Участвуя
в военных операциях в Йемене, королевство Саудовская Аравия проявляет
активность в более широком конфликте между суннитскими и шиитскими
режимами, которые воюют за свое влияние в регионе. Так как борьба
становится все более ожесточенной и жестокой, и в ходе нее страдают
мирные жители, возникают вопросы о роли Запада в этих условиях.
Хотя
Запад является всего лишь эпизодическим игроком со своим ограниченным
вмешательством, он до сих пор играет важную роль в поддержании военного
потенциала режимов Ближнего Востока и, в частности, Саудовской Аравии.
Старший научный сотрудник вашингтонского Брукингского
института Брюс Ридель сказал, что президент Обама «является самым
восторженным продавцом вооружений в Саудовскую Аравию за всю
американскую историю», выручив от их продажи в общей сложности 110
миллиардов долларов с того момента, когда началось его президентство.
Но
это не только Соединенные Штаты. Суммы, которые Эр-Рияд тратит на
западную военную технику, являются свидетельством того, что он является
очень ценным клиентом, ради благосклонности которого из кожи вон лезут
правительства западных стран.
По иронии судьбы ваххабитская форма
Ислама, которую Саудовская Аравия экспортирует по всему миру и
финансируемая ее нефтяными магнатами, является источником большей части
экстремизма, беспрепятственно завоевывающего сегодня умы и души
миллионов людей. Страна также является одним из самых репрессивных
режимов и противостоит большей части демократических ценностей,
продвигаемых Западом.
Но, если вы хотите получить более подробную
информацию о том, почему саудовский режим является таким ценным
клиентом и насколько глубоко Запад и промышленность вовлечены,
представим здесь некоторые факты и цифры о недавних закупках в сфере
наземных вооружений:
Саудовская армия страстно желает расширить
свой парк основных боевых танков до 700 машин. О последней сделке с
Соединенными Штатами по закупке танков M1A1/A2 по программе продаж
венной техники за рубеж (FMS) было объявлено в августе. Саудиты покупают
153 танка общей стоимостью 1,15 миллиарда долларов. Интересно, что 20
из них должны заменить танки потерянные или поврежденные во время
конфликта в Йемене, где саудовские войска сражаются с хуситскими
повстанцами. Несколько старых танков M60 Patton было потеряны, и как
утверждают некоторые источники, от иранских противотанковых ракет.
Эти
дополнительные машины добавятся к парку саудовской армии, состоящему из
373 танков M1 Abrams. Модернизация более старых платформ оказалась за
последние десятилетия оказалась более прибыльным бизнесом, чем обычная
продажа нового вооружения.
Подрядчик, американская General
Dynamics Land Systems, модернизирует эти танки до более современного
стандарта M1A2S. Эти 373 машины общей стоимостью 2,9 миллиарда долларов
были куплены в рамках программы FMS, сделка предусматривает покупку 58
танков M1A2S и модернизацию еще 315 штук.
Заказы танков как
никогда на руку компании GD, которая имеет производственные мощности в
Лиме, штат Огайо, которые необходимо и должны загружаться, поскольку
кампании в Ираке и Афганистане подошли к концу. Модернизация включает
навигационные системы компании Smith Industries, прицелы и системы
управления огнем от Raytheon и электрические системы от Chrysler.
Кроме того, компания, как ожидается, поставит машины LAV III 8x8 саудовской армии на общую сумму 10-13 миллиардов долларов.
За
прошедшие 15 лет компания уж поставила саудовской национальной гвардии
свыше 1000 подобных машин. Стоить отметить две самые последние сделки: в
2007 году 124 машины на 631 миллион долларов и вторая в 2011 году на 73
машины на 263 миллиона долларов.
Впрочем, контракт с армией, как
ожидается, включает существенно больше машин. Для некоторых машин
бельгийская компания Cockerill поставит свои башни CT-CV 105HP и CMCT.
Французская
компания Nexter поставляет 73 патрульных бронемашины Aravis 4x4 в
Саудовскую Аравию на неназванную сумму, при этом планируется в рамках
последующих контрактов увеличить это количество до 200. Компания также
поставила 32 155-мм самоходных артиллерийских установки Caesar на шасси
грузового автомобиля Mercedes 6x6 в соответствии с контрактом стоимостью
210 миллионов долларов, выданным в 2011 году. Ранее французы уже
поставили двумя партиями 80 и 20 установок Caesar.
