Израильский аналитик, бывший руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми был одним из тех, кто заранее предсказывал победу Дональда Трампа на
президентских выборах в США. Тем более интересно его мнение о том, что
ожидает новоизбранного американского президента в обозримом будущем. Об
этом Якова Кедми спросила обозреватель Любовь Степушова.
— Я не занимаюсь прогнозами, я отмечаю тенденции в американском
обществе. Сказать, какие из них победят, невозможно, для этого надо
обладать сверхъестественной интуицией. Но общие тенденции такие:
победные заявления всех почти средств информации, и американской власти,
и штаба демократической партии, оказались не соответствующими реальному
развитию событий. Они не понимали того, что происходит в стране.
Вышло почти по Ленину: страна не захотела жить по-старому, а прежняя
власть оказалась не способной жить по-новому. Если бы не грязные методы Хиллари Клинтон,
то предвыборная борьба шла бы вообще между Сандерсом и Трампом: один —
стопроцентный американец-миллиардер, а другой — старый еврей-социалист, у
которого ничего нет за душой.
Такого в Америке никогда не было. Но сработал бюрократический
аппарат, и на выборы вышел не Сандерс, а Клинтон, поставив тем самым
Трампа в очень выгодную позицию: общее недовольство сыграло против
Клинтон, в которой Обама видел продолжательницу своей политики. А этого американцы,
как выяснилось, не хотят. И они проголосовали за Трампа с его весьма
туманной политической позицией, сказав тем самым, что не желают
продолжения того, что было.
— Чего именно?
— Американское общество вступило в очень серьезный кризис, который,
по большому счету, можно охарактеризовать так: молодое поколение
американцев до 40-45 лет от роду пришло к выводу, что хотя они выросли в
более богатой Америке, чем их родители, и получили лучшее образование,
чем они, им никогда не удастся добиться тех успехов, каких добились их
родители. Эта часть населения проголосовала и против республиканцев, и
против демократов.
Но в итоге к обновлению, как ни странно, пришла не Демократическая, а
Республиканская партия. В ней на первые роли вышел человек, который
сказал: «Я хочу другого». А Демократическая партия поставила на
женщину-ретрограда, которая хотела оставить все, как есть. Но оставлять
«все, как есть», американский народ не пожелал.
Плюс ко всему на это наложились колоссальные неудачи бездарной
политики американских президентов в последние 20 лет. Ошибки совершали
другие люди, но в этом году они ударили по Клинтон.
То есть Соединенные Штаты вошли в противоречие не только со своими
внутренними проблемами, но и внешними: американская политика закончилась
крахом везде — в Европе, на Дальнем Востоке, на Ближнем Востоке, в
Латинской Америке. И хотя американские избиратели не интересуются
внешней политикой, это добавило негатива к общему фону. Американцы
сказали, что они хотят жить в другой Америке.
— Возможна ли она, другая Америка? Трампу предстоит претворять в жизнь то, что наобещал. А наобещал он очень много. И,
с моей точки зрения, самое сложное — это возвращение в Америку рабочих
мест. Что-то ему надо будет делать и с финансовой системой, и с
долларом. Способен ли он на все это?
— Вопрос не в том, сможет ли Трамп что-то сделать, а в том,
возможно ли это в принципе. Он хочет вернуть Америку к состоянию, в
котором она была раньше, когда основные виды производства находились в
Соединенных Штатах и основное накопление капитала происходило там же. А
для этого Америка должна отказаться от роли, которую она сегодня играет в
мире.
Эта страна взяла на себя слишком много. Если взглянуть на огромное
интеллектуальное и материальное богатство, накопленное в Соединенных
Штатах, то станет ясно, что сделано это было за счет двух мировых войн,
которые разрушили весь мир, но обогатили США. Эта страна развивалась в
тепличных условиях, но времена изменились.
Нынешняя американская политическая гегемония служит американской
экономике. Американские компании, в основном трансконтинентальные, —
компании надгосударственные и свои доходы, в основном, получают за
пределами США. Вернуть их на родину — это означает построить другую
экономику. Другими словами, превратить Соединенные Штаты в Японию,
которая живет за счет собственного труда и собственного развития. Но
Япония при этом ограничена своими островами.
План Трампа — в мировом плане вернуть Соединенные Штаты к своим
естественным границам. Это усилит Соединенные Штаты внутренне, но при
этом ограничит власть и доходы крупнейших международных монополий. За
это и развернется основная борьба. Насколько Трамп в ней преуспеет —
увидим. Но процесс, который сейчас начинается, означает возвращение
Соединенных Штатов к своим естественным размерам в мире, потому что в
нем появились и другие силы, которые требуют своего места в мировой
экономике.
— Этот процесс необратимый?
— Необратимый.
— Но Трамп рано или поздно уйдет. Восемь лет — максимум, на
что он может рассчитывать. И на смену ему, вполне возможно, придет
другой, снова с желанием мировой гегемонии?
— Я не люблю пользоваться сравнениями с нацистской Германией, но на
уроках истории надо учиться. Гитлер пришел к власти в 1933 году. И через
шесть лет Германия уже была самой сильной страной в Европе, одной из
сильнейших в мире, с мощной экономикой и сильной армией. Не вдаваясь в
анализ конкретных деталей, из этого можно сделать вывод: за восемь лет
реально добиться очень многого.
