Почему Трампу не удастся разрушить альянс России и Китая
Российское военное вмешательство на Украине в
2014 году привело к введению западных санкций и породило международное
стратегическое давление, которое подтолкнуло Москву на путь более
активного сотрудничества с Китаем. С тех пор неустойчивый
китайско-российский «брак по расчету» эволюционировал в подлинное
стратегическое партнерство, основанное на совпадающих интересах и
обоюдной неприязни к Соединенным Штатам. Хотя представляется
маловероятным, что Россия и Китай объявят о заключении официального
альянса, конфронтация с этим сложившимся де-факто китайско-российским
стратегическим блоком не отвечает интересам Америки.
Избрание Дональда Трампа породило в некоторых консервативных
политических кругах надежду, что сближение Соединенных Штатов с Россией
способно увеличить дистанцию между Москвой и Пекином. Аргументы в пользу
такого сближения восходят корнями к «дипломатии треугольника» Никсона и
Киссинджера, которая позволила Америке использовать разногласия между
Китаем и Советским Союзом для перехода к стратегии открытости в
отношении Китая. В результате Вашингтон получил стратегическое
превосходство, основанное на том, что у него сложились более
благоприятные отношения с обоими коммунистическими гигантами, чем те,
что существовали между ними.
Научный сотрудник исследовательского института Катона Дуг Бэндоу
придерживается этой точки зрения в своей статье под названием «Стратегия
Никсона, разрушившая российско-китайский блок». Он утверждает, что
улучшение отношений с Россией «имело бы благотворный побочный эффект
противодействия созданию единого российско-китайского фронта против
Соединенных Штатов». Автор теории наступательного реализма Джон
Миршаймер аналогичным образом утверждает, что если бы « Вашингтон
занимал более позитивную позицию в отношении Москвы», это привело бы к
улучшению отношений, что в конечном итоге обусловило бы присоединение
России к «коалиции против Китая», уравновешивающей рост его влияния.
Аргументы Бэндоу и Миршаймера основаны на реалистической
объяснительной модели, в рамках которой отношения между Америкой,
Россией и Китаем понимаются как «стратегический треугольник». В
соответствии с этой системой, для Трампа сегодня является целесообразным
использовать проверенную киссинджеровскую дипломатию треугольника, то
есть стремиться к сближению и открытости в отношениях с более слабой
державой, Россией, с целью сбалансировать геополитическую обстановку и
получить инструменты воздействия на более сильную державу, Китай.
Однако, в современном международном контексте подобный подход
является проблематичным по нескольким причинам. Во-первых, в настоящий
момент не существует тех глубоких идеологических разногласий, которые в
конце 50-х и в 60-е годы оттолкнули Советский Союз и Китай друг от
друга. Более того, китайско-российское геополитическое соперничество
сейчас не является столь острым, поскольку Россия, в отличие от
Советского Союза, играет в Азии роль второстепенной державы. В
результате, сегодня мало что указывает на то, что Трампу, несмотря на
его особые отношения с Владимиром Путиным, удалось бы вбить клин между
Россией и Китаем. Разумеется, существует поле для улучшения отношений
между США и Россией, которое могло бы позволить осуществлять
избирательное сотрудничество в решении общих проблем, таких как борьба
против террористической организации ДАИШ. Однако, нет никаких оснований
полагать, что достижение тех скромных улучшений в американо-российских
отношениях, которые являются осуществимыми с политической и практической
точки зрения, может оттолкнуть Москву и Пекин друг от друга.