Еще одна
французская компания Renault продала 100 бронеавтомобилей VAB 4x4 в
Саудовскую Аравию на сумму примерно 40-50 миллионов в рамках
трехмиллиардного контракта с Парижем. Первоначально машины
предназначались Ливану, но сделка не прошла и поэтому Саудовская Аравия
взяла эти бронеавтомобили себе.
Саудовская Аравия также
модернизирует свои устаревшие бронетранспортеры M113. Она занимается
этим с 2004 года и уже обновила половину из тех 2000 машин, которые
планирует обновить.
Турецкий производитель FNSS (частично ею
владеет британская BAE Systems) выполняет эту работу, поставляя
комплекты для установки на машины в Саудовской Аравии. Последняя партия
из 500 машин стоила арабам 360 миллионов долларов. MTU поставила
некоторое количество двигателей, а Allison соответственно свои
трансмиссии.
Испанская компания URO поставила 30 машин Vamtac, и
хотя Эр-Рияд также заказал 950 бронемашин БМП-3 у России, но
маловероятно, что сделка получит дальнейшее развитие, так как
взаимоотношения этих стран довольно сложные.
И это только
небольшая часть деятельности саудитов по перевооружению своих сухопутных
сил. Сотрудничество в военной сфере с западными правительствами и
оборонными ведомствами продолжается уже несколько десятилетий. В
наземной сфере сотрудничество интересно тем, что вооружение покупается
для двух отдельных армий, саудовской армии, также известной как
королевские саудовские сухопутные войска и национальной гвардии
Саудовской Аравии (SANG).
Гвардия – это вооруженная сила,
напрямую подчиняющаяся королевской семье и призванная сохранять ее у
власти в случае, если лояльность армии подвергнется сомнению в случае
каких-либо внутренних трудностей.
Скорость, с которой развивается
SANG и те средства, которые в нее вкладываются, говорят о том, что
режим озабочен недавними падениями диктаторов в других странах и хочет
обеспечить свое собственное выживание. И это только сфера наземных
вооружений. Тесные связи в области обороны между правящим домом Саудов и
западными правительствами основаны на ряде огромных контрактов по новым
и модернизированным танкам и бронированным машинам, которые делают
саудовские сухопутные войска самыми современными в регионе. Но, можно с
уверенностью сказать, что большая часть инвестиций и более тесные
взаимоотношения между Домом Саудов и Западом основываются на закупке
боевой авиации.
Средства,
потраченные на сухопутное вооружение, это копейки по сравнению с
тратами на военно-воздушные силы. Вертолеты, истребители,
бомбардировщики и транспортные самолеты, купленные у США и Европы,
значительно превышают по стоимости средства, затраченные на наземные
машины и боевые корабли; в военно-воздушной сфере контакты самые что ни
на есть тесные.
Как иллюстрация этого, 13 декабря Саудовская
Аравия получила свои первые четыре из 152 модернизированных истребителей
Boeing F-15SA (саудовский, продвинутый).
Но, самым знаковым
событием в этой сфере в последние годы стала закупка истребителей, когда
ВВС саудовской армии выбрали многоцелевой истребитель Eurofighter
Typhoon на замену Tornado и в дополнение к существующему флоту
истребителей F-15C/D. американского производства
Эти истребители
Typhoon были взяты из партии, которую компания BAE Systems предназначала
британским ВВС, то есть прекрасно виден приоритет, который имеют здесь
саудиты. Первоначально в 2007 году была оформлена сделка стоимостью 8,86
миллиарда долларов на 72 самолета, поставленных тремя партиями (три
партии по 24). В этом году была поставлена вторая партия, а третья
партия находится в процессе реализации. BAE ведет переговоры по продаже
еще 48 самолетов, но вдруг задумалась о правах человека, осложняющих
взаимоотношения, и, в связи с этим, шансы на заключение контракта не
очень велики.
Впрочем, в 2012 году компания BAE Systems заключила
контракт стоимостью 2,5 миллиарда долларов на учебные самолеты, включая
22 Hawk, 55 Pilatus PC-21, тренажеры и техническую поддержку. Поставка
самолетов Hawk должна была начаться в конце прошлого года после
завершения поставки самолетов PC-21. Также в рамках сделки компания
поставляет самолет Cirrus SR22.
