25 января 2017
Фёдор Лукьянов - главный редактор
журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002
году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике
России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор
Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического
факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме:В Астане проходят переговоры по политическому урегулированию
сирийского кризиса, которые принципиально отличаются от тех, что имели
место раньше.
Во-первых, за стол удалось собрать представителей большинства
оппозиционных групп, которые обладают реальными военными возможностями
"на земле".
Во-вторых, посредниками и организаторами выступают три страны,
которые оказывают наибольшее влияние на ход событий, - Иран, Турция и
Россия. Такая композиция представлялась практически невозможной еще
полгода назад, однако заметные сдвиги в расстановке сил на сирийском
театре военных и политических действий позволили изменить всю
конфигурацию.
В-третьих, практически никакой роли не играют те, кто был ключевыми
игроками весь предшествующий период, - государства ЕС и особенно
Соединенные Штаты. Впрочем,
роль Европы давно сводилась к риторике и символическим жестам,
тем не менее до осени прошлого года Старый Свет старательно имитировал
участие в процессе принятия решений.
Что же касается США, то тут ситуация весьма нестандартна.
Администрация Барака Обамы прилагала большие усилия, чтобы добиться
прекращения боевых действий и запустить вместе с Россией политическое
урегулирование, однако результат оказался прямо противоположный. Не
вдаваясь в теперь уже не столь принципиальный анализ того, что пошло не
так, можно сказать одно: к какому-то моменту все наблюдатели и
участники процесса перестали четко понимать, какова, собственно, цель
американской политики в регионе. Срыв договоренностей в сентябре чуть
не привел к полному отчуждению России и Соединенных Штатов, двух
военных сверхдержав, которые проводили не связанные друг с другом
операции в зоне конфликта, а отчуждение стало попахивать риском
столкновения. Но как раз тогда Америка с головой ушла в финал
избирательной кампании, а потом - еще глубже в ее удивительный исход.
Трамп и его команда сразу декларировали другой курс по Ближнему
Востоку, так что всерьез работать с уходящей администрацией ни для кого
уже не было смысла. Новая же приходит в настолько штормовой
вашингтонской атмосфере, что ей пока сложно формулировать конкретную
позицию.
В итоге появилась действительно уникальная возможность попытаться
что-то сделать без США. При этом и в Москве, и в Анкаре понимают, что
полное игнорирование Вашингтона невозможно и контрпродуктивно. Кто бы
ни был там у власти, даже Трамп, явно считающий Ближний Восток
бременем, а не активом, никакой американский президент не обрадуется,
если к нему не будет проявлено должного уважения. Ну а инструментов
негативного воздействия на ход событий в регионе у Соединенных Штатов
хватает.
Переговоры в Астане дают шанс на прогресс, но, конечно, никаких
гарантий нет. Пока что с конференции приходят новости о демаршах и
конфликтах, что естественно. В Сирии продолжается кровавая гражданская
война, и хотя расстановка сил изменилась, ни о какой окончательной
победе кого бы то ни было речи нет и не будет. И официальный Дамаск, и
разные группы оппозиции известны неуступчивостью, а уровень взаимной
ненависти по-прежнему зашкаливает. Правда, давление трех организаторов
процесса (Москва, Анкара, Тегеран) имеет воздействие - иначе никакой
встречи просто не было бы.
Астана не может заменить Женеву, хотя там до сих пор ни разу не
удавалось добиться хоть чего-то. Но любая договоренность по Сирии, где
бы и как она ни была достигнута, должна быть освящена авторитетом ООН и
всего международного сообщества. Тем более что следующий и крайне
острый вопрос - кто будет оплачивать восстановление разрушенной Сирии, и
тут без больших международных усилий не обойтись. В частности,
появляется ниша и для отошедшего сейчас в тень Европейского союза -
Европа всегда гордилась своей мягкой силой и опытом постконфликтной
реабилитации. Хотя понятно, что очереди оплачивать плоды человеческого
безумия не выстроится.
Расширение круга необходимо и по другой причине. При всей значимости
России, Турции и Ирана, а также их способности влиять на ход событий
сейчас складывается ситуация, когда три неарабские страны дирижируют
попытками обустроить ключевое государство арабского мира. Для начала
процесса это еще ничего, но в дальнейшем будет вызывать растущее
отторжение в регионе, где традиционно нервно относятся к навязыванию
решений извне. Так что без Саудовской Аравии и других стран залива, а в
идеале Египта и Иордании устойчивого урегулирования все равно не
светит.
Насколько едина тройка посредников - вопрос тоже непраздный.
Турция и Россия, которые еще прошлой весной находились в
состоянии острого конфликта, проявляют чудеса прагматизма и гибкости,
однако иллюзий относительно полного совпадения интересов быть не
должно.
Кризис конца 2015-го - начала 2016 года имел одну положительную
сторону, если вообще можно о таковой говорить, - Москва и Анкара
получили полное представление об уроне, который способны друг другу
нанести, и разумно решили, что лучше от этого воздержаться. Так что
нынешняя конструктивная работа - продукт болезненного опыта. У Ирана
тоже свои интересы и представления о должном и сущем в регионе. Но
пока, к счастью, понимание необходимости достижения мира перевешивает
все остальное. Значит Астанинский процесс имеет шанс.
Российская Газета