31 января 2017
К вопросу о совершенствовании российской внешней политики
Павел Салин – кандидат юридических наук, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.
Резюме:Задачей должно стать построение комфортного для человека государства
на классических консервативных ценностях, и в мире есть такой спрос, а
невозможность его удовлетворить приводит к девиантным формам вроде
радикального исламизма.
Неофициальное заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова в прошлом году о том, что «бизнес as usual»
с Западом уже невозможен, стало запоздалой констатацией факта,
отражающего лишь одну грань фундаментальных трансформаций, происходящих в
мире. Российская внешняя политика, естественно, не может не реагировать
на эти изменения, причем не только ad hoc, но и на
доктринальном уровне. Предыдущая концепция российской внешней политики
была утверждена за год до крымских событий – в феврале 2013 года.
Естественно, она не отражала новых реалий, которые подспудно давали себя
знать еще с конца «нулевых», но проявились и были осознаны лишь в
последние 2–3 года. Соответственно, доктрина нуждалась в корректировке,
на что и указал глава российского МИДа на заседании Совета по внешней и
оборонной политике в начале апреля 2016 г. (поручение модернизировать
Концепцию дал президент).
Прежняя концепция содержала некоторые положения, соответствующие
новым мировым реалиям, в «спящем» виде. Новая, утвержденная президентом
30 ноября 2016 г., несколько развивает положения предыдущей, но их
содержание все равно носит пунктирный характер. Целесообразно предложить
инструментарий для реализации заложенных в новой Концепции установок,
чему и посвящена данная статья.
«Мозаичность» мира как долговременный переходный этап
Характеризуя международную ситуацию, российский министр помимо
«противоречивости» назвал еще и «мозаичность», что точно отражает
ситуацию. Суть мозаики в том, что из отдельных элементов создается
целостная картина – панно. При этом из одних и тех же элементов можно
создать совсем разные изображения – все зависит от творца и качества
материала, скрепляющего эти элементы.
Нельзя сказать, что исчезли какие-то принципиальные составляющие
прежней мозаики либо появилось большое число новых. Камешки примерно те
же, что десять, двадцать и более лет назад. Но исчез или утратил
цементирующие качества раствор, скреплявший их в единое целое. Речь об
идеологии, которая подавалась как универсальная – идеологии глобализации
Pax Americana, основанной на универсалистских ценностях и идее
«конца истории». Есть одна правильная модель, а все остальные находятся
на различных этапах приближения к ней, причем если «прогресс»
застопорился, его можно и нужно подтолкнуть мирным (soft power) или военным путем.
Для анализа ситуации важно остановиться на понятии политической
субъектности. В последние столетия субъектность концентрировалась на
национальном, а после Второй мировой войны – наднациональном уровне, но
ядром все равно оставались национальные государства (СССР и США). После
распада биполярного мира на короткий период носителем такой субъектности
стали Соединенные Штаты.
Однако сейчас субъектность переходит к другим действующим лицам, но
не строго вниз – от наднациональных структур к национальным
государствам, а скорее вниз по диагонали. Носителями становятся не
только национальные государства, но и различные организации и
сообщества.
Упрощая, процессы полутора десятилетий можно назвать рефеодализацией.
В феодальном мире (на который все больше похожа современная система
международных отношений) связи между сеньором и вассалом носили гибкий
характер, вассал мог часто менять сеньора, в национальном же государстве
это воспринималось как измена, сепаратизм. Сейчас международные
отношения даже более свободные, чем при развитом феодализме, устойчивые
связи рушатся и сменяются ситуативными именно в силу обретения
субъектности элементами бывшей мозаики. Игрокам, которые привыкли к
устойчивым региональным или глобальным альянсам и воспринимают изменения
как отклонение от нормы, придется приспособиться к «новой
нормальности».
15–20 лет после холодной войны наглядным воплощением торжества «конца
истории» был Запад в широком понимании. Политическим эталоном служили
США, претендовавшие на совершенство и универсализм своей политической
системы, а социально-экономическим – Европа, которая выстроила почти
безупречное социальное государство и предлагала всем следовать своему
примеру. Сопредельным странам – путем присоединения к ЕС, остальным –
путем копирования модели.
Однако сейчас оба основания трещат по швам. Европа идет к пересмотру
социальной системы в сторону либерализации, а «образцовая» демократия
Соединенных Штатов обернулась неверием масс в «оторвавшуюся от народа»
элиту.
По мере ослабления идеологических скреп международная система
приходит в состояние, когда частицы прежнего миропорядка двигаются
хаотично и свободно взаимодействуют друг с другом. Со временем они,
вероятно, выстроятся и образуют новый порядок, но не в ближайшие годы. И
в хаосе надо выживать, понимая, что на обозримый период «мозаичность» –
не девиация, а норма. Альянсы теряют жесткость, которая была основным
качеством союзов в холодную войну. Россия в полной мере ощущает это в
отношениях с союзниками по ОДКБ и ЕАЭС, но иерархия пошатнулась даже в
таком обязывающем и устойчивом военно-политическом блоке, как НАТО, и в
связях США с их партнерами в Азии.
