Не только олигархи виноваты
Насколько серьёзны проблемы Союзного государства России и Белоруссии?
В ряде белорусских и российских СМИ (в последнем случае – прежде
всего, в левой и коммунистической прессе) единственным виновником
пробуксовывания, а то и прямого свёртывания интеграционных процессов в
рамках Союзного государства России и Белоруссии называется исключительно
Россия и её олигархат, стремящийся поглотить белорусскую экономику и
нивелировать социальные завоевания Белоруссии.
Нынешний министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко,
обсуждая возможности выхода из сложившейся ситуации, как-то привёл
любопытную цитату из В.И. Ленина: «Кто берётся за частные вопросы без
предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу
«натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться на них в каждом частном
случае означает обрекать свою политику на худшие шатания и
беспринципность».
Что ж, прежде, чем мы перейдём к «частным проблемам», обозначим сразу
«общие вопросы». Ведь вопросы интеграции особенно актуальны сегодня, в
год 100-летия Русской революции. Время не разрушать, а созидать;
объединяться, а не расходиться.
Позиция белорусских СМИ ясна и направлена на отстаивание белорусского
подхода к обозначенной проблематике. Из логики внутрироссийских споров
следует и солидаризация с таким мнением коммунистической прессы. Однако
так ли всё просто, чтобы рассматривать союзную проблематику
исключительно в русле классового противостояния и борьбы «российской
олигархической» и «белорусской народной» экономик?
Подобное обсуждение сводится практически лишь к сфере экономических
проблем, не затрагивая и, соответственно, не увязывая с ними как
общественно-политическую, так и геополитическую проблематику. В
обоснование такого подхода приводится тезис о том, что белорусов и
россиян тревожат в первую очередь торгово-экономические конфликты,
возникающие между странами.
Однако, сводя всё к торгово-экономической проблематике и обвиняя во
всём Россию, авторы подобных публикаций старательно обходят разногласия в
политической сфере.
Это, прежде всего, непризнание Белоруссией Южной Осетии и Абхазии,
«собственное белорусское» мнение относительно ситуации в Крыму,
переворота в Киеве, карательной операции в Донбассе; взятый Белоруссией
курс на подчёркнутую «многовекторность» и многое другое.
Хотя как раз это, вспоминая цитату из В.И. Ленина, влияет, помимо
всего прочего, и на проблематику в торгово-экономической сфере.
Перейдём к конкретике. Сторонники «вины России» обычно начинают
хронологию «конфликтов» с февраля 2004 года, когда Россия прекратила
поставку газа Белоруссии «под предлогом задолженности». Однако только ли
в 2004 году возникли первые трения? На самом деле, всё началось ещё в
1994 году. В 1994–1995 годах Белоруссия, которая переживала период
социально-политической и экономической нестабильности вследствие развала
СССР, задолжала России за газ 1 млрд долларов.
В 1996 году был принят нулевой вариант – долг списывался, а взамен
Белоруссия отказывалась от претензий к России по поводу арендной платы
за военные базы, вывоз ядерного оружия и т.п. Суммы были приблизительно
эквивалентными. На будущее было решено частично производить оплату
товарами белорусского производства. Это создало проблему и для
«Газпрома». Поэтому оплата белорусскими товарами российского газа в 2001
году составляла 80% (остальное – деньгами), в 2002 году – уже 53%, а в
2003 году снизилась до 26%.
В 2003 году А.Г. Лукашенко заявил, что, по его мнению, «Газпром»
должен заплатить за активы «Белтрансгаза» вместо ранее оговорённого 1
млрд долларов – 5 млрд долларов. «Газпром» предупредил Белоруссию, что с
1 января 2004 года цена газа перестанет быть внутрироссийской, и с 30
долларов вырастет до 47 за 1000 кубических метров. Белоруссия
предсказуемо сообщила о росте стоимости транзита газа в Европу, но в
итоге теряла 125 миллионов долларов.
Контракт отказалась подписывать именно Белоруссия. В феврале 2004-го
«Газпром» на один день (!) прекратил подачу газа, а в Белоруссии
поднялась волна антироссийской риторики – дескать, Москва решила
«заморозить своего союзника, воспользовавшись зимними холодами».
Между тем ситуация с «Белгазпромом» всё же была доведена до
логического разрешения. 25 ноября 2011 года Госкомитет по имуществу
Республики Беларусь и «Газпром» подписали договор о покупке «Газпромом»
второй половины «Белтрансгаза», а также контракты на поставку газа в
Белоруссию и его транспортировку по белорусской территории в 2012–2014
годах. Помимо поступления 2,5 миллиардов долларов в бюджет, Белоруссия
получила и другие ощутимые выгоды. Стоимость 1000 кубических метров газа
для Белоруссии в 2013–2014 годах была привязана к цене газа для
потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа с учётом стоимости его
транспортировки в Белоруссию, накопления в подземных хранилищах на
территории России и некоторых других факторов.
8 декабря 2011 года в Минске под председательством А. Миллера прошло
совещание, полностью посвящённое вхождению «Белтрансгаза» в «Газпром».
