Россия не может позволить Туркмении оставаться «слабым звеном»
Ирина Алкснис .
Написала про то, как "тюрьма народов" гнобит
свободолюбивый Туркменистан, который и хочет всего-то навсего, чтобы
бывшая метрополия от него отвязалась.
Но этого не будет.
Потому
что в нынешние времена нейтралитет - непозволительная роскошь для
страны, которая является "ключом" сразу к двум важнейшим регионам.
Кстати, это не я сама такая умная. Профессор Евстафьев все прекрасно разжевал в своей недавней статье.
Так что Кремль будет давить Туркмению, пока не добьется своего.
*******************
Президенты
России и Туркмении пытаются решить комплекс накопившихся проблем, при
этом газовый конфликт является всего лишь производным от базового
противоречия. Ашхабад является «слабым звеном» в системе безопасности в
Прикаспийско-Среднеазиатском регионе. И события развиваются таким
образом, что подобное положение вещей становится недопустимым.
Во
вторник по приглашению президента России состоялся рабочий визит в
Москву президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. Президенты
общались «с глазу на глаз», что отражает текущую не самую простую
ситуацию в отношениях между странами и множество накопившихся вопросов,
для решения которых требуется политическая воля и серьезные усилия с
обеих сторон.
«Практика показала, что Россия договаривается с теми, кто идет ей навстречу, и ищет способы принуждения тех, кто сопротивляется»
Туркменистан
– одна из самых закрытых и самоизолировавшихся постсоветских стран. Он
не входит ни в какие постсоветские союзы (устав СНГ Туркмения наряду с
Украиной так и не ратифицировала) – ни экономические, ни политические,
ни военные – и тщательно блюдет свой нейтралитет.
Последовательная
деятельность Кремля по созданию общего экономического пространства и
единой системы региональной безопасности усиливает дистанцированность
туркменского руководства во взаимоотношениях с Россией.
Следует признать, что настороженность туркменского руководства выглядит небезосновательной.
В
действиях Кремля прослеживается следование стратегической повестке,
актуальной в отношении всех южных соседей страны. При этом практика
показала, что Россия договаривается с теми, кто идет ей навстречу, и
ищет способы принуждения тех, кто сопротивляется. В данном случае
основным инструментом принуждения стал главный экспортный товар
Туркмении – газ.
В последние годы между Россией и Туркменией
развивается газовый конфликт. У этого конфликта, безусловно, есть
экономическая подоплека. Однако объемы туркменского газа для Газпрома
столь незначительны в общем обороте бизнеса российского газового
гиганта, что уровень вовлеченности госкорпорации в данную тему явно
выходит за рамки просто коммерческих интересов.
Нет сомнения, что
в своем взаимодействии с Туркменистаном Газпром руководствуется в
первую очередь интересами и планами российского государства, а затем уже
собственной выгодой.
С января 2016 года, после нескольких лет
постепенного, но неуклонного урезания объемов, Газпром полностью
прекратил закупки туркменского газа.
Это поставило Туркменистан в
весьма сложное положение. Обладая огромными газовыми запасами, страна
имеет серьезные проблемы со сбытом. Именно поэтому Туркменистан так
истово уже много лет стремится к строительству новых газопроводов,
которые бы вывели его напрямую на новые рынки – в обход России. В
августе президент Бердымухамедов предпринял очередную попытку. Однако
пока все планы остаются на бумаге.
Причина в том, что самое
актуальное для Туркменистана направление – западное – по сути,
заблокировано из-за географического положения страны. Россия и Иран
возражают против строительства газопровода по дну Каспийского моря.
Формально – апеллируя к экологической безопасности, однако нет сомнений,
что главными тут являются политические и экономические мотивы.
Главным
покупателем у Ашхабада является Китай. В 2015 году совокупный экспорт
газа из Туркменистана составил 48 млрд кубометров, из которых Китай
заполучил около 30–35 млрд кубометров. Китайцы традиционно являются
крайне жесткими бизнес-партнерами, и положение Пекина как почти
монопольного покупателя усугубило и без того тяжелую ситуацию для
Туркмении. А если добавить сюда падение мировых цен на нефть и, как
следствие, на газ, то картинка становится совсем мрачной.
Данное
давление России – а это, разумеется, давление – весьма чувствительно для
туркменского руководства. Это выплеснулось в анекдотичный и даже
несколько истерический шаг, когда летом 2015 года министерство
нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении заявило о
неплатежеспособности, то бишь банкротстве Газпрома.
Однако к
ноябрю 2016 года руководство Туркмении созрело для общения с Кремлем,
результатом чего и стал рабочий визит Бердымухамедова в Москву.
Столь
последовательно жесткая политика Кремля в отношении «упрямого партнера»
связана с двумя важнейшими не только для России, но и для всех соседей
направлениями – безопасностью, то есть совместным противостоянием
исламистской и террористической угрозам, и экономикой, в первую очередь
развитием транспортно-логистической оси север-юг.
Оберегающий
свою изоляцию Туркменистан в нынешних условиях расшатывающегося и
переформатирующегося мира становится слабым звеном в единой системе
безопасности и «ключом», который может быть использован сразу против
двух важнейших регионов – Среднеазиатского и Прикаспийского. Причем оба
региона находятся под серьезной угрозой удара исламистов.
Подобная
ситуация недопустима, и можно предположить, что будут использованы все
возможные способы склонить Туркмению к сотрудничеству, тем более что
Кремль не ставит невозможных требований.
Судя по заявлению
туркменского лидера в Москве, по одному направлению – сотрудничеству в
транспортно-логистической сфере – можно ожидать определенных сдвигов.
Бердымухамедов даже пригласил Путина принять участие в глобальной
конференции по транспорту, которая пройдет в Туркменистане под эгидой
ООН 26–27 ноября.
Однако в том, что касается сотрудничества в
сфере безопасности, похоже, Туркмения по-прежнему не готова к совместной
работе даже на уровне координации.
Комментарий Бердымухамедова о
том, что его страна «нейтральная сторона, и мы благодарны вам за то,
что вы не только два раза нас поддержали, но даже были соавторами
нейтралитета Туркменистана», выглядит уклонением от участия в системе
общеевразийской безопасности, что интенсивно отстраивается последние
годы.
О реальных результатах сегодняшних переговоров можно будет
судить позже – по конкретным изменениям и решениям. Однако, если они
окажутся безуспешными, можно не сомневаться, что Россия продолжит свой
курс по склонению Туркменистана к совместной работе в сферах, которые
ныне объективно являются жизненно важными для огромного региона.
http://www.vz.ru/world/2016/11... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|