-за «Брексита».
«В этих сильно меняющихся условиях народ Шотландии должен иметь
право выбрать свое собственное будущее, а именно – воспользоваться своим
правом на самоопределение», – говорится в письме Н. Стерджен
британскому правительству.
Цифры опроса общественного мнения, опубликованные несколько дней
назад, говорят о том, что 44% шотландцев хотят независимости от
Британии, 56% стремятся остаться в Соединённом Королевстве, и свыше
половины опрошенных настроены в принципе против любого референдума.
Эдинбург по-прежнему требует от Лондона гарантий «сохранения
Шотландии на едином европейском рынке» после выхода Великобритании из ЕС
и предоставление шотландским властям право вести прямые переговоры с
Брюсселем.
Британское правительство ранее предупреждало, что до окончания процедуры
«Брексита» заблокирует все попытки проведения нового референдума в
Шотландии. По словам Терезы Мэй, «сейчас не время для второго
референдума» о независимости Шотландии. Британский премьер пока не
уточнила, возможен ли такой референдум в будущем.
Премьер-министр Т. Мэй в марте посетила регионы Соединенного
Королевства, чтобы заверить жителей Уэльса, Шотландии и Северной
Ирландии в том, что Лондон будет добиваться выгодных для всех них
условий развода с ЕС.
«Брексит» также активизировал обсуждение об объединени входящей в
состав Соединенного Королевства Северной Ирландии и Республики Ирландия.
В последнее время республиканские партии как на севере, так и на юге
заметно укрепляют позиции, тогда как снижается поддержка юнионистов,
выступающих за сохранение Северной Ирландии в составе Великобритании.
Евросоюз заинтересован в том, чтобы Шотландия и Северная Ирландия в
перспективе вошли в состав ЕС, что могло бы укрепить пошатнувшуюся веру в
европейский проект. Не исключено, что для Шотландии будет разработана
ускоренная процедура вхождения в ЕС.
Каждая из сторон будущих переговоров уверена в силе своих
переговорных позиций. «Мы, – пишет английская газета «Дейли мейл», –
давно заявляли, что одна из самых сильных карт в руках Британии – тот
факт, что Великобритания покупает больше товаров у наших партнеров, чем
продает им».
Из
этого следует, что страны ЕС поведут себя чрезвычайно глупо, если начнут
торговую войну, которая нанесет серьезный удар по их и без того
расшатывающейся экономике, еще не ожившей от кризиса евро. Мы им нужны
больше, чем они нужны нам, утверждает «Дейли мейл». Но у нас есть и
другие тузы, добавляет газета. Как заметила в своем письме
премьер-министр, наши партнеры во многом зависят от Британии в вопросах
безопасности.
Тереза Мэй повторяет, что Соединенное Королевство хочет договориться о
«глубоком и особом партнерстве с ЕС», а если этого не случится, то тогда
пострадает сотрудничество в области борьбы с терроризмом и
организованной преступностью.
Британия намерена использовать и миф о российской угрозе за столом переговоров с ЕС.
Она будет апеллировать к проблеме безопасности в Европе из-за якобы
«возросшей российской агрессии», чтобы заключить выгодную для своей
страны сделку по условиям выхода из сообщества. В минувшую субботу (1
апреля) об этом сообщила газета «Дейли Телеграф», сумевшая раздобыть
протокол прошедшего 7 марта совещания британских министров по
«Брекситу».
Первым на совещании выступил министр иностранных дел Великобритании
Борис Джонсон, заявивший, что у Великобритании «сильная позиция» за
столом переговоров, когда речь заходит о безопасности. Он также отметил,
что Лондону «не следует выступать в роли просителя», когда дело
касается обороны.
«Ощущение незащищенности в Европе со времен холодной войны сейчас
сильно как никогда. Существует возросшая агрессия со стороны России, –
утверждал в свою очередь министр обороны Майкл Фэллон. – ЕС нуждается в
наших возможностях». Он выразил уверенность в том, что у Великобритании
есть козыри в вопросах безопасности.
Министр по вопросам выхода Великобритании из ЕС Дэвид Дэвис
согласился с вышесказанным. «Соединенное Королевство занимает сильную
позицию и в Европе царит паника по поводу оборонной политики и
сотрудничества», – сказал он, подчеркнув, что британцы не должны
недооценивать свою позицию.
Эту утечку информации в «Дейли Телеграф» о совещании по «Брексит» британское правительство комментировать отказалось.
Попытку Лондона связать сотрудничество со странами ЕС в сфере
безопасности с доступом к европейскому рынку в Брюсселе восприняли как
шантаж.
Как завуалированная угроза ранее прозвучало заявление Терезы Мэй по
поводу своего видения «Брексита»: «Отсутствие сделки для Британии лучше,
чем плохая сделка». Это вызвало оживленные споры о том, что эта «плохая
сделка» могла бы означать как для Британии, так и для ЕС.
Британский премьер-министр пытается указать на те обоюдные выгоды,
которые как Британия, так и ЕС получат, если соглашение о будущем
партнерстве будет достигнуто, и предупреждает о тех опасностях, которые
возникнут, если этого не случится.
Одна из самых открытых для торговли, Британия сильно зависит от
глобальной экономики, которая сейчас растет. Лондон надеется, что это не
только смягчит отрицательные последствия «Брексита», но и, что более
важно, успокоит Европу, которая сможет вести себя более рационально и
щедро по отношению к Британии.