Модернизация существующих
истребителей остается самым прибыльным бизнесом для западной
промышленности. ВВС Саудовской Аравии хотят сохранить в своем составе до
2025 года около 84 истребителей Tornado, сюда входят сами самолеты,
сопутствующее вооружение и электронные системы. Третий этап модернизации
на сумму 2,5 миллиарда долларов был подписан с компанией BAE Systems в
2014 году. Raytheon поставляет бомбы Paveway IV, MBDA свои боеприпасы
Storm Shadow, а компания Thales подвесные контейнеры Damocles.
Впрочем,
о самой крупной сделке долларов между Соединенными Штатами и Саудовской
Аравией на 60 миллиардов было объявлено в 2010 году. Самый большой
раздел контракта стоимостью 29,4 миллиарда долларов был подписан в 2011
году на 84 новых самолета Boeing F-15SA Strike Eagle, который также
включал модернизацию существующего парка. Первые четыре самолета,
включая два новых F015SA и два модернизированных F-15S, прибыли на
авиабазу в Саудовской Аравии 13 декабря. Саудовские ВВС уже имеют на
вооружении 59 истребителей F-15C, 21 самолет F-15D и 68 F-15S.
Устаревшие
самолеты F-15 в свое время уже получили новые каналы связи по
предыдущему контракту на 34,8 миллиона с Data Link Solutions (совместное
предприятие между BAE Systems и Rockwell Collins) в 2007 году и
двигатели (контракты 2007-2008 годов с GE Aviation общей стоимостью 750
миллионов долларов), но последняя сделка привела к потоку новых
контрактов.
В 2012 году компания Goodrich (в настоящее время UTC
Aerospace) получила 183 миллиона долларов на подвесные контейнеры и
логистическую поддержку, BAE Systems 367 миллионов на системы
радиоэлектронной борьбы, Boeing 18,4 миллиона на установку восьми
контейнеров. В 2013 году компания Lockheed Martin получила контракт
стоимостью 253,4 миллиона по неназванной теме, и второй контракт
стоимостью 21,4 миллиона на контейнеры с аппаратурой разведки целей и
целеуказания как часть долгосрочного контракта на эти контейнеры
стоимостью примерно 220 миллионов долларов. Raytheon получила три
контракта общей стоимостью 33,4 миллиона на электронное и программное
обеспечение. Но впереди планеты всей здесь компания Boeing, обеспечившая
себе 3,5 миллиарда долларов в виде поставки комплектов на модернизацию
68 самолетов F-15S до стандарта SA.
Саудовская Аравия также
находится в процессе модернизации своего вертолетного парка, который
состоит из ударных, многоцелевых, универсальных и легких вертолетов
производства известных западных фирм.
Согласно контракту 2010
года Саудовская Аравия приобрела 60 вертолетов Apache AH-64 Block III и
соответствующее вооружение стоимостью 9,7 миллиарда. 10 вертолетов
предназначено для саудовской гвардии, 24 для сухопутных сил и 36 для
саудовской национальной гвардии – второй армии, обеспечивающей
безопасность королевской семьи.
Министерством обороны США в 2013
году было объявлено о том, что одни законтрактованный вертолет Apache
оценивается в 333 миллиона долларов, а модернизация имеющихся в десятки
миллионов.
Компания Boeing модернизировала 12 ударных вертолетов
Apache AH-64A (скорее всего, это вертолеты национальной гвардии) до
стандарта «D» примерно за 400 миллиона долларов. Этот контракт с
Lockheed Martin, выданный в 2012 году, включает установку прицелов
стоимостью 66,6 миллиона долларов. Он последовал за контрактом
предыдущего года стоимостью 15,3 миллиона. Саудовские сухопутные войска
приняли поставки AH-64E в варианте «Guardian» от Boeing, а Lockheed
Martin «подсуетилась» и поставила в 2015 году прицельные системы для
этого варианта на 10 миллионов долларов.
Между тем, компания
Boeing поставит национальной гвардии 24 легких разведывательно-ударных
вертолетов AH-6i Little Bird по контракту стоимостью 234,7 миллиона, о
котором было объявлено в 2014 году, хотя здесь произошла некоторая
задержка и поставка вертолетов еще только намечается.