Ситуация, с которой Никсон столкнулся в Азии в свое время, не
является аналогичной тем обстоятельствам, с которыми сегодня приходится
иметь дело Трампу. В отличие от нынешних Китая и России, Советский Союз и
Китайская Народная Республика вели между собой интенсивную
идеологическую борьбу за лидерство в коммунистическом мире. Как
объясняет Лоренц Люти в своем убедительном историческом исследовании
«Китайско-советский разрыв отношений: холодная война в коммунистическом
мире», в 50-х годы между советской и китайской коммунистическими
партиями образовались непреодолимые идеологические разногласия по
поводу выбора модели социалистического развития. Мао Цзэдун отверг
модель бюрократического сталинизма эпохи Хрущева, предпочтя модель
революционного сталинизма с китайской спецификой, которая привела к
катастрофической политике «Большого скачка». Идеологическое
соперничество породило тупиковую ситуацию в сфере безопасности, особенно
после успешного испытания Китаем в 1964 году атомного оружия.
Масштабные общественные и политические потрясения в стране, развязанные
радикальным маоизмом во время «культурной революции», привели к усилению
китайско-советской вражды и серьезно напугали Кремль, который вплоть до
1970 года держал вдоль советско-китайской границы около 39 своих
дивизий. Непосредственная угроза войны с Советским Союзом вынудила Мао
стремиться к возобновлению дружественных отношений с Америкой.
Реалисты практически игнорируют роль идеологических факторов в
формировании взаимной гармонии и признания между Россией и Китаем. В
отличие от времен советско-китайского разрыва отношений, в настоящее
время идеология является объединяющим фактором. Для обеих стран сегодня
характерна сильная авторитарная националистическая оппозиция западным и
глобалистским идеологиям, но они больше не разделяют общую
марксистко-ленинскую политическую ориентацию, которая породила глубокие
идеологические противоречия во времена холодной войны. Несмотря на
совершенно различные типы авторитаризма (диктатура личной власти и
однопартийное государство ленинистского типа), Путин и китайская
правящая Коммунистическая партия придерживаются схожих взглядов на
угрозу, исходящую от западных «универсальных ценностей», таких как
демократия и права человека. Они воспринимают «иностранное влияние»,
которое проникает в их страны вместе с глобализацией, интернетом,
социальными сетями и неправительственными общественно-политическими
организациями, как непосредственную угрозу для удержания власти внутри
страны. С точки зрения китайской и российской правящих элит, иностранное
влияние является «троянским конем», призванным спровоцировать «цветные
революции», которые приведут к смене режимов в «незападных» (то есть
авторитарных) политических системах.
С начала «арабской весны» в 2011 году ощущение этой угрозы в Москве и
Пекине только возросло, в то время как движения за демократию и реформы
охватили мир и достигли порога России и Китая в виде украинских
протестов на Майдане в 2013-2014 году и гонконгской «революции зонтиков»
2014 года. Западные наблюдатели часто пренебрежительно называют
одержимость российских и китайских государственных СМИ темой цветных
революций авторитарной пропагандой. Однако, до тех пор, пока правящие
элиты России и Китая будут действовать, исходя из предположения, что
Запад стремится разрушить их политические системы и подорвать внутреннюю
легитимность власти, они будут держаться на максимальном расстоянии от
него.
Сегодняшние российско-китайские отношения в геополитическом аспекте
отличаются от тех, что существовали между двумя странами в 60-е и 70-е
годы. В то время Москва и Пекин рассматривали друг друга как важнейшую
угрозу своей безопасности. В противоположность этому, нынешним
стратегическим целям России и Китая в гораздо большей степени
препятствует политика США, а также их европейских и азиатских союзников,
чем политика друг друга. Основные стратегические цели Китая
сосредоточены в Восточной Азии, где Пекин стремится восстановить
контроль над Тайванем и благоприятным для себя образом урегулировать
морские территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском
морях. Главным препятствием для Пекина является военно-морская мощь
Соединенных Штатов, а также сеть двусторонних альянсов (веерная
структура) с региональными державами, такими как Япония и Австралия.
