Тут следует сделать отступление чуть в сторону что бы пояснить, что на Западе насчитывают два поколения танков, а у нас в России/СССР таковых насчитывалось до недавнего времени три. Так, первое поколение является прямым наследником и продолжателем всего того что было создано в годы Второй мировой войны. Второе поколение характеризуется переходом к конструкциям с комбинированной защитой, вооружению в виде гладкоствольных пушек высокой баллистики с оперенными подкалиберными бронебойными снарядами, применением дальномеров (сначала оптических, затем квантовых/лазерных). Третье поколение обзавелось автоматизированными системами управления огнем и более продвинутыми ночными прицелами.
Так вот с конца 60-х и до середины 80-х, благодаря танкам Т-64, Т-72 и Т-80, мы серьезно опережали Запад в области бронетанковых вооружений, что для НАТО было весьма критично, ибо подразумевалась неизбежность прямого межблокового военного конфликта, где полем боя была бы Европа. Однако, это опережение не было технологическим. В то время, как в СССР разрабатывались выше указанные боевые машины, США, Германия и Франция совместно работали над достаточно прорывным проектом, известным как танк MBT-70. Однако, капиталисты небыли бы капиталистами, если б в итоге не перегрызлись как пауки в банке ради личных интересов. Корпоративные интересы серьезно задержали реализацию данного проекта, привели к тому, что он затянулся, а в последствии и вовсе развалился на отдельные национальные. В середине 80-х они вылились в принятие на вооружение двух танков: М1 «Абрамс» (США) и «Леопард-2» (Германия). Обе эти машины, по советским меркам перепрыгнули через поколение и теперь уже мы, Советский Союз, оказался в догоняющих. Хоть как-то сравняться с Западом нам удалось только к концу 80-х - началу 90-х годов. В это время у нас появились танки Т-80У и Т-90. Параллельно в СССР велись работы и над более прорывными проектами. Так, харьковские танкостроители обещали очередную «революцию» – танк, известный под обозначением «Объект 477» и шифром «Боксер». Из-за ошибок по части идеологии проекта, работа над ним шла тяжело и трудно. Позднеперестроечное время добавило свои коррективы – один из московских высокопоставленных чиновников, знакомый с данной темой, подвизался на ниве шпионажа и сдал «Боксер» британской разведке. В техзадание пришлось срочно вносить коррективы, работа поменяла шифр на «Молот» - ну типа чтоб никто не догадался. Ну а далее, благодаря еще более «крутым» агентам влияния, не стало и Советского Союза. Политический и экономический кризис, вызванный сменой фармации, снова ударил по танкам. Машин третьего поколения, сопоставимых по своим техническим параметрам, с «абрамсами» и «леопардами» мы просто не успели построить в необходимых для армии количествах.
В те годы, всем казалось, что Российское государство, возникшее на развалинах СССР, не представляет в военном плане сколько-нибудь серьезной силы. Во всяком случае, Запад сделал все чтоб так оно и было на самом деле. Наши самые массовые танки продолжали и до сих пор продолжают уступать танкам потенциального врага, опережающего нас на поколение. Однако, честные люди в Минобороны, в КБ и на заводах, не смотря на отсутствие средств, продолжали трудиться. До западных спецслужб дошла информация о новых российских разработках. Эта информация заставила Запад изрядно понервничать. Во-первых, там убедились, что планировавшегося уничтожения отрасли не произошло. Во-вторых, упертые русские конструкторы выдают на-гора все новые и новые вещи. Например, динамическую защиту «Кактус», гарантирующую защиту от воздействия почти всех боеприпасов, активную защиту «Арена» и «Дрозд-2», на танки серийно устанавливается оптико-электронная система подавления «Штора». Идет информация о разработках новых пушек и боеприпасов.
Вскоре эта информация была проиллюстрирована показами реальных машин на набирающих популярность оружейных салонах. Танки Т-80УМ-1 «Барс» и Т-80УМ-2 имели в составе модернизированных СУО тепловизоры, мощность газотурбинных силовых установок в форсированных режимах была доведена до 1400 лошадиных сил, что при массе всего в 46 с половиной тонн, превращало танк в гоночный болид. На них были установлены продвинутые системы управления движением и новомодные гидромеханические трансмиссии. Главное, оба этих образца оснащались КАЗ – комплексами активной защиты. Таковых на Западе еще не имелось. И Запад вздрогнул. Затем был показан еще один танк.