От многополярности к ситуативным альянсам «свободных агентов»
Все предыдущие российские внешнеполитические концепции (и во многом
действующая) и – шире – дипломатическая практика построены на концепции
многополярности, то есть наличии равных Соединенным Штатам держав в
разных частях мира. Другими словами, российская дипломатия изначально
настроена на действия «от противного», конституируется по отношению к
тому миропорядку, который предлагает Вашингтон, пусть и с
противоположным знаком. Отсюда теория исключительных зон влияния (для
России это большая часть территории бывшего СССР), которые должны быть
закреплены джентльменскими соглашениями между этими державами. И ставка
на устойчивые международные организации и альянсы – ЕАЭС, ОДКБ и т.п. –
больше декларируется на доктринальном уровне, на практике же все
сводится к межгосударственным отношениям (тоже признак кризиса прежней
парадигмы).
Между тем сейчас целесообразность подобной ставки вызывает все больше
вопросов. СНГ (ему в предыдущей Концепции уделялось много внимания, в
нынешней меньше, но оно по-прежнему присутствует как субъект политики)
уже де-факто не существует, партнеры России по ЕАЭС в условиях
конфронтации с Западом настроены на извлечение собственной выгоды,
поддержка Москвы не подразумевается «по умолчанию». Эффективность
функционирования ОДКБ – отдельный вопрос, но, например, принятие
Белоруссией новой военной доктрины, запрещающей использование войск за
рубежом, также вызывает сомнения относительно дееспособности
организации. Все, кого Москва считала и считает (на уровне деклараций)
стратегическими союзниками в рамках либо блоков (ОДКБ, ЕАЭС), либо
конкретных процессов (режим Башара Асада), ведут собственную игру
нередко в ущерб России, так что многополярный подход чреват дальнейшими
потерями.
Между тем составляющие прежнего миропорядка никуда не делись, они
лишь «выпали из мозаики» и теперь обладают гораздо большей степенью
автономии, чем при прежнем однополярном (а ранее – биполярном)
устройстве. Используя спортивную терминологию, можно сказать, что
современный мир переполнен «свободными агентами». В хоккее, например,
так называют игрока, чей контракт с командой истек и который имеет право
заключить контракт с другой командой. При этом – в зависимости от
конкретных условий – различают неограниченно и ограниченно свободных
агентов, которые обладают разным пространством для маневра.
«Свободный агент» в современном мире – не только государство, в такой
роли способен выступать любой актор, оказывающий заметное влияние на
международные процессы. Он может даже не быть устойчивым образованием, а
возникать применительно к конкретной проблеме. Чтобы эффективно
использовать понятие «свободный агент», необходимо отказаться от
концепции «игры с нулевой суммой», где выигрыш Запада обязательно
воспринимается как проигрыш России и наоборот. То есть избавиться от
концепта «конституирующего другого» (внешнего врага) или, что более
инструментально, сделать его гораздо более обтекаемым. Например,
международный терроризм в каждом конкретном случае может приобретать
различные очертания.
Кроме того, отказ от «игры с нулевой суммой» позволяет
трансформировать потенциально разрушительное столкновение интересов в
позитивный синергетический эффект. В качестве примера можно привести
сопряжение китайского и российского интеграционных проектов в
Центральной Азии. Внешние игроки, руководствуясь как раз парадигмой
«игры с нулевой суммой», ожидали, что две страны начнут конкурировать,
взаимно ослабляя друг друга. Однако Москва и Пекин избрали другую
стратегию – взаимного дополнения Экономического пояса Шелкового пути и
ЕАЭС. По поводу функционирования и перспектив данного проекта вопросов
пока больше, чем ответов, но обкатка новой модели взаимодействия налицо.
Этот пример сотрудничества отличается от того, который несколько лет
назад Соединенные Штаты предлагали Китаю и который получил название
«Кимерика». Вашингтон ожидал от Пекина согласия на игру вслепую –
сначала договориться о стратегическом альянсе, а потом исходить из этой
догмы при действиях в конкретной ситуации (то есть от общего к
частному). Сотрудничество же России и Китая в Центральной Азии носит
характер ad hoc, при этом далеко не факт, что оно перерастет в
стратегическое партнерство, то есть страны будут выступать партнерами в
других сферах и точках мира.