Что касается России, главным препятствием для ее усилий по
обеспечению сфер влияния на своей восточно-европейской и южно-кавказской
окраинах, является возглавляемый США альянс НАТО. Институт по изучению
проблем безопасности Европейского союза недавно опубликовал доклад,
посвященный исследованию российско-китайских отношений, в котором
содержится интервью с китайским экспертом в сфере безопасности, в
котором кратко выражено это общее восприятие угрозы: «Китай ощущает
давление в Южно-Китайском море, а Россия подвергается давлению со
стороны НАТО в Балтийском море. Россия столкнулась с проблемой
развертывания систем противоракетной обороны в Румынии и Польше, и Китай
имеет дело с той же проблемой, только в Южной Корее и Японии. В то
время как в Европе НАТО расширяется на Восток, Соединенные Штаты
наращивают свое военное присутствие в Азии».
Сближение России и Китая, продиктованное идеологическими и
геополитическими опасениями, связанными с действиями Запада, проявилось
в их тесном сотрудничестве во взаимовыгодных сферах. Отношения между
странами стали еще более прочными после введения западных санкций против
России в 2014 году. Наиболее ярким примером их укрепления может служить
подписание в мае 2014 года, после почти десятилетних переговоров,
соглашения об экспорте сибирского газа в Китай. Это произошло после
объявления в 2013 году о создании совместного предприятия между
российской нефтяной корпорацией Роснефть и китайской National Petroleum
Corporation (CNPC) с целью разработки нефтяных и газовых месторождений в
Восточной Сибири.
Если говорить о краткосрочной и среднесрочной перспективе, партнерам
потребуется определенное время, чтобы преодолеть экономические и
материально-технические проблемы и сформировать более прочные
энергетические связи. Однако, в более долгосрочной перспективе
подписанные соглашения могут принести выгоду обеим сторонам. Россия в
результате получает приток китайских инвестиций и фиксирует относительно
высокие цены. Китай в свою очередь диверсифицирует источники импорта
энергоносителей и получает доступ к новым сухопутным поставкам, которые
Пекин считает менее уязвимыми перед геополитическими потрясениями и
блокадой, по сравнению с энергоносителями, импортируемыми с Ближнего
Востока морем.
Еще одним примером российско-китайских связей являются поставки
вооружений. Торговля оружием помогает России отчасти компенсировать свою
самую большую слабость – зависимость экономики от экспорта
энергоресурсов, и в то же время способствует нынешним усилиям Китая в
сфере военной модернизации. Исторически сложилось так, что основным
препятствием в этой торговле были случаи так называемого обратного
инжиниринга (воспроизведения изделия по образцу) советских и российских
вооружений. Наибольшую известность получила разработка Китаем
истребителя J-11B, который был «точной копией российского Су-27,
одноместного истребителя, созданного в Советском Союзе в 70-е и 80-е
годы в качестве ответа американским F-15 и F-16». Проблема китайского
обратного инжиниринга была настолько острой, что Москва в 2004 году
наложила неофициальный запрет на экспорт высокотехнологичной военной
продукции в Китай. Однако, недавнее утверждение Путиным продажи Китаю
таких образцов современных вооружений как истребитель Су-35 и
зенитно-ракетный комплекс С-400 указывает на то, что этот мораторий
снят.
Примечательно, что обе стороны согласились не включать в подобные
сделки лицензии по передаче технологий, что призвано уменьшить
возможность обратного инжиниринга и предотвратить возникновение трений
по этому вопросу. Эта торговля является взаимовыгодной, поскольку
экономика России в значительной степени опирается на экспорт вооружений
(в оборонной промышленности заняты 2,5-3 миллиона рабочих, что
составляет около 20 процентов рабочих мест в сфере производства), в то
время как китайскому военно-промышленному комплексу остро не хватает
ключевых технологий. Китаю не удается наладить отечественное
производство высокопроизводительных авиационных двигателей и современных
ударных подводных лодок. Россия, со своей стороны, будет все больше
зависеть от Китая как ключевого клиента в этой сфере, поскольку Индия, с
давних пор являющаяся крупнейшим импортером советских и российских
вооружений, диверсифицирует свои закупки и развивает отечественную
оборонную индустрию. Зависимость Китая от России в области передовых
военных технологий усиливается отсутствием доступа к европейским и
американским технологиям из-за западного оружейного эмбарго,
действующего в отношении Китая с 1989 года.
