Внешняя политика России обретает силовой характер
Анализ внешней политики России за последние несколько месяцев
показывает, что она все более выраженно обретает силовой характер. В
2014-2016 годах Украина и Сирия стали двумя большими маркерами
происходящих изменений. Один – военно-стратегического усиления России,
второй – в рамках гибридных войн. Однако и на тактических уровнях то,
что внешняя политика России становится все более и более жесткой, что
является свидетельством силы, становится все более заметным. Предлагаю
рассмотреть только несколько примеров.
Во-первых. Наиболее
ярким примером этой новой политики стоит признание паспортов и других
документов жителей ЛНР и ДНР. Эта тема достаточно хорошо была разобрана
блогерами, и мы на ней останавливались в одном из прошлых обзоров.
Цитирую по статье «Признание Новороссии. Путин повысил ставки. Западу крыть нечем»:
«данным решением Москва делает промежуточный, но очень важный шаг к
тому, чтобы когда на той территории «братской Украины», что захвачена
хунтой, начнется полная вооруженная анархия между бандами всех мастей,
именно ЛНР и ДНР стали остовом новой государственности русской окраины.
Какой она будет — федеральным округом в составе России, вторым русским
государством, а с учетом будущего Белоруссии — третьим — нам еще
неведомо. Но то, что этот план есть, — это несомненно.
Подводя
итог, необходимо отметить и следующую, наверное, главную деталь, которая
говорит о том, что Россия на украинском дипломатическом направлении
перешла в наступление. Последние три года Запад все время шантажировал
Москву необходимостью выполнения Минских соглашений, как будто Россия
являлась стороной конфликта. И вот что сказано в указе президента России
— что документы ЛНР и ДНР будут признаваться на период до политического
урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской
областей Украины на основании Минских соглашений.
Данным решением
Москва показала, что ей теперь наплевать, что и как думает Запад насчет
выполнения Минска-2 и своей роли в этом процессе. Москва не говорила,
что дедлайн наступит тогда-то и тогда-то, а просто взяла и поставила и
официальный Киев, и Запад перед фактом. Соответственно, все те
предположения, что, мол, де Трамп начнет торговаться насчет Украины и
пытаться продать России то, что и так у нее в кармане, или о том, что он
готов подарить Украину Москве в ответ на размен по Сирии, разбиваются
об озвученную позицию Москвы».
Прошедшие на Украине за прошедшую
неделю события не только еще более укрепили блогеров в том, что Украина
движется к коллапсу, но главное в том, что позиция России в отношении
гражданского конфликта на Украине ужесточилась: «Москва все более явно
меняет курс в отношении Украины. Щедрый лимит времени, отпущенный
киевским главарям на то, чтобы они «излечились от оранжевого вируса»
исчерпан практически полностью. И официальный представитель МИД РФ
своими кавычками вокруг слова «власть», применительно к Украине, это
очень наглядно подтверждает» - отмечает Юрий Селиванов.
Можно
предположить, что далее в рамках процесса формирования на базе ЛНР и
ДНР новой русской государственности окраины, в отношении граждан Украины
будет введен визовый режим, в результате чего уже работающие на
территории России украинцы будут постепенно вытесняться с российского
рынка труда, однако получить новую возможность работать в России они
смогут только через принятие гражданства ЛДНР. Будут предприняты и
другие шаги по ликвидации украинской государственности косвенным, но
явочным порядком.
Запад в ответ может произносить тысячу и одно
китайское предупреждение, но ввязываться не будет. Здесь сказывается уже
как фактор Трампа, так и фактор выборов во Франции и Германии. Элиты
этих стран, возможно, и хотели бы занять и отстаивать более активную
позицию по Украине, но на это у Европы нет никаких военных, политических
и экономических ресурсов – Европа свои проблемы решить не в состоянии,
что говорить о 40-миллионном государстве, находящимся в российской зоне
влияния и расколотом гражданской войной.
Во-вторых. Гораздо
более растянутым во времени конфликтом, но от этого не менее важным,
стал конфликт с официальным Минском. В начале 2016 года официальный
Минск развязал традиционную газовую войну с Россией в надежде на приход к
власти в США Хиллари Клинтон, чтобы Москва в очередной раз заплатила
«союзнику». Однако комбинация сорвалась – победил Трамп. Москва в ответ
тоже повысила ставки, что оказалось неожиданностью для официального
Минска, и он перевел конфликт в политическую плоскость.
Это стало
большой ошибкой: если раньше политическая элита России по-разному
относилась к Лукашенко, то теперь, особенно после 7-мичасовой
пресс-конференции, произошла ее консолидация в отношении официального
Минска точно также, как в 2014 году в отношении необандеровского Киева.
Конечно, время для разрешения конфликта у официального Минска еще есть.
Но отношения уже никогда не будут прежними. Москве не интересно иметь в
республике (и не только в Беларуси) – исторически составной и
неотъемлемой части Русского мира - чью-то частную княжескую вотчину,
которая тормозит развитие России, и ее новое геополитическое
позиционирование в мире, проедая только общие ресурсы и ничего не
вкладывая в общую копилку.
Главное, однако, заключается в другом. В результате годового конфликта – Лукашенко не только потерял доверие Москвы, но и монополию на отношения с Москвой. И
лучшее этому подтверждение – ошибка пресс-секретаря президента России
Дмитрия Пескова в сообщении относительно того, что встреча Владимира
Путина и Александра Лукашенко не состоится. В нем перепутано отчество
Лукашенко – он назван не Григорьевичем, а Георгиевичем. Исходя из того,
что данное сообщение Дмитрий Песков делал в письменной форме, можно
говорить о том, что президент Беларуси более не рассматривается Москвой
как желанный гость.