Его демонстрация была обставлена так, что до сих пор существуют всего лишь несколько маловразумительных фотографий – вокруг танка нагнали атмосферу таинственности и секретности. Эта машина получила название «Черный орел» и имела внутренний заводской индекс «Объект 640». Предполагалось, что этот «орел» будет оснащен всем комплексом новейших разработок, включая мощнейшую 135-мм пушку. Вот этого, буржуи уже никак стерпеть не могли! В срочном порядке они стали заниматься собственным вариантом сверхмощного орудия калибра в 140 мм. Параллельно были проплачены усилия «пятой колонны» по уничтожению омского танкового завода, на котором предполагалось выпускать все эти машины. И таки да, завод был уничтожен! При этом, каким-то чудным образом, масса документации вместе со всем корпусным производством «вдруг» оказались в… Китае! Благодаря чему, собственно, и начался новый этап развития уже китайского танкпрома.
В 2000–ом году выяснилось, что «Акелла промахнулся»! В смысле, Запад ошибся в направлении своего разрушительного удара. Так в ходе визита министра обороны Игоря Сергеева в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», в СМИ утекла информация о том, что там, на Урале, полным ходом идут работы по перспективному танку Т-95. Как в последствии вспоминал бывший в ту пору начальником ГАБТУ генерал Сергей Маев: «Мы показали публике новые танки «Черный орел» и «Беркут» на Омском заводе. Это были опытные машины, которые я запускал, что бы создать дух состязательности, с одной стороны, а с другой, отвлечь внимание от главной работы «Совершенствование -88», которая велась на «Уралвагонзаводе». Отвлечь внимание удалось, да еще как! До последнего, лучшие аналитики Запада считали, что ничего совершеннее Т-90 в Тагиле не создано и создано быть не может! А Т-90 (обр.1992 года – прим. ред.) для них проблемой не являлся…
«Совершенствование -88», «Т-95», «Объект 195», «Железный капут»… -это все об одной и той же машине. Имея массу почти в 60 тонн, она была оснащена мощным дизелем в 1500 л.с. Весь экипаж размещался в корпусе в изолированном от топлива и боеприпасов отсеке, своеобразной капсуле. Башня была необитаема. В ней располагались только вооружение и приборы СУО. Системе управления огнем было невозможно поставить помехи, ибо изображение, по которому производилось наведение и прицеливание формировалось путем комплексирования телевизионного, тепловизионного и радиолокационного сигналов. Точность же была такова, что обеспечивала попадание с первого выстрела на дистанции в 5 километров. Не управляемой ракетой… -снарядом! Вооружение стоит отдельной песни.
Основное оружие Т-95 – 152 мм пушка- пусковая установка. Лупи хоть снарядом, хоть ракетой. Причем можно применять снаряд, в котором вместо обычной взрывчатки использовалась и ядерная начинка. Стоит ли говорить, что для такой пушки не было непоражаемых целей?! Но и это еще не все… Кроме вспомогательных, привычных для танка пулеметов, было еще и дополнительное оружие – 30мм автоматическая пушка. Она предназначалась для уничтожения танкоопасной живой силы и прочих целей, для коих 6-и дюймовый снаряд был тупо избыточен. Система защиты помимо модульной ДЗ, систем электромагнитной защиты и оптико-электронного подавления оснащалась КАЗ «Штандарт» - еще более совершенной чем «Арена» и «Дрозд-2». Ничего подобного на Западе не было даже в фантазиях! Одно, но… Начатая в 1993 году разработка «Объекта 195» велась очень низкими темпами.
Катастрофически нахватало денег. Государственное финансирование быстро скатилось до нуля. Фактически, «Уралвагонзавод» вел работы исключительно за свой счет, за счет накопленной на счетах валюты от еще советских экспортных контрактов по танкам Т-72. И если бы все только от УВЗ зависело… Для этой машины пришлось разрабатывать и производить с нуля массу различного оборудования и комплектующих. А танковая кооперация, танковая отрасль была тогда в руинах. Спасти производство позволили экспортные контракты на Т-90С. А вот Т-95, спасти не удалось даже за счет этого. Его разработка длилась слишком долго! За это время он устарел, не успев выйти из стадии испытания опытных образцов. Производство по планам должно было начаться еще в 2005-06 году, потом дату отодвинули до 2010 года. Однако, в конце 2009-го уже было всем ясно что, не смотря на свою мощь и отсутствие даже приблизительных аналогов у врага, элементная база танка Т-95 безнадежно отстала и уже не соответствует современным реалиям. Вместо развертывания серии, тему «Совершенствование-88» закрыли.
Как говорится, «король умер! Да здравствует король!», точнее «королева», ибо в русском языке новое «шифрованное» слово – «Армата» - женского рода. Сдохните империалисты!