«Старый друг лучше новых двух»
В
Токио состоялись переговоры нового министра обороны США Джеймса Меттиса
и министра обороны Японии Томоми Инада. Переговоры привлекли внимание
не только в этих двух странах, ибо в бытность кандидатом в президенты
Дональд Трамп делал важные заявления о том, что союзники США, особенно
финансово богатые, должны в большей степени заботиться о своей
безопасности, не перекладывая затраты по ее обеспечению на Соединенные
Штаты. В числе таких союзников и Япония, находящаяся десятилетиями под
американским протекторатом, что способствовало в 1960—1970-е годы
экономическому развитию страны, не обремененной большими военными
расходами. Справедливости ради заметим, что эти времена прошли, и сейчас
японское правительство ежегодно выделяет на содержание многочисленных в
стране американских военных баз 2 миллиарда долларов, что, по заявлению
министра Инады, достаточно.
Однако вопреки
ожиданиям, Меттис не только не поднимал вопрос об увеличении японского
взноса в финансирование баз США, но и назвал существующее
японо-американское распределение финансового бремени «образцом,
примером», надо понимать, для других союзников дяди Сэма. При этом
министр обороны США на пресс-конференции заверил японцев в том, что
администрация Дональда Трампа считает американо-японский союз
краеугольным камнем своей политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Японская коллега поддержала его, заявив, что «в условиях обострения
проблемы обеспечения безопасности в АТР японо-американский (военный)
союз является чрезвычайно важной основой мира и безопасности не только
для нашей страны, но и всего региона».
Причины
же обострения проблемы обеспечения безопасности в регионе министры
обороны стран-союзников усматривают в «поведении КНР и КНДР». К
удовлетворению японской стороны Меттис подтвердил обязательство США в
соответствии с 5-й статьей японо-американского «договора безопасности»
защищать острова Сэнкаку (китайское название — Дяоюйдао), права владения
на которые оспаривает правительство КНР.
Стороны
пришли к единому мнению по поводу того, что серьезную опасность региону
создает разработка в КНДР ядерного и ракетного оружия. Заметим, что
посетивший перед поездкой в Японию Сеул министр Меттис пригрозил из
южнокорейской столицы, что «любое нападение на Соединенные Штаты или
наших союзников будет отражено, и на любое применение ядерного оружия
последует эффективный и сокрушительный ответ». Видимо, о такой решимости
было сообщено и японцам.
Главной
же темой бесед в Токио была выработка общей линии поведения в военной
области в отношении Китайской Народной Республики, в первую очередь ее
военного строительства в акватории Южно-Китайского моря. И тут новая
американская администрация, похоже, отступать от прежней линии борьбы за
доминирование в АТР отступать не собирается.
Объявленный
американским президентом Дональдом Трампом в инаугурационной речи
фактический отказ США от претензии на роль мирового жандарма вселил
определенный оптимизм. Появилась надежда на то, что, наконец-то,
Вашингтон и Пентагон прекратят грубое вмешательство своими вооруженными
силами во внутренние дела других, расположенных за тысячи миль от
американской метрополии стран и целых регионов.
Однако
окончательно оставлять мир в покое, сосредоточившись на внутренних
проблемах, администрация Трампа не намерена. Да ей это и не позволят
подлинные хозяева страны — открытые и скрытые американские
неоконсерваторы (неоконы) с их неистребимой жаждой мирового господства и
обогащения за счет народов других стран. Еще летом во время
избирательной кампании Трамп фактически предрек обострение отношений США
с Китайской Народной Республикой, предъявив этому государству
разнообразные претензии.
В
Пекине услышали плохо завуалированные угрозы и уступать им не намерены,
считая, что в прилегающем к восточноазиатским границам КНР регионе мир и
безопасность должны обеспечивать не США, а народы его населяющие.
Окрепшие за последние десятилетия как в техническом оснащении, так и в
военной выучке китайские вооруженные силы не собираются пасовать перед
самой сильной в мире американской военной машиной. Об этом заявляет
китайское военное командование, уже сегодня считающее реальной, а, по
мнению некоторых специалистов, даже неизбежной войну с США во время
президентства Дональда Трампа.
Как
сообщает китайская газета South China Morning Post, недавно
Народно-освободительная армия Китая (НОАК) опубликовала на своем сайте
заявление, в котором свой взгляд на ситуацию высказал один из
официальных представителей Центральной военной комиссии КНР. «Война во
время срока нынешнего президента… является практически реальностью», —
цитирует заявление названная газета. При этом отмечается, что ввиду
нынешней ситуации в сфере безопасности представитель военных кругов
рекомендует «отправить китайские войска в Восточно-Китайское и
Южно-Китайское моря», а также советует США «заново обдумать свою
стратегию в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Каким
же может быть для США casus belli — формальный повод для объявления
войны Китаю? В первую очередь обозреватели и аналитики по обе стороны
Тихого океана называют ситуацию в Южно-Китайском море, где, по мнению
Вашингтона, пекинские власти, укрепляя существующие и намывая новые
острова, создают «крепости» на архипелагах Спратли и Парасельском, якобы
предназначенные для блокирования морских торговых путей. Известно, что
особое значение эти пути имеют для поставок в Азиатско-Тихоокеанский
регион ближневосточной нефти — через Южно-Китайское море проходят
коммуникации, обеспечивающие 75 процентов таких поставок. Заметим, что
значительная часть этих поставок предназначена для нужд КНР, которая
озабочена не организацией какой-то гипотетической блокады, а, наоборот,
защитой судоходства, недопущением такой блокады со стороны других стран.