В 2008 году
22 вертолета UH-60L Blackhawk были законтрактованы на сумму 286
миллионов, но на данный момент куплено 24 машины. В 2010 году, как часть
сделки по покупке авиационной техники на сумму 60 миллиардов долларов,
также была включена покупка 72 транспортных вертолетов UH-60M, 24 из
которых пойдут в национальную гвардию. Последний контракт, объявленный
30 сентября 2016 года, включает поставку компанией Sikorsky 8 вертолетов
на сумму 91,8 миллион долларов.
Sikorsky имеет бизнес во многих
странах и модернизирует 12 многоцелевых вертолетов S-70A Blackhawk до
стандарта «L» общей стоимостью 60-80 миллионов, а также поставляет 10
вертолетов ВМС MH-60R для саудовского флота по цене 145 миллионов
долларов. Эта часть сделки общей стоимостью 1,9 миллиарда, о которой
было объявлено в 2015 году, также включает поставку множества
электронных, сенсорных систем и систем вооружения на 11,8 миллионов от
компании SAIC, 66 миллионов от Raytheon и 117 миллионов от Lockheed
Martin.
MD Helicopters поставила 12 учебных самолетов MD 530F
национальной гвардии на сумму 40,7 миллиона; поставки завершились в 2013
году.
Что касается транспортной авиации, то саудовские ВВС хотят
заменить устаревшие военно-транспортные самолеты C-130E. Запрос по
программе продажи вооружений иностранным государствам по новым и
модернизированным C-130 стоимостью 6,7 миллиарда был опубликован в 2012
году. Контракты будут выдаваться поэтапно и компания Lockheed Martin в
2013 и 2015 годы уже получила 181 миллион и 662 миллиона соответственно
на работы по самолету C-130. Первые два транспортника KC-130 были
поставлены в начале прошлого года.
Саудовская Аравия также
покупает восемь военно-транспортных самолетов Ан-132 и 30 многоцелевых
транспортных самолетов Ан-178 у Украины. Часть из них будет построено в
стране по соглашению с саудовской государственной компанией Taqina
Aeronautics. Субподряды были подписаны в прошлом году с компанией Pratt
& Whitney по двигателям и Liebherr Aerospace по системам воздушного
управления, а также с фирмами Esterline CMC, Hamilton Sundstrand,
Honeywell и Broetje-Automation. Стоимость обоих солашений может
достигнуть 90 миллионов долларов.
Военно-воздушные силы
модернизируют свои пять самолетов дальнего радиолокационного обнаружения
и управления E-3A в соответствии с тремя основными контрактами. О самой
крупной новейшей программе модернизации авионики Block 40/45 стоимостью
до 2 миллиардов было объявлено в 2014 году. Ранее компанией Boeing была
проведена модернизация радиолокационных и командно-управляющих систем
стоимостью до 400 миллионов, о которой впервые было объявлено в 2007
году и которая завершилась в этом году. В качестве основного
субподрядчика здесь выступила Northrop Grumman, отхватившая кусок общей
стоимостью не менее 260 миллионов. Коммуникационные терминалы на 49,2
миллиона долларов были добавлены в 2007-2009 годы компаниями Boeing и
Data Link Solutions.
ВВС Саудовской Аравии также купили самолет
ДРЛО Saab 2000 Erieye у компании Saab в 2010 году за 667 миллионов,
который был поставлен в 2014 году.
Другие приобретения в сфере
авиации включают несколько легких транспортных самолетов Beechcraft King
Air 350i, доработанные компанией Raytheon для проведения разведки,
наблюдения и сбора информации. Они оборудуются разведывательным
оборудованием стоимостью 257 миллионов долларов. ВВС также купили три
самолета-заправщика MultiRole Tanker Transport у компании Airbus на
общую сумму 500 миллионов.
Современные, отлично оснащенные и
хорошо финансируемые ВВС делают Саудовскую Аравию основным региональным
игроком. Покупая у западных поставщиков новейшие самолеты, вооружение,
сенсоры и компьютерные системы, саудовский режим поддерживает дружбу с
несколькими могущественными друзьями и является бесценным клиентом.
До
недавних пор Саудовская Аравия избегала военных операций, а теперь
стремится выйти на авансцену, а не скромно оставаться в роли статиста.
Но, играя своими мускулами в Йемене, и одновременно поддерживая
некоторых группировки в Сирии, эта страна становится для западных
правительств и промышленности все более некомфортным партнером.
Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.gdls.com
www.baesystems.com
www.lockheedmartin.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org