Следует отметить, что из крупных стран именно Китай является
носителем нового подхода к конструированию международных отношений и
практик. Страна, несмотря на серьезный экономический и растущий
политический вес, а также обращенные на нее взгляды всего мира, не
стремится выстраивать устойчивые блоки, предпочитая ситуативные
двусторонние альянсы, что минимизирует издержки и обеспечивает
успешность китайской экспансии. Эту стратегию условно можно назвать
«капиллярной», основанной на точечном проникновении, в отличие от
«фронтальной», которая присуща западной внешнеполитической традиции и
которая исходит из раздела сфер влияния с географической точки зрения.
Сетевизация внешней политики: с кем и как
Упор в модернизации доктрины должен делаться на сетевизации
внешнеполитических усилий, выстраивании гибких, но относительно
постоянно действующих и устойчивых сетей, объединенных не общим
руководством, а общими интересами для решения конкретной проблемы или их
комплекса. При этом подобная возможность была предусмотрена в 2013 г., а
в 2016 г. она несколько расширена. В качестве одной из целей российской
внешней политики называется «Развертывание широкого и
недискриминационного международного сотрудничества, содействие
становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них
России». Эта рамочная норма требует доктринального и практического
наполнения. Другими словами, российская внешнеполитическая парадигма
предусматривает сетевизацию усилий, вопрос с кем и как.
Прежде всего к важным игрокам следует отнести транснациональные
корпорации. Сейчас последние находятся в принципиально иной ситуации,
чем 10–20 лет назад. Раньше они в целом были продолжением национальных
государств, постепенно приватизируя их функции. Сейчас же, как ни
парадоксально, на фоне ренационализации международной политики (об этом
будет сказано ниже) ТНК оказались в свободном плавании. А нарастающий
бунт населения против элит, в адрес которых выдвигаются обоснованные
обвинения в номадизации и «отрыве от корней», еще больше обособил
корпорации.
При этом речь идет не только о классических ТНК, связанных с добычей
ресурсов и производством. В последнее время в особую подгруппу
выделились такие ставшие международными игроки, как частные военные
компании (ЧВК), прежде действовавшие в рамках национальной политики, а
сейчас становящиеся все более самодостаточными. Их роль на фоне
множащихся военных конфликтов в различных частях мира и нежелания
государств прямо принимать в них участие будет возрастать.
Еще одна важная группа – неправительственные организации (НПО).
Возникшие в качестве инструмента «продолжения государственной политики
иными средствами», они также во многом превратились в свободных игроков.
Возникают их новые кластеры. На фоне «позеленения» мировой политики все
большую роль играют экологические НПО, «Гринпис» в этом ряду первый, но
далеко не единственный пример. Принято считать, что «позеленение»
политики – это чисто западный, даже европейский тренд, однако это далеко
не так. Например, серьезную роль экологические НПО, зачастую
пользующиеся поддержкой единомышленников на Западе, играют в Индии,
стране, имеющей потенциал мировой державы.
Следует отметить, что в новой доктрине список потенциальных
контрагентов государства за счет двух вышеуказанных категорий расширен,
но почему-то только применительно к решению такой задачи, как борьба с
терроризмом.
Наконец, третьим, но по степени важности едва ли не первым типом
свободных игроков являются различного рода профессиональные корпорации и
сообщества по интересам. Они в полной мере воспользовались результатом
информационной революции и могут рассматриваться в качестве субъектов
мировой политики, полноценно функционирующих как на суб-, так и на
наднациональном уровнях. Например, на фоне дерационализации политики
вообще, возвращения ее на уровень массового манипулирования с помощью
апелляции к эмоциям и инстинктам заметно возросла роль медийной
корпорации. Журналистское сообщество критически относится к модели
функционирования, построенной на парадигме «власть-подчинение», и
приемлет как раз сетевую структуру.
Весьма высока роль научного и экспертного сообщества. Они, как и СМИ,
еще до информационной революции сумели выстроить наднациональную
систему взаимодействия, а последние изменения в коммуникационной среде
лишь придали новый импульс и содержание этому процессу. При этом
академическое сообщество может оказывать заметное влияние на
международную политику, в том числе и на глобальные тенденции. Следует
отметить, что это направление деятельности, в отличие от других
вышеуказанных, в новой Концепции пунктирно прописано. Документ
предусматривает развитие общественной дипломатии, а одним из ее
инструментов является «расширение участия представителей научного и
экспертного сообщества России в диалоге с иностранными специалистами по
вопросам мировой политики и международной безопасности».
Существенным является и такой фактор, как сообщества по интересам в
самом широком смысле слова. Например, объединения спортивных (прежде
всего футбольных) болельщиков давно превратились в актора не только
местной и национальной, но и международной политики. С точки зрения
географического и демографического охвата, степени консолидированности и
возможности мобилизовываться в короткие сроки важность этого типа
игроков будет только возрастать.