Наряду с финансово-экономическими вопросами и порядком функционирования
Единой системы газоснабжения России и Белоруссии, были оговорены и
корпоративные моменты – от системы управления до повышения заработной
платы (примерно до 950 долларов). Поначалу это вызвало достаточно
нервную реакцию белорусского руководства, потому что повышение
заработной платы в три раза стало наилучшим аргументом для понимания
полезности и своевременности сделки по продаже второй части
«Белтрансгаза», однако жизнь в итоге доказала правильность принятого
решения. В первую очередь, удалось сохранить кадровый потенциал,
прекратить отток высококвалифицированных специалистов в ту же Россию,
решить ряд накопившихся проблем белорусской газотранспортной системы.
Стало совершенно очевидно, что все разговоры о «продаже за бесценок»
российским олигархам части белорусской экономики не только не привели к
каким-либо негативным проблемам для работников «Белтрансгаза», а
позволили этим людям реально значительно повысить своё благосостояние.
Вошедший в состав «Газпрома» «Белтрансгаз» – это большая сеть предприятий, работой на которых занято почти 6500 человек.
Ко всему прочему «Газпром» начал строить в Минске большой
многофункциональный комплекс своей компании. Популярная в Российской
Федерации программа «Газпром – детям» была распространена и на
территорию Белоруссии. К сожалению, в результате взаимных упрёков и
претензий всё это было фактически приостановлено.
Не менее сложен и вопрос так называемого нефтяного баланса России и
Белоруссии. Не вдаваясь в подробности, отмечу только, что Белоруссия в
обмен на получение около 21,5 миллиона тонн нефти должна поставить
примерно 5,8 миллионов тонн уже готовых продуктов нефтепереработки в
Россию. Цифры на каждый год, а временами даже на полугодие или квартал
постоянно уточняются, и служат предметом острых переговоров. В обоих
случаях цены и на нефть, и на продукты нефтепереработки являются по
договору фиксированными и ниже среднемировых. Так вот, Белоруссия
регулярно не выполняет свою часть договорённости по нефтяному балансу,
утверждая, что реэкспорт нефтепродуктов в Россию ей невыгоден: в Европу
можно продать дороже. То, что России тоже выгоднее продавать нефть в
Европу, а не в Белоруссию, белорусской стороной во внимание не
принимается.
Мы уже говорили выше, как повысилось благосостояние простых белорусов –
работников «Белтрансгаза» после его объединения с «Газпромом». К
сожалению, подобных положительных примеров очень мало. Белорусская
сторона всячески задерживает приход российского инвестора и слияние
компаний Белоруссии и России, опасаясь, что потеряет рычаги
административного управления предприятиями. Пусть даже это и
оборачивается серьёзным снижением уровня зарплат и жизни белорусских
граждан. Примеров множество, но я напомню только печальную историю с
попыткой образования холдинга «Росбелавто», в котором планировалось
объединить активы двух гигантов по производству грузовиков – «МАЗа» и
«КАМАЗа». Ещё двенадцать лет назад «МАЗ» выпускал около 12 000
автомобилей в год, в то время как «КАМАЗ» – всего 4 000. Но проблемой
«МАЗа», как и Белоруссии в целом, является малый объём внутреннего
рынка. К тому же если «МАЗ» ориентирован в основном на экспорт, то
«КАМАЗ», используя преимущества огромного внутреннего российского рынка –
на продажи внутри страны. Эти факторы и привели к тому, что в начале
2010-х «МАЗ» выпускал около 30 000 автомобилей в год, а «КАМАЗ» – уже
вдвое больше – 60 000. Но даже этой цифры было недостаточно для решения
задачи, поставленной российским руководством – провести замену и
утилизацию отслуживших свой срок грузовиков по всей стране. Мощности
«МАЗа», тем более при их наращивании, были бы весьма кстати. Помимо
этого, российскую сторону интересовали и вопросы удешевления
комплектующих, общие технические наработки – опыт белорусов для
наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других
элементов автомобилей. «МАЗ» же в первую очередь искал дополнительные
выходы на российские рынки, не только для грузовиков, но и для своих
автобусов.
Но белорусская сторона вновь максимально затягивала процесс, выдвигая
условия, неприемлемые для «КАМАЗа» по экономическим причинам. В итоге
компания Daimler увеличила свою долю в «КАМАЗе», после чего актуальность
слияния с «МАЗом» для «КАМАЗа» утратила былое значение.
Флагман советского и белорусского автомобилестроения теперь переживает
не лучшие времена. В 2012 году было произведено 26 000 грузовиков, в
2015 году – 6 400, а в нынешнем, 2016-м, за первое полугодие – всего
около 2 000. Предприятие возглавило антирейтинг белорусской экономики:
за первое полугодие 2016 года убытки составили 30 млн долларов.
Количество работающих сократилось с 21 500 до 17 000. По мнению многих
аналитиков, «МАЗ» обречён: его ждет дальнейшее падение производства,
увольнение работников, поэтапное перепрофилирование и продажа
производственных мощностей.