Возьмем другую страну — Советский Союз. В 1932 году в СССР еще не
было ни современной армии, ни промышленной инфраструктуры, с трудом
восстановили то, что было до революции, до Первой мировой войны. Но в
период начиная с 1932-го по 1941 год, за девять лет, страна сделала
скачок, который помог ей выстоять в тяжелейшей войне. В общем, за пять,
семь, восемь лет можно сделать очень многое, но и потерять тоже.
— Какой позиции Трамп будет придерживаться в
международных делах? Он не раз говорил о том, что стремится наладить
отношения с Россией…
— Американцы ни на кого не смотрят, как на равных, они, в том числе и
Трамп, считают себя «первее всех первых». До сих пор, когда заключались
все договоры между Россией и Соединенными Штатами, американцы заключали
их так же, как они заключали их с индейцами, и смотрели на вас, как на
краснокожих, не равных себе.
Такое отношение ко всему миру глубоко укоренилось в американских
элитах — экономических, государственных, политических, интеллектуальных.
Это разновидность расизма: я принадлежу к общности, которая лучше
других, поэтому мне полагается больше прав, и я должен предписывать вам,
более примитивным, как вам жить. Это высказал Обама, когда заявил: мы
определяем правила, которым должен подчиняться весь мир.
Позиция Трампа не будет такой резкой и агрессивной, но за одно
поколение это не уходит. Понятие «равенство» противоречит американской
системе, американскому образу жизни, американскому пониманию, потому что
там в основе всего лежит принцип: «Докажи, что ты лучше». Но «лучше» и
«успешнее» еще не дают тебе права определять, как жить другим людям.
Человек может быть успешнее в науке, искусстве, неважно в чем, это не
дает ему никаких дополнительных прав. А в Америке — фактически да.
— Жизнь заставит взглянуть на вещи по-другому. У Китая не
менее сильная идеология, у России тоже. Китай не будет воевать, он будет
внедряться в мир через экономику, не ассимилируясь с теми народами,
куда он приходит. В России православная идеология. Я сейчас думаю, что вот это христианство, «панславянство», возвращается в
Россию как государственная идеология. Это тоже очень сильная идеология,
с отстаиванием каких-то своих ощущений — о том, что душа первична, что если заботиться о душе, мы получим и материальные блага.
— Китай — это цивилизация. И китайская цивилизация, в отличие от
западноевропейской, не экспансивная. Китайцы всегда говорили: «Мы не
хотим, чтобы эти варвары влияли на то, что у нас происходит. Мы,
китайцы, сами определяем, как нам жить». Китай никогда не хотел
завоевывать другие страны.
Они говорят: «То, что нам надо от них получить, мы получим мирным
путем, но мы не хотим их пускать к себе». В этом отличие китайцев от
американцев. Американцы говорят: «Мы хотим, чтобы все думали, как у нас,
потому что мы самые правильные». У китайцев другой подход. Они говорят:
«Как вы живете -не наше дело. Главное — чтобы ваши интересы не мешали
нашим и чтобы мы могли получать пользу от вас».
У России ситуация другая. После всех катастроф, которые она пережила
начиная с времен Петра Первого, она усиленно ищет ответ на вопрос,
что же это такое, русская цивилизация, что такое российский народ. То
есть не что значит быть гражданином России, а что значит быть частью
русской цивилизации. Сам факт, что об этом задумываются, пытаются
искать, вкладывают в это лучшие интеллектуальные силы, говорит о том,
что в обществе есть здоровые силы.
Как это определится — это развитие, диалектика. Но факт: когда
перестают задумываться и когда говорят, что «нам все ясно, у нас все
хорошо», кончается развитие — и это уже очень опасно. Пока это бурлит,
пока людям важно понять, кто они, а не что они едят, понять, какие у них
ценности, на какой нравственной базе они стоят, как относятся друг к
другу, в обществе будут здоровые силы.
— И какая самая главная, на ваш взгляд, сегодня проблема России?
— Если говорить в нравственном отношении, это определение того, какие
у России государственные интересы, какие у народов России и у народа
России в целом национальные интересы. Ответов на эти вопросы еще не
нашли, и в этом основная проблема. Все остальное — второстепенные
проблемы. Экономические, политические, традиционные проблемы — все это
или болезни роста, или пережитки прошлого, они есть всегда и у всех.
Основная проблема — это определить национальные и государственные
интересы.
Вторая проблема — коррупция. Тут я могу сказать, что есть еще два
народа, для которых коррупция, пусть меня не обвиняют в расизме, —
национальная черта. Это Китай и Индия. Но при этом есть страна, в
которой основное население -китайцы и индусы. Это Сингапур. И коррупция
там нулевая! То есть можно преодолеть проблемы, которые были наложены
прошлым развитием.
Наконец, третья проблема России — бесхозяйственность.
Бесхозяйственность — это результат крепостного права. Когда ему на смену
пришла государственная власть, она не смогла побороть ощущения «это не
мое». И с этой проблемой российскому обществу еще предстоит справиться. Автор: Любовь Степушова Источник: stockinfocus.ru.
Рейтинг публикации:
|