С точки зрения классической теории международных отношений,
перечисленные группы «свободных агентов» не являются субъектами, а
скорее инструментами внешней политики. Однако в свете происходящих в
мире изменений такие игроки, оставаясь по форме прежними (поэтому и
кажется, что никаких новых акторов по сравнению с периодом полярного
мира не появилось, что формально верно, а по сути – нет), обретают новые
качества, основанные на субъектности.
Признаки изменений были заметны и раньше, что нашло выражение в
трудах некоторых футурологов. Например, Элвин Тоффлер охарактеризовал
подобное явление как революцию множеств. Правда, он имел в виду более
обширные процессы, а не только и не столько происходящее в сфере
международных отношений. В соответствии с данной гипотезой, количество
игроков, принимающих самостоятельные решения (а значит, обладающих
субъектностью), лавинообразно растет, и у желающих контролировать поток
просто не хватит ресурсов. В итоге возникает ситуация «хвоста, виляющего
собакой», что наглядно иллюстрирует Сирия, где странами, претендующими
на статус лидеров альянсов, манипулируют те, кого они считают своими
сателлитами.
Национальное государство в сетевой политике и создании «панно»
Может показаться, что сетевизация внешней политики опирается на
концепцию отмирания национального государства как базового актора
международных отношений, но это в корне неверно. Институт национального
государства возвращает позиции, казалось бы, навсегда утраченные. Это
обусловлено эрозией глобалистского проекта, который продвигался
последние 20–25 лет. Правда, полный возврат к «доглобалистской»
парадигме также невозможен. В проведении внешней, сетевой политики
государство должно играть роль не «генерала», стремящегося максимально
регламентировать деятельность подчиненных ему структур, а координатора,
задающего правила игры.
Отдельные элементы сетевой политики на международном уровне
реализуются российскими игроками, в частности, бизнес-структурами.
Однако для получения синергетического эффекта необходима координация и
стратегическое целеполагание на уровне государства. В целом такой подход
прописан в законе о государственном стратегическом планировании,
принятом несколько лет назад. Он не предусматривает международной
компоненты, но методологический подход можно перенести и на внешнюю
политику.
Также актуален вопрос о том, как России побудить свободных акторов
кооперироваться в выгодные ей сетевые структуры. Ответ банален – только с
помощью «мягкой силы». Как уже говорилось в начале, западная идеология и
модель мироустройства находятся в упадке, выйти из которого в ближайшее
время без кардинального их пересмотра невозможно. Запад стоит перед
вызовом, по масштабу сопоставимым с внутренним ценностным кризисом конца
1960-х гг., и на его преодоление уйдет немало времени и сил. При этом
не факт, что в результате появится новая эффективная модель. В мире
заметна тяга к новому политическому идеализму, более справедливому
мироустройству.
В такой ситуации создание сетевых альянсов невозможно без «мягкой силы», основанной на примере собственного успеха (success story).
Поскольку базовый запрос мирового населения не меняется – эффективное
повседневное государство (безопасность, образование, здравоохранение,
комфортная окружающая среда) – Россия должна на собственном примере
показать, как этого достичь. Просто с помощью пропаганды решить данную
задачу нельзя, необходим социально-экономический базис.
Например, можно выдвинуть лозунг-мегацель, который будет
способствовать и внутренней мобилизации, и консолидации вокруг власти:
Россия как новая Европа – возвращение к истокам. Задачей должно стать
построение комфортного для человека государства, основанного на
классических консервативных ценностях, на что в мире имеется спрос, а
невозможность его удовлетворить приводит к девиантным формам вроде
радикального исламизма. В случае успеха достигнутые результаты могут
стать «цементом», который скрепит существующие свободные элементы
мозаики в новое «панно», созданное при активном участии России.
* * *
Несмотря на кризис глобалистского проекта и ренационализацию мировой
политики, возврат в XX век невозможен. Существовавшее «панно» из-за
эрозии скрепляющего его «цемента» в виде идеологии, основанной на
позитивном примере, рассыпалось, при этом сами элементы мозаики никуда
не делись. Для эффективного взаимодействия необходима сетевизация
внешней политики, основанная на переходе от идеи многополярности к идее
свободных агентов. Такая возможность предусмотрена Концепцией внешней
политики России 2016 г., необходимо лишь наполнить ее деталями и
реальным содержанием, а именно – доктринально расширить список потенциальных контрагентов, взаимодействие с которыми выстраивать по сетевому принципу. Это позволит не только существенно повысить эффективность
внешнеполитических усилий, но и принять активное участие в формировании
будущего «постсетевого» миропорядка, который неизбежно наступит. Однако
для этого надо сосредоточиться на внутреннем развитии, так как только
сила успешного примера, а не голая пропаганда или прямое принуждение
способны создать притягательную силу для «свободных агентов».