Деградация культуры США
Культура нации - это такая нежная субстанция, что из
громадного количества материала в Сети я выбрал эту публикацию, где
ненавязчиво и аргументированно доказывается упадок воспитания,
просвещения и прогресса в "демократическом" заокеанском рае.
* * *
На
первом показе прославленного кинофильма «Унесенные ветром» в 1939 году
произошел громкий скандал: один из героев (Ретт Батлер), разгневавшись
на героиню (Скарлетт О’Хара), бросает ей в лицо по тем временам
немыслимо кощунственную фразу: "I don’t give a damn” – редкий по
дерзости вызов нормам общественной нравственности, эквивалентный тому,
чтобы сказать "Пошла ты к черту!». Негодованию общества не было предела.
То
была первая разведка боем, предназначенная прощупать, насколько цепко
держится общество за свои моральные ценности. Оказалось, что достаточно
цепко. Да даже еще в начале 60-х годов любое сквернословие, включая
богохульство, было по-прежнему абсолютно неприемлемо в общественном
дискурсе, а среди культурных людей – и в частных разговорах.
Употребление непечатных слов и выражений считалось дурным тоном, верхом
вульгарности.
Прошло всего несколько десятилетий, и все
изменилось. Одним из самых поразительных явлений последнего полувека
стало моральное, духовное и культурное оскудение американской жизни.
Ныне поношение всех прежде незыблемых норм нравственности, публичный
секс и густой мат составляют ее привычный фон.
• Популярные
кинофильмы состоят из непрерывной череды кровавых и порнографических
эпизодов, кое-как связанных невразумительным диалогом и убогим сюжетом.
Матерщина обильно уснащает страницы популярных книг и журналов, бурными
потоками льется с экранов кинотеатров и телевизоров. Матом насыщены
тексты популярных песен и пьес, матом публично изъясняются гламурные
знаменитости обоего пола, мат все чаще проскальзывает в телевизионных
новостных репортажах. А уж про приватное общение и говорить не
приходится. Чтобы слыть своим в просвещенных кругах и непринужденно
поддерживать светскую беседу, ныне вполне можно обойтись всего двумя
словами: fuck и shit с их производными.
• На знаменитые диспуты
Линкольна и Дугласа в 1858 году съезжались зрители за десятки верст.
Если бы по щучьему веленью перенести в ту эпоху современную
интеллигенцию, готов поручиться, что сегодняшние интеллектуалы – в
отличие от зрителей тех лет, в подавляющем большинстве простых фермеров –
просто не смогли бы следить за этими состязаниями в ораторском
искусстве, настолько недоступно сложными были бы для них синтаксис и
лексика тогдашнего языка.
Вторжение вульгарщины самого низкого
пошиба в словарь даже культурных (вернее будет сказать – образованных)
слоев не проходит бесследно. Язык, на котором общается интеллигенция,
заметно беднеет, растет количество грамматических и фонетических ошибок,
речь становится все более и более скудной и невыразительной. Оно и
понятно: зачем пыхтеть и напрягаться, придумывая элегантные обороты,
когда можно одним-двумя крепкими словами выразить все оттенки эмоций.
Но, как верно подметил еще Джордж Оруэлл, язык – зеркало мыслительного
аппарата; чем более убога и бледна речь, тем отчетливее обнищание мысли.
•
Подстать языку и массовая культура. В этой сфере исторически
существовала неизменная тенденция: культура создавалась в верхах
общества и по каплям просачивалась вниз, в упрощенном виде усваиваясь
низами. Так поддерживался культурный потенциал общества, так шла
подпитка цивилизации.
Разбогатевшее фламандское купечество
переняло у аристократии привычку украшать свои жилища портретами его
обитателей, натюрмортами и ландшафтами. Спрос на живопись, как водится,
породил предложение. Подсчитано, что на протяжении XVII столетия
фламандские художники создали полтора миллиона произведений, причем
высочайшего качества. У «буржуев» – представьте себе! – оказался
превосходный вкус, халтуру они не принимали.
Бах, Телеман и другие
классики немецкого барокко писали свои композиции в значительной части
по заказам опять-таки буржуазии, главным образом всевозможных гильдий.
Моцарт сочинял для двора оперы на итальянском языке, а для простонародья
– на немецком. Придворные слушали «Дон Жуана» и «Свадьбу Фигаро», а
простой люд наслаждался «Похищением из сераля» и «Волшебной флейтой».