Важность региона для Китая объясняется и тем, что на шельфе побережья и
островов Южно-Китайского моря разведаны богатые запасы углеводородов —
нефти и природного газа.
Ситуация
осложняется тем, что соседние с КНР страны выдвигают претензии на
насчитывающие более сотни небольших островов, скал и рифов архипелаги
Спратли и Парасельский, а также на омывающие их морские экономические
зоны. Вьетнам, Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины считают, что
значительная часть этих территорий занята китайцами незаконно и требуют
признания на них своих прав. Поддерживая эти претензии, американцы под
видом защиты интересов союзников, увеличивают свое военно-морское
присутствие в регионе, требуют от Пекина согласия на «свободу навигации»
в Южно-Китайском море. Ссылки на союзнические отношения призваны
легитимизировать постоянное присутствие американского флота, в том числе
авианосного, у берегов Китая, а в случае обострения ситуации
использование боевых кораблей и самолетов. При этом американское
командование не останавливается перед провокационными разведывательными
полетами над Южно-Китайским морем, что вызывает официальные протесты
КНР.
Активность флота
США в непосредственной близости от китайской территории, периодические
публикации в прессе о способности американцев выполнить задачи по
блокированию сил КНР заставляют Пекин принимать ответные меры, усиливать
свой военно-морской флот. В мае 2015 года была принята новая военная
стратегия, расширяющая операционную зону действий ВМС Китая,
распространение ее не только на прибрежные воды, но и на открытое море и
океан. С этой целью страна намерена к 2020 году иметь в составе ВМС
четыре современных авианосца, которые смогут «наносить по противнику
превентивные локальные удары в случае угрозы обороне или рубежам
страны». В дополнение к существующему авианосцу «Ляонин» уже в 2017 году
планируется завершить основные работы по возведению авианосца
«Шаньдун», ввод которого в боевой состав ВМС НОАК намечен на 2019 год.
Оборонная
активность КНР в Южно-Китайском море внимательно отслеживается и в
Токио. В Японии также проявляют обеспокоенность способностью Китая в
случае обострения обстановки затруднить японское торговое судоходство в
этом районе Восточной Азии. Эта озабоченность до последнего времени
подогревалась американцами, которые в своих планах стратегического
противостояния с Китаем отводят Японии существенную роль. Если раньше
США контролировали военное строительство страны-протектората, не
позволяя переходить определенные Вашингтоном пределы, то сейчас от
Японии требуют отбросить конституционные ограничения и, увеличивая
военный бюджет, обзаводиться современнейшим вооружением, вновь крепить
военную мощь Страны восходящего солнца, приводить ее в соответствие с
экономическим и научно-техническим потенциалом. Нельзя легкомысленно
лишь в качестве предвыборной риторики воспринимать и призывы нового
американского президента к ядерному вооружению Японии, ибо в этой стране
существуют все условия для быстрой реализации «атомного проекта» и уже
давно слышны подобные призывы.
Что
касается участия японских вооруженных сил в совместном с США
противостоянии с Китаем, то сегодня оно стало возможным и юридически. В
2015 году в угоду Пентагону в японском парламенте вопреки «мирным»
положениям действующей конституции страны и воле большинства народа был
протащен закон, позволяющий применять вооруженные силы страны не только в
близких к метрополии районах, но в любых «горячих точках» мира, проводя
там совместные с США военные операции.
Другой
«горячей точкой» американо-китайского противостояния является
Тайваньский пролив, где в прошлом уже возникали весьма опасные, грозящие
прямым военным столкновением инциденты. Иначе как провокационными
нельзя назвать сделанные Трампом допущения отказаться от политики
«одного Китая», то есть признания Тайваня самостоятельным государством.
Причем в американской прессе уже появились статьи о возможности
размещения в «мятежной провинции», как именуют в Пекине Тайвань,
нацеленных на КНР американских военных баз. Попытки реализации подобных
провоцирующих войну планов должны быть вовремя остановлены мировой
общественностью, заблокированы в ООН.
Вопреки
мнению некоторых недальновидных российских комментаторов и аналитиков,
обострение американо-китайского противоборства для нас вовсе не «пожар
на другом берегу реки». Следование призывам «мудрецов» из телевизионных
ток-шоу воспользоваться противоречиями Вашингтона и Пекина и занять
позицию «умной обезьяны на горе, наблюдающей схватку двух глупых тигров в
долине», может нарушить достигнутые умелой дипломатией и политикой
весьма ценные для нашей страны отношения особого стратегического
партнерства с Китаем. Не менее важно понимать, что демонстрируемое в
последнее время Японией и США стремление к улучшению дипломатических и
иных отношений с Россией имеют в своей основе цель — по возможности
разобщить Москву и Пекин, обеспечить выгодный для Токио и Вашингтона
баланс сил в Северо-Восточной и Восточной Азии в целом, проводить
старый, как мир, империалистический принцип «разделяй и властвуй». Едва
ли следует напоминать, что при наличии в истории отношений России и
Китая и печальных страниц, в целом наши страны и народы разделяли общие
принципы равноправия и уважения интересов друг друга, борьбы за мир и
безопасность. Да и мудрость народа подсказывает: «Старый друг лучше
новых двух».
Анатолий Кошкин
Источник: regnum.ru
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|