Нетрудно догадаться, что говорят и думают уже потерявшие работу 4 500
человек и те, кто получает на «МАЗе» уже пониженную зарплату и боится
увольнения в ближайшее время, о подобной «защите» от «посягательств
российских олигархов на народную белорусскую собственность». К тому же
они знают о более счастливой истории в ситуации с «Газпромом». А говорят
они примерно следующее: мы не боимся прихода российских олигархов, у
нас всё равно ничего нет, и купят они предприятие не у нас, а у
белорусского руководства – так мы бы хоть с работой и зарплатой были,
как на «Белтрансгазе», а теперь на улице. К слову, по городам Белоруссии
в феврале 2017 года впервые за многие годы прокатились массовые
выступления против так называемого «декрета о тунеядцах», согласно
которому те, кто не имеет работы, должны заплатить в доход государства
налог.
Практически те же проблемы можно наблюдать и в отношении слияния «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша».
Касаясь вопросов «молочного и мясного» противостояния, хочу заметить,
что они тоже не частные, а увязаны с общим контекстом
российско-белорусских отношений.
Кроме того, Белоруссия не лучшим образом отреагировала на
антироссийские санкции, допустив факты реэкспорта запрещённой к ввозу в
Россию продукции под маркой собственно белорусской.
Однако вернёмся к сфере военного и политического сотрудничества.
Затрагивая эту тему, часто указывают на то, что за свои стратегические
базы, способные предупредить о ракетном нападении из натовской Европы
или Атлантики и управляющие ударными, в том числе атомными, подлодками в
мировом океане, Россия не платила. Американцы якобы предлагали
Александру Лукашенко 10 миллиардов долларов за то, чтобы тот удалил с
белорусской земли российскую радиолокационную станцию. Но он ответил,
что братство с Россией не продаётся.
Иными словами, признаётся факт того, что такое предложение со стороны
США было сделано. Я представляю отношение белорусов и россиян к А.
Лукашенко, если бы он за 10 млрд долларов пошёл на сделку с США… Это,
безусловно, стало бы его огромной политической проблемой. Но если
братство с Россией не продаётся, зачем тогда озвучена сумма? Совершенно
очевидно, что это сделано если не для полной «компенсации», то хотя бы
для какого-нибудь «частичного взаимозачёта». К тому же Белоруссия
негативно отреагировала на предложение России создать авиабазу на своей
территории, предложив взамен этого помочь Минску самолётами.
Демонстративным фактом самостоятельности Белоруссии в военной сфере
стало и создание системы залпового огня «Полонез», которая делалась в
кооперации с Китаем, так как Россия «не проявила понимания в данном
вопросе». Иными словами, и в военной сфере всё далеко не так безоблачно.
Что касается сферы политической, то российских лидеров в упомянутых
материалах в СМИ обвиняют в нежелании строить Союзное государство, а
также стремлении уйти в сферу Евразийского экономического союза. На это
можно возразить, не вдаваясь в подробности, что Белоруссия сама не раз
заявляла, что «суверенитет – святое», отвергая как систему введения
общей валюты, так и многие иные союзные проекты. В этой ситуации Россия и
выстраивает свои отношения в рамках ЕАЭС, но уже не только с
Белоруссией, но и с Казахстаном, Киргизией, Арменией. Союзное
государство России и Белоруссии служит ориентиром, но ситуация такова,
что, кроме России и Белоруссии, на такую интеграцию остальные участники
ЕАЭС не готовы идти по тем или иным причинам.
Белоруссия и Россия - ближайшие союзники, наши народы фактически
представляют собой единую культурно-цивилизационную общность. Проблемы
всегда есть даже в одной семье, между близкими родственниками, друзьями.
Уверен, что это понимают как народы Белоруссии и России, так и лично
Александр Лукашенко и Владимир Путин.
Напомню, что в Белоруссии, по результатам общенационального
референдума 1995 года, 83,3% белорусов высказались за интеграцию с
Россией и государственный статус русского языка. Мы «обречены» жить
вместе, и ни в коем случае нельзя повторить то, что произошло на
Украине.
Поэтому нельзя обвинять лишь одну сторону – в данном случае Россию, в срыве Союзного строительства и интеграции.
Для многих белорусов уже давно очевидно, что не только кризис, но и
ухудшение отношений с Россией бьет по их кошелькам и благосостоянию.
Нужно видеть реальные угрозы и противостоять им, искать корни и причины
возникающих проблем, а не поддаваться на упрощённую трактовку ситуации.
Специально для «Столетия» Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Проблемы в двусторонних отношениях России и Белоруссии влияют на участие Минска в интеграционных процессах, сказал глава белорусского правительства Андрей Кобяков на заседании Евразийского межправсовета.
«Проблемы в двусторонних отношениях фундаментально влияют на наше участие в многосторонних интеграционных процессах», - заявил он, передает РИА «Новости».
Также белорусский премьер считает, что настоящего прорыва в евразийской интеграции так и не произошло, передает ТАСС.
На том же заседании глава российского правительства Дмитрий Медведев обратился к членам ЕАЭС с призывом не «упражняться в подсчетах» стоимости российского газа, подчеркнув, что если бы некоторые страны не входили в состав Союза, они покупали бы газ по европейским ценам.
vz.ru