Об Италии вообще говорить не приходится – галерка разбиралась в музыке
не хуже партера и была не менее взыскательна.
Но сейчас вектор
культуры поменялся на 180 градусов. Жалкие остатки классической культуры
выхолостили себя, ударившись в самоубийственный эпатаж и высокомерную
самоизоляцию: главное – ни в коем случае не потакать «низменным» вкусам
простонародья, не опускаться до его уровня. В результате «высокая»
культура в значительной части выродилась в пародию на самое себя. Что же
касается массовой культуры, то она просто превратилась в эхо культуры
гетто, ее подпитка идет снизу вверх, из клоаки – в салоны.
Интеллигенция
и знать старательно подражают культурным образцам, создаваемым на дне
общества. Молодежь из благополучных белых семей боготворит «рэп», в
упоении внимая страхолюдным черным громилам, которые, угрожающе
жестикулируя и поминутно хватая себя за промежность (дескать, мужская
сила распирает, мочи нет!), хрипят о крови и насилии, воспевая
брутальный секс, призывая бить смертным боем возомнивших о себе «шалав» и
«давить ментов».
• Моду ныне диктует андеркласс. Женщины
одеваются по панельным канонам, соревнуясь в том, кто будет выглядеть
еще более экстравагантно, кто оголится еще более вызывающе. Татуировки и
пирсинги стали нормой для обоих полов. Целые джинсы, не испещренные
дырами и порезами, воспринимаются как проявление мещанства. Вкусы гетто,
позаимствованные прямиком из тюремного быта, решительно вторгаются в
сферу высокой моды.
• Столь же разительная перемена произошла и в
нравах. Было время, когда общество придерживалось определенного строгого
кодекса поведения и незыблемого понятия чести. Истинного джентльмена
отличали такие качества, как храбрость, верность и честность, готовность
отвечать за свои слова и не отнекиваться от своей вины. Нельзя было
обидеть женщину, бить лежачего и публично плакаться на судьбу. Слово
джентльмена было крепче письменного контракта.
Когда тонул
«Титаник», мужчины уступали свои места в спасательных шлюпках женщинам и
детям и, с улыбкой попрощавшись навсегда с близкими, спокойно
усаживались на палубе в ожидании гибели. Чувство собственного
достоинства и незыблемые понятия чести превозмогали страх смерти.
Сидеть
на шее общества считалось постыдным. Даже в годы Великого кризиса 30-х
годов отчаявшиеся люди лишь с превеликим стыдом принимали общественные
подаяния и стремились при первой возможности сойти с пособий. Внебрачное
материнство было почти неизвестно, мать-одиночка была объектом
общественного презрения. Осуждая отдельных беспутных женщин, общество
успешно защищало свои устои.
Но шло время, и старый кодекс,
служивший главной скрепой нравственности, рухнул. Моральный вакуум
заполнился новыми правилами, общество переняло нравы андеркласса: хватай
что можешь; все, что плохо лежит, – твое, все, что можешь отодрать, –
плохо лежит; изыскивай способы вырвать у государства побольше льгот; бей
лежачего, топчи слабых, лги, обманывай; победителей не судят… Нравы
социальных низов ныне восприняты обществом как набор образцов для
подражания.
* * *
Все
это – тривиальные, общеизвестные факты. Но чем они объясняются? Почему
так произошло? Ответ много лет назад предложил знаменитый английский
историк Арнольд Тойнби. Одна из глав его 12-томного opus magnum
«Постижение истории» называется «Раскол в душе». В этом разделе,
посвященном кризису цивилизаций, описывается процесс, который Тойнби
назвал «пролетаризацией доминантного меньшинства». Это главный симптом
распада общества, при котором «доминантное меньшинство», как Тойнби
называет элиту общества, утрачивает веру в свое предназначение и
начинает подражать деклассированному «дну».
По Тойнби, в стадии
роста цивилизацию ведет вперед созидательное меньшинство, уверенное в
себе, воодушевляемое сознанием своей добродетельности и идеалом
общественного служения. Пассивное большинство следует в кильватере
элиты, механически и поверхностно имитируя образцы поведения и вкусов,
предлагаемые лидерами. Но когда цивилизация вступает в фазу распада,
созидательное меньшинство вырождается, впадает в депрессию, теряет
уверенность в себе и перестает позиционировать себя в качестве модели
для широких масс. Элита утрачивает былой идеализм, погружается в цинизм,
перестает верить в свою цивилизующую миссию и слагает с себя груз
ответственности за судьбы общества.