Западные наблюдатели часто подчеркивают факторы напряженности,
скрывающиеся под поверхностью китайско-российских отношений, в частности
экономическую экспансию Китая в странах Центральной Азии, а также
поставки российского оружия региональным соперникам Китая, среди которых
в первую очередь называют Индию и Вьетнам. Тем не менее, эти источники
трений находятся под контролем, а кроме того, у Соединенных Штатов
имеются ограниченные возможности воспользоваться ими. Так, например,
обострение китайско-российского соперничества в Центральной Азии не
отвечает интересам Соединенных Штатов, поскольку оно привело бы к
усилению региональной нестабильности и существенно повредило бы
региональному сотрудничеству против исламского экстремизма. С другой
стороны, если бы США и Европе удалось разрушить российское доминирование
в торговле вооружениями с Индией и Вьетнамом, результатом этого стало
бы устранение одного из источников напряженности между Москвой и
Пекином.
Поскольку Вашингтону будет затруднительно воспользоваться
разногласиями между Китаем и Россией, не имеет особого смысла пытаться
«заморозить» отношения с одной из этих стран, одновременно пойдя на
сближение с другой, в надежде на достижение того эффекта изменения
геополитического баланса сил, которого удалось достичь Никсону в 70-е
годы. Доказательством этому может служить опыт отношений предыдущего
президента США Барака Обамы с Россией и Китаем. Хотя взаимоотношения с
обеими странами при Обаме стали более напряженными, взаимодействие
между США и Китаем, несмотря на усилившееся соперничество в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, остается более функциональным. Можно
даже сказать, что между Вашингтон и Пекин пришли к своего рода «особым
отношениям». Наилучшим образом это иллюстрируется взаимодействием на
высоком уровне в рамках ежегодного Стратегического и экономического
диалога (S&ED), интенсивной программы регулярных саммитов, в ходе
которых американский и китайский лидеры взаимодействуют по целому ряду
международных проблем. Несмотря на многочисленные разногласия, у Пекина
имеются рабочие отношения с Вашингтоном, а у Москвы они на сегодняшний
день отсутствуют. В результате, в настоящий момент Китай занимает
положение, которое принадлежало никсоновской Америке в 70-е годы: Пекин
поддерживает с двумя остальными вершинами стратегического треугольника
более тесные отношения, чем те, которые существуют между ними.
Исходя из этого, чтобы предотвратить укрепление китайско-российского
блока, эффективной стратегией для Трампа было бы избирательное
взаимодействие, как с Пекином, так и с Москвой. Разумеется, это
взаимодействие необходимо сочетать с постоянными мерами по защите своих
интересов в связи с усиливающимся соперничеством в сфере безопасности с
Россией в Европе и с Китаем в Азии.
Тем не менее, администрации Трампа следует также осознать, что общее
представление в Пекине и Москве, в соответствии с которым Вашингтон
стремится подорвать и внутренне ослабить позиции своих недемократических
соперников, отрицательно сказывается на отношениях Америки с обеими
странами и одновременно укрепляет китайско-российское сотрудничество.
Следовательно, необходимы особые усилия, чтобы убедить Москву и Пекин в
том, что у Вашингтона нет никаких намерений вмешиваться в их внутреннюю
политику. Вместо того, чтобы сближаться с Москвой, следует пойти другим,
гораздо более длинным путем, чтобы развеять те недоверие и тревогу,
которые ощущают в отношении к Соединенным Штатам русские и китайцы. Если
Пекин и Москва увидят в Соединенных Штатах нормальную страну со своими
интересами и целями, а не увядающего мирового гегемона, стремящегося к
идеологическому превосходству, это может привести к тому, что дипломатия
треугольника снова станет возможной.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|