1 февраля 2017
Говорить РФ и США нужно не о санкциях, а о приоритетах сторон
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:А как же санкции? После телефонного разговора Владимира Путина и
Дональда Трампа в минувшую субботу этот вопрос мне задали не менее
десяти раз практически все, кто обращался за комментарием. На встречный
вопрос, а почему, собственно, их должны были обсуждать, собеседники
реагировали с недоверием: что-то я, видимо, темню...
Удивительно все-таки работает современная коммуникационная среда.
Сначала невесть откуда выныривает информация о том, что президент США
якобы уже подготовил указ (!) о снятии санкций с России и чуть ли не
собирается сразу преподнести подарок российскому визави. Все при этом
оговариваются, что текста никто не видел, но источники уверяют, что он
существует. Начинается интенсивное обсуждение, а самые прозорливые
отмечают, что непосредственно перед Путиным Трамп позвонит Меркель, ну а
с ней-то о чем еще говорить, как не о санкциях против России? Все
сходится, короче. Подозрительные конгрессмены и нервные европейские
лидеры лихорадочно размышляют, что же делать. Короче говоря, придумай
сенсацию, обсуди ее со всех сторон, а потом еще доиграй на тему, почему
выдуманная сенсация не случилась.
Если серьезно, то никакого обсуждения санкций при первом же разговоре
быть просто не могло. Даже если посмотреть на этот вопрос с точки
зрения элементарной политической тактики, для нового президента США
совершенно нерационально с ходу отдавать своему визави один из основных
козырей. Тем более что Трамп настойчиво повторяет, что хочет заключать
сделки, сделка - это обмен возможностями и уступками. Да и российскому
президенту странно первым делом обозначать свою особую
заинтересованность, то есть сразу предвосхищать характер возможного
торга совсем ни к чему.
Но дело не только в этом.
Санкции - это вообще не тема для разговора, поскольку они
являются не причиной, а следствием, продуктом определенного типа
отношений между государствами.
Инструментом проведения той или иной политической линии.
Американские власти, особенно конгресс, много и охотно пользуются этим
инструментом. Найти период, когда против России (в разных ее
инкарнациях от империи до федерации) не действовали бы какие-нибудь
санкции, практически невозможно, мотивы они могли иметь самые разные от
чистого протекционизма до идеологического воздействия.
Дональд Трамп унаследовал крайне неблагоприятную атмосферу
американо-российских отношений. Впрочем, констатируя это, нельзя не
сделать важную оговорку. Примерно такую атмосферу наследовали все его
предшественники после холодной войны, две страны не отклонялись от одной
и той же траектории: подъем в начале каденции и кризис к концу. До
этого цикл был несколько другим, но синусоида сохранялась. Из чего
вытекает вывод о структурных причинах повторяемости.
Тем не менее есть некоторые основания ждать и перемен не
принципиальных, но сущностных. Трамп - симптом (никоим образом не
причина) перемен в мироустройстве, которые в первую очередь затрагивают
место и роль в нем Соединенных Штатов. Поэтому появляется люфт в
позиции Вашингтона, которому предстоит адаптироваться к изменяющимся
обстоятельствам.
Но говорить России и США нужно не о санкциях, а о том, каковы
приоритеты сторон. Никакая сделка невозможна, пока ее потенциальные
участники не определились с тем, что для них "красная линия", что
обсуждаемо, а что является заведомо предметом торга и размена. После
этого начинается процесс сопряжения интересов, заведомо сложный, а в
таком тяжелом случае, как Россия и Америка, и вовсе мучительный. Если
он в итоге увенчается удовлетворительным для всех результатом, тогда
вопрос о санкциях решается сам собой. Или не решается, если результата
нет.
Пока стороны в самом начале этого процесса. Трамп, судя по всему,
имеет некое общее представление об Америке, которую он хочет создать, и о
роли, которую она должна играть в мире. Но совсем общее. И практически
никакого о том, как это сделать.
Новый президент, судя по резкости и торопливости шагов,
стремится сразу продемонстрировать, что готов реализовывать свою
программу, невзирая на реакцию кого бы то ни было. Линия рискованная,
тем более что решимость явно опережает пока продуманность.
К России, судя по количеству "секундантов", которых он пригласил
присутствовать при разговоре с Путиным, Трамп относится очень серьезно.
Но за этим явно не стоит еще ничего конкретного. Обнадеживает, что
налицо желание разобраться с этим вопросом, причем в режиме диалога.
С российской стороны все тоже не предопределено. Замкнутый круг
"загрузок" и "разгрузок", о котором я упоминал выше, неизбежно порождает
ощущение фатализма - что ни делай, колея одна. Однако то, что
очередной виток начинается на фоне очередного глобального
переустройства и скорее оборонительной, чем наступательной позиции США,
позволяет рассчитывать на хотя бы некоторую вариативность.
Определенный этап развития закончился для всех, и для Москвы тоже, так
что линия поведения в отношении "Трамплэнда" должна учитывать множество
новых обстоятельств. Только инерции и точной реакции уже недостаточно.
Российская Газета