Одновременно она капитулирует
перед силами бескультурья и вульгаризации нравов, искусства и языка,
подражая порождающим их низам общества – «пролетариату». Этот процесс
Тойнби называет «пролетаризацией», хотя, на мой взгляд, точнее было бы
называть его «люмпенизацией».
Понятие «пролетариат» в классическом
марксистском понимании относится к рабочей бедноте, которая, тяжело
работая и подвергаясь нещадной эксплуатации, едва сводит концы с
концами. Люмпенам же понятие труда незнакомо и чуждо. Если говорить об
эксплуатации, то именно люмпены выступают в роли эксплуататоров
общества, паразитируя на нем. Это в полном смысле «дно», торжествующее
победу на стадии распада цивилизации.
Люмпенами восторгаются, им
подражают, они диктуют обществу новые ценности, они чувствуют себя
хозяевами жизни. Свято место пусто не бывает: вакуум, создавшийся при
разрушении обветшавшего культурного кодекса элиты, быстро заполнил
извечный кодекс люмпен-культуры. Во всякой революции инициативу всегда
захватывает меньшинство, обычно незначительное, которое навязывает
инертной массе свои цели и ведет ее за собой. Так и в нынешней
деградации западной культуры проводниками выступает крохотное, но
активное меньшинство населения, динамичное, уверенное в себе и в
отсутствие отпора задающее тон. Авангард объявил себя гегемоном, и
общество без сопротивления покорилось новым господам.
Британский
историк не зря назвал описываемое им явление «расколом в душе».
Деградация общества, гниение цивилизации – отнюдь не монолитный процесс.
Тойнби указывает, что верным признаком разваливающейся цивилизации
является раскол в культуре. В то время как основная часть
господствующего класса начинает перенимать люмпен-культуру,
немногочисленные остатки элиты, «осколки разбитого вдребезги» (по
выражению Аркадия Аверченко) мечутся, лихорадочно пытаясь нащупать
твердую почву под ногами. Одни из них ударяются в утопизм, другие в
религиозные поиски и аскетизм (отсюда повальное увлечение буддизмом и
кришнаизмом среди интеллигенции), третьи цепляются за рудименты старой
культуры, затыкая уши, чтобы не слышать звериного рева люмпен-толпы.
Но
все напрасно. Начертанные на стене огненные слова «Мене, мене, текел,
фарес» неумолимо предвещают скорый конец. Попытки если не отбить, то
хотя бы сдержать натиск противника – это лишь арьергардные бои
разгромленной и отступающей армии. Они не в состоянии переломить ход
войны. Люмпены одержали решительную победу и навязали свой культурный
кодекс обществу. Перед лицом реальности былым властителям дум не
осталось ничего другого, кроме как приспосабливаться к новому режиму,
который они же взрастили и выпестовали. Им только и остается что
следовать мудрости слабых: если не можешь победить, присоединяйся к
победителям.
Блог Виктора Вольского
P.S. А чтобы не быть голословным в заключении три новости из мира культуры США:
Известный оперный театр Нью-Йорка — Нью-Йорк Сити Опера — объявил о своем закрытии и начале процедуры банкротства. В последние годы театр испытывал
финансовые проблемы. В начале сентября его руководство объявило компанию
по сбору средств. До конца сентября для дальнейшей работы театра было
необходимо собрать 7 миллионов долларов, однако удалось собрать только 2
миллиона. В связи с этим правление и менеджмент театра приняли решение о
прекращении его деятельности и начале процедуры банкротства.
В США прекратилось финансирование федеральных госучреждений. Для туристов это уже обернулось закрытием множества музеев и парков. Не доступны для посещения многие популярные у туристов места,
в том числе Статуя Свободы, Мемориал Линкольна, Зал Независимости,
Национальный зоопарк Вашингтона, десятки музеев и галерей. Туристы не
смогут посетить также Большой Каньон и Йеллоустонский национальный парк и
другие уголки природы.
Самый известный нью-йоркский концертный зал — Карнеги-холл отменил из-за забастовки рабочих концерт американского скрипача Джошуа Белла, которым должен был в среду открыться сезон. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|