Кроме того, Москва наконец-то обратила
внимание, что почему-то именно пророссийский и евразийский
общественно-политический сектор зачищен Лукашенко практически полностью
при одновременной свободной деятельности в стране агрессивных
националистов и русофобов, хотя исходя из риторики официального Минска
по поводу русских и так далее, должно было бы быть исключительно
наоборот. Поэтому как бы не завершился конфликт, Москва начнет работать в
республике и с другими политическими силами. То, что это будет именно
так, говорит следующий пункт.
Третьим проявлением нового
тренда в российской внешней политике стала встреча на этой неделе в
Москве председателя Госдумы Вячеслава Володина с лидером партии
«Альтернатива для Германии» Фрауке Петри. Делегация находилась в России
по приглашению правительства Москвы в рамках реализации программ
сотрудничества с регионами Германии. В ходе встречи обсуждались вопросы
сотрудничества региональных парламентов, межпартийного сотрудничества, а
также развитие контактов молодежных организаций.
Во встрече также
приняли участие заместитель председателя Госдумы Петр Толстой,
руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский, председатель
Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель
Комитета Госдумы по энергетике, координатор депутатской группы по связям
с парламентом ФРГ Павел Завальный.
Как отмечает Петр Акопов,
«короткое сообщение имеет огромное значение как для
российско-германских отношений, так и для всей тактики нашей политики по
отношению к Западу. В чем революционность этого события? В том, что
представители партии, которая сейчас является третьей по популярности
силой в Германии (и получит на сентябрьских выборах в бундестаг от 10 до
20 процентов голосов), партии, которую официальная немецкая пропаганда
все еще пытается называть ультрарадикальной и чуть ли не экстремистской,
совершенно открыто общаются в Москве с руководителями нашего
парламента. И это явный сигнал Ангеле Меркель: Россия делает ставку на
смену власти в Германии.
Прием Фрауке Петри на Охотном ряду
меняет многое и в нашей европейской политике в целом. Мы теперь уже не
придерживаемся так строго правила, неоднократно сформулированного
президентом Путиным – контактировать только с властями, избегая или не
афишируя контактов с оппозицией, тем более антисистемной. Если уж нас
совершенно голословно обвиняют в попытках повлиять на выборы на Западе –
то с какой стати нам соблюдать добровольно взятые на себя ограничения?
Теперь
Россия будет поддерживать официальные отношения с оппозицией на Западе.
Москва не становится ни новой столицей Коминтерна, ни центром сборки
консерваторов-традиционалистов всего мира. Мы просто начинаем работать
со всей палитрой западного политического спектра. Все равно нас обвиняют
во вмешательстве во внутренние дела – так надо хоть познакомиться с
теми, кого объявляют нашими «марионетками». А то потом неудобно будет –
когда они к власти придут».
Четвертый факт. На этой неделе
министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в текущем году
планируется завершить формирование четырех новых дивизий, в том числе
для защиты Курил. Казалось бы, что здесь такого. Однако данный
политический жест очень отличается от того, что ожидали от России ранее в
контексте возможных договоренностей с Японией.
По этому поводу эксперты отмечают:
«Внешняя политика России становится всё более бескомпромиссной и
решительной. И если раньше Россия просто выжидала диалога с Японией, то
теперь эти ожидания закончились. Мы перешли к конкретным шагам. Военное
присутствие на Курилах «в одночасье» превращает виртуальные японские
«северные территории» в реальные русские земли, защищённые четырьмя
дивизиями, одна из которых будет непосредственно размещена на «крайних»
островах. В прессе, например, часто упоминается остров Матуа, как один
из наиболее удобных для размещения на нём Базы Российского Флота.
Картина
для самураев получается ясной и «жёсткой». Со стороны Юга, на их
островах американские базы, крупнейшая из которых на Окинаве, а с другой
стороны - с Севера - Курилы на которых создаётся российское Военное
Присутствие. И будем реалистами, это "Присутствие" уже создано ибо
никогда не бывает стратегических шагов, которые бы делались явно и
открыто. Если Шойгу доложил, то значит всё уже сделано. У Японии
фактически не остаётся пространства для политического манёвра. Также как
почти не осталось и Времени».
Как мы видим, на всех направлениях
внешней политики – Запад, Восток, Юг, СНГ - Москва резко ужесточила свои
позиции и переходит от пустого диалога c «партнерами», в результате
которого мы только тратим время, к реализации своих
национально-государственных интересов. Москва сейчас имеет все
возможности и ресурсы для того, чтобы начать навязывать всем именно свою
повестку дня и те решения, которые выгодны, прежде всего, России.
Можно
многое говорить по поводу описанных выше тенденций. Можно спорить или
давать им иную трактовку. Однако данные изменения в российской внешней
политике не нуждаются в эмоциональных оценках. Они просто неизбежны, как
восход и закат солнце. Мир, пока в нем существует силы зла, партии
войны, никогда не будет мирным. Эти силы может остановить только другая
сила, которая не будет договариваться, а будет навязывать свою волю. Это
происходило всю мировую историю, и не надо этому удивляться.
Россия
перестает обращать внимания на пустую риторику и предупреждения Запада,
так как они не соответствуют его реальному политическому весу.
Агрессивная риторика – это все, на что сегодня способна та политическая
элита, что еще находится у власти на Западе. Если Трамп не возьмет
власть в свои руки и продолжит слушать родственников – то это тоже будет
играть на руку России, так как при таком Трампе США вообще будут не
способны ни на одно осмысленное внешнеполитическое действие.
Соответственно, минимум пару лет, а может, и больше, в течение которых
Россия может серьезно расширить зону своего геополитического влияния, мы
имеем. И надо этим временным лагом воспользоваться.
Юрий Баранчик
ИА REGNUM
Рейтинг публикации:
|