Октябрь стал месяцем, решившим судьбу
соглашения с США об утилизации плутония, которое было подписано в 2000
г., а дополнительный протокол к нему – в 2010-м. 3 октября Владимир
Путин подписал указ о приостановлении действия этого документа из-за
недружественных действий Вашингтона (принятие «закона Магнитского»,
антироссийские санкции, наращивание военных сил НАТО у российских границ
и др.). Соответствующий закон был принят Госдумой 19 октября и одобрен
Советом Федерации 26 октября. Закон подписан президентом 31 октября и
вступает в силу со дня официального опубликования.
Причины заморозки соглашения? Они
более чем серьезные. Вопреки требованиям документа, США продолжают под
всевозможными предлогами накапливать отработанный оружейный плутоний,
хотя и заявляют о выполнении своей части соглашения. Американский
эксперт по вопросам атомной энергетики Джордан Мэттвил считает, что
«соглашение, по мысли американской стороны, было нацелено фактически на
сокращение потенциальных возможностей для использования плутония в
военно-промышленных целях или в отраслях двойного назначения. Но
внешнеполитические и другие приоритеты часто меняются, потому тот же
плутоний в США не стремятся полностью утилизировать».
Напомним, что российско-американское
соглашение об утилизации избыточного оружейного плутония
предусматривает, что обе стороны будут переводить этот материал в
состояние, непригодное для создания ядерных зарядов, путем его сжигания
в реакторах. Каждой стороной планировалось утилизировать по 34 тонны
данного материала.
Россия за истекшие годы создала (в
основном в Красноярском крае) требуемую промышленную инфраструктуру для
выполнения соглашения и неукоснительно его выполняла. А в США решили,
что называется задним числом, не утилизировать свой плутоний, а
разбавлять его другими материалами, в т.ч. радиоактивными, и помещать
смесь в хранилища радиоактивных отходов. Такой подход позволяет
создавать резервную сырьевую базу для производства, а если в буквальном
техническом смысле – для воспроизводства ядерного оружия.
Об этом еще в апреле напрямую заявил Владимир Путин: «Это означает, что они (США. – Ред.)
сохраняют за собой так называемый возвратный потенциал, то есть его
можно извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний».
«Так мы не договаривались, продолжил он. – И теперь мы должны будем
подумать, что с этим делать, и как нам на это реагировать». Как видим,
Кремль отреагировал, и отреагировал жестко.
Примечательно в этой связи, что в ходе
недавних слушаний конгресса по запросам Национального управления
по делам ядерной безопасности США сенатор от штата Южная Каролина Линдси
Грэм и замминистра энергетики по вопросам ядерной безопасности
генерал-лейтенант Франк Клотц в весьма откровенной форме обсуждали эти
вопросы. По крайней мере, косвенно они фактически подтвердили нежелание
США неукоснительно соблюдать вышеупомянутое соглашение. Л. Грэм
отметил, что «у нас нет соглашения о смене курса, т.е. способа
утилизации, с Россией. Мы полностью меняем программу; затем мы приходим к
русским и ставим их перед фактом, непринуждённо спрашивая: все в
порядке?». «Да, таков план», – подтвердил Ф. Клотц.
Но Грэм выразил, мягко говоря, сомнение
в целесообразности «новаций» такого рода. Отметив, что «сменить курс
и надеяться, что русские с этим согласятся – реально ли это? Уже в
2001-м мы приняли решение отказаться от стратегии» (т.е. от реального выполнения соглашения. – Ред.).
Он также отметил, что на начало 2016-го в США уже имелось 8 профильных
объектов по утилизации плутония, но как их использовать при отказе
администрации США от выполнения соглашения? Четких ответов не
последовало.
Некоторые СМИ Запада уже в начале
2000-х (и позже) призывали «уточнить» соглашение по плутонию с РФ ввиду
изменившейся геополитической ситуации (?). Похоже, то были не призывы, а
едва ли не прозрачные намёки, что точная реализация соглашения
оказалась в США под вопросом уже вскоре после его подписания. И хотя
Госдепартамент неоднократно декларировал – во всяком случае до 2014 г. –
заинтересованность в совместной с РФ работе по реализации документа, на
деле, как это часто бывает в американской политике, всё оказалось
иначе. Тем более что весной 2014 г. на слушаниях в палате представителей
Конгресса США Министерство энергетики подтвердило стремление
вашингтонской администрации «законсервировать» строительство объекта
по утилизации излишков американского плутония. Хотя в распространяемых
Госдепом после 2000 г. информационных материалах констатировалось, что
масштабную утилизацию плутония обе стороны планируют начать к 2018 г. И
будут стремиться к синхронности в реализации этого проекта.
Но слова и дела, как видим, разошлись. В
этих условиях Москве пришлось прибегнуть к решительным шагам.
«Приостановка российско-американского соглашения об утилизации плутония –
сигнал со стороны России, и весьма серьезный. Ибо речь идет о
договоренностях, затрагивающих сферу стратегических вооружений – об
одной из немногих тем, где у России и США есть, что называется,
глобальный «эксклюзив». И они в этой сфере являются равными
партнерами» – такова точка зрения главы комитета Совета Федерации
по международным делам Константина Косачева.
Характерно в этой связи, что еще в
апреле с.г. администрация американского штата Южная Каролина предъявила в
окружном суде иск Национальному управлению США по делам ядерной
безопасности ввиду растущих издержек региона из-за переиначивания в США
договоренностей с РФ по плутонию. В иске отмечается, что строительство в
этом штате крупного утилизационного завода, соответствующего
американо-российским договоренностям, отстаёт от графика ни много ни
мало на целый год. Поэтому власти Южной Каролины требовали либо
оперативно достроить и ввести в эксплуатацию утилизационный завод, либо
выплатить компенсацию. Но это дело пока еще на рассмотрении.
Согласно иску, сооружение объекта
стартовало еще в 2007 г. (!), и планировалось, что он вступит в действие
в 2016-м. Но упомянутое выше Национальное управление США по делам
ядерной безопасности вскоре решило разбавлять плутоний ингибиторами
(веществами, задерживающими, но не устраняющими течение
физико-химических реакций). А затем хранить «продукцию» в специальных
контейнерах в Карлсбаде (штат Нью-Мексико). На всякий случай…
Помнится, США чуть ли не ежесуточно
отслеживали и, скорее всего, поныне отслеживают утилизацию и в целом
динамику производства/использования не только оружейного или
«потенциально» оружейного плутония, но и вообще атомной энергии в Иране,
Северной Корее, Франции, ЮАР, Израиле, не говоря уже об СССР (России),
Индии или Китае. Если эти показатели или технологии в чем-либо не
импонируют США и НАТО в целом, в ход идут санкции, интервенции, другие
«показательные» меры. Нередко даже без уведомления ООН. Достаточно в
этой связи вспомнить, что США поддержали уничтожение исследовательского
атомного центра Ирака (невдалеке от Багдада) израильскими ВВС в 1981 г.
Получается по поговорке: в чужом глазу даже соринку замечают, а вот в
своём даже бревна не видят.
Понятно, что в США не желают, как и
прежде, паритета с кем-либо в сфере вооружений, тем более ядерных.
Потому и используются всевозможные способы если не доминирования, то, во
всяком случае, достижения собственного превосходства в этой сфере.
Только в Вашингтоне забывают, что на любую меру находится контрмера.
Алексей БАЛИЕВ
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|