В то же время формулировка 50-й статьи Лиссабонского договора
гарантирует, что условия «развода» будут диктоваться Брюсселем.
Великобритания может представлять свои требования, но лишь остальные 27
стран решат, следует ли обращать на них внимание, после чего они
определят, какую именно цену Британия заплатит за будущее
сотрудничество.
То есть параметры переговоров установят страны Евросоюза, и нет никаких
надежд на серьезное обсуждение будущих отношений до тех пор, пока Тереза
Мэй не будет готова сделать разумное предложение по поводу того, что
касается финансовых последствий развода.
На таких переговорах обе стороны выдвигают максимальные требования,
пытаясь при этом не потерять своей репутации и не подорвать
благорасположения другой стороны.
Лондонские и брюссельские дипломаты оценивают шансы на «мягкий
Brexit», не выше чем 50 на 50. Но при любом решении обеим сторонам легче
сделать вид, что это произошло по обоюдному согласию, в интересах обеих
сторон.
Оставшимся 27 странам-членам Евросоюза совершенно ясно, что
Великобритании придется заплатить высокую цену за выход из ЕС. Получение
при этом каких-либо преимуществ Лондоном для них совершенно
неприемлемо.
Британская пресса пишет, что страна должна быть готова к любому развитию
событий. Это означает, что Лондон должен в срочном порядке начать
торговые переговоры с такими странами, как США, Канада, Индия и
Австралия, которые хотят торговать с Британией.
Однако до тех пор, пока страна формально входит в состав ЕС, она не
может самостоятельно вести переговоры по поводу каких бы то ни было
международных торговых соглашений со странами, не входящими в блок, это
было бы нарушением законодательства ЕС. Конечно, она может обсуждать
торговлю в неформальном порядке, но потенциальные торговые партнеры
Великобритании наверняка хотели бы заранее знать условия выхода страны
из ЕС и единого экономического пространства.
Многие в Лондоне видят свои будущие отношения с Европой такими же,
как между Канадой и США. Экономики этих двух стран во многом
интегрированы, но они остаются суверенными государствами, со своими
собственными законами и взаимоприемлемыми стандартами.
На берегах Темзы также обсуждается вопрос о том, можно ли повернуть
процесс «Брексита» вспять. В последнем, пятом абзаце статья 50
предусматривается возможность вновь стать членом ЕС, но на общих
основаниях, описанных в статье 49. В принципе Британия может передумать,
но правительство настаивает, что это чисто теоретический вопрос, так
как Тереза Мэй намерена любой ценой исполнить желание избирателей,
выраженное во время референдума.
На 29 апреля назначен чрезвычайный европейский саммит, посвящённый
«Брекситу». Главы государств и правительств остающихся 27 стран будут
вырабатывать единую позицию и основные направления дискуссий на
переговорах с британцами, которые планируется завершить в октябре 2018
года.
К тому
времени оба партнера надеются достичь соглашения, которое затем подлежит
ратификации европейскими институтами и национальными парламентами.
Поставлена цель, чтобы Великобритания утратила членство в ЕС 29 марта
2019 года, то есть ровно через два года после объявления о начале
процедуры «Брексита».
Однако многим экспертам такой календарь представляется чересчур
амбициозным, учитывая множество существующих разногласий не только между
участниками переговоров, но и внутри самого Евросоюза.
Таким образом, через пару лет Великобритания утратит членство в ЕС с
пока неясными последствиями. Если она уйдёт, не заключив соглашения,
это будет катастрофой для обеих сторон. Переговоры могут быть
продолжены, если это одобрят все 27 членов Евросоюза, и тогда процесс
«развода» затянется на неопределенное время.
На то, чтобы построить отношения после «Брексита» и выработать новое
соглашение о свободной торговле, вероятно, уйдёт гораздо больше
времени, возможно, от 5 до 10 лет, полагают эксперты по обе стороны
Ла-Манша.
Россия
неоднократно упоминалась в контексте «Брексита» как заинтересованная
сторона. По словам Би-би-си, сторонники ЕС считают, что Кремль тайно
поддерживал «Брексит» с тем, чтобы ослабить Европейский союз. Бывший
посол США в России Майкл Макфол назвал результаты британского
референдума победой внешней политики Владимира Путина.
Но не все эксперты разделяют это мнение. Многие аналитики сходятся
во мнении, что переговоры по условиям «Брексита» могут сыграть на руку
Владимиру Путину. Считается, что Москве проще работать с разрозненными
странами, нежели с единой Европой. Помимо этого, «Брексит» также может
ослабить влияние США на европейскую политику, что тоже выгодно Кремлю.
«Вряд ли Россия находится вверху списка стран, с которыми Тереза Мэй
хотела бы наладить отношения после "Брексита". Главное – непонятно, что
Британия может получить от улучшения отношений с Москвой», – считает
глава отдела внешней политики аналитического Центра европейских реформ
Иан Бонд.
Как
отмечают источники Би-би-си в британском парламенте, в ближайшее время
Лондон, скорее всего, продолжит «ястребиную» политику в отношении
Москвы. В британском истеблишменте преобладает мнение, что к России
нужно относиться настороженно.
Специально для «Столетия»
Статья
опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной
поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением
Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании
конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|