Парламентские
выборы в Марокко закончились победой Партии справедливости и развития
(ПСР). Напомним, что это исламистская, но умеренная политическая партия,
придерживающаяся религиозно-консервативных позиций. В победе ПСР нет
ничего удивительного — она завоевала парламентское большинство и в 2011
году. Тогда премьер-министром Марокко стал лидер партии Абделила
Бенкиран (род.1954). Политик занимает пост главы правительства страны и в
настоящее время. Партия справедливости и развития возникла в 1960-е
годы как марокканский филиал «Братьев-мусульман», но со временем заняла
более умеренные позиции. Сегодня эта политическая организация выступает
под лозунгами социального консерватизма, демократизации политической
системы страны.
Среди
североафриканских государств Марокко стоит особняком. Несмотря на то,
что в стране, разумеется, присутствуют многочисленные социальные и
экономические проблемы, Марокко, тем не менее, умудряется сохранять
политическую стабильность. В этом отличие страны от всех соседних
государств — Мавритании с периодическими военными переворотами, Алжира с
кровавым противостоянием фундаменталистов и правительства, Туниса, где
во время Арабской весны был свергнут режим Бен-Али, Ливии, в которой
после падения Каддафи наступил настоящий хаос, Египта, где также,
несмотря на жесткий военный режим, продолжается противостояние
радикальных фундаменталистов и правительственных сил.
Политическая ситуация в Марокко существенно
отличается от ситуации в других странах Северной Африки и Ближнего
Востока. Прежде всего, эти отличия связаны с формой правления в стране.
Марокко — конституционная монархия. Это куда более традиционалистское
государство, чем остальные страны Северной Африки. Правящая династия
Алауитов находится у власти в Марокко с середины XVII века. Род Алауитов
происходил из Тафилальта и возводил свое происхождение к шерифам —
потомкам Хасана, внука Пророка Мухаммада. Несмотря на то, что в 1912 г.
Франция установила протекторат над Марокко, и лишь 2 марта 1956 г.
страна вновь обрела полную политическую независимость, династия Алауитов
сохраняла свою власть. В 1957 г., уже после провозглашения
независимости, был изменен титул монарха — теперь правитель Марокко
именовался не султаном, а королем, что было связано с европейским
культурным и политическим влиянием и с позицией тогдашнего монарха
Мухаммеда V (1909-1961) — человека, получившего не только традиционное
мусульманское, но и современное европейское образование.
Королевская
власть династии, правящей более трехсот лет, естественно, выглядит куда
более легитимной для человека из традиционного общества, чем власть
пришедших к власти в результате военных переворотов диктаторов или
избранных президентов. В арабском мире король Марокко всегда пользовался
большим уважением, хотя бы потому, что после свержения монархии в
Египте и Ливии Марокко осталось единственной на Африканском континенте
мусульманской монархией. Кроме того, Марокко всегда претендовало на
особую роль в африканской и арабской политике. Руководители этой страны
выбрали мудрый путь сотрудничества как с арабскими и африканскими
странами, так и с Западом. В свою очередь, США и европейские страны
всегда рассматривали Марокко как наиболее надежного партнера в Северной
Африке. Этому способствовало и участие Марокко в поддержке
консервативных режимов в африканских странах. Особые отношения Марокко с
Западом способствовали тому, что страна стала играть посредническую
роль во многих конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. В частности,
Марокко участвовало в подготовке израильско-египетских переговоров в
Кэмп-Дэвиде, именно в Марокко впервые встретились обсудить возможность
мирного соглашения президент Египта Анвар Садат и премьер-министр
Израиля Менахем Бегин.
Предыдущий король Хасан II Алауи (на фото), правивший Марокко с 1961 по
1999 годы, с 1979 года возглавлял также Комитет AL QODS, объединяющий
глав государств арабского мира. Стремясь обезопасить свой режим от
попыток свержения и видя перед собой печальный пример судьбы монархии в
Ливии, Хасан Алауи жестко подавлял деятельность оппозиционных
политических организаций. Но, несмотря на обвинения в нарушении прав
человека, король встречал поддержку стран Запада, которые видели в
марокканском режиме естественного союзника в борьбе против арабских
левонационалистических режимов Алжира, Ливии, Сирии, пользовавшихся
поддержкой Советского Союза. Хасан II пережил два покушения,
организованных марокканскими военнослужащими, недовольными проводимой им
политикой. Именно в годы правления Хасана II и начала свою деятельность
Партия справедливости и развития, находящаяся в последние годы у власти
в стране. До 1998 г. она носила название «Партия народное
конституционно-демократическое движение» (ПНКДД). В 1999 году, после
смерти Хасана II, королем Марокко стал Мухаммед VI Алауи — человек
молодой (он родился в 1963 году) и ориентированный на реальные
политические изменения в Марокко, в том числе и на возможность
сотрудничества с умеренной оппозицией.
Когда в 2011 году в ряде
ближневосточных и африканских стран вспыхнули события, названные
«Арабской весной», Мухаммед VI отреагировал на них быстро и разумно. Он
принял решение не подавлять фундаменталистскую оппозицию, а позволить
умеренным исламистам принимать активное участие в политической жизни
страны. Готовность поделиться властью с оппозицией и спасла марокканский
режим от судьбы египетского, ливийского, тунисского, йеменского
режимов. Хотя, с другой стороны, в низвержении монархии и дестабилизации
ситуации в Марокко отнюдь не были заинтересованы США и НАТО, поэтому
марокканская оппозиция не получала ту информационную и материальную (а в
ливийском случае — и военную) поддержку, которую получали радикальные
организации в других странах.
Следует отметить, что Партия
справедливости и развития впервые приняла участие в выборах в Палату
представителей Марокко еще в 1997 году, когда она называлась Партией
народное конституционно-демократическое движение. Однако тогда она не
добилась серьезного успеха — из 325 мест в Палате представителей партия
получила всего 9 мест. Но, с другой стороны, это также было немало,
учитывая, что до 1997 года религиозно-политические организации не были
представлены в марокканском парламенте. Дальнейший рост популярности
партии был связан не только с ее подчеркнутой ориентацией на
консервативные ценности, но и с социальной составляющей. Несмотря на
высокий, по сравнению с другими странами Африки, уровень политической
стабильности, в Марокко очень велика социальная поляризация, много
безработных и бедных. Десятки тысяч марокканцев регулярно покидают
страну, отправляясь на заработки в Европу. Многие из них попадают под
влияние радикальных фундаменталистских организаций, которые спекулируют и
на социальных проблемах, связывая их с «безнравственностью» и
«несправедливостью» светских политических режимов в арабских и
африканских странах. Учитывая многочисленные социально-экономические
проблемы Марокко, в 2011 году не исключался и сценарий возможного
восстания протестно настроенных масс обездоленных марокканцев, которое
могли бы возглавить радикальные фундаменталисты. Но взвешенная политика
руководства страны такое развитие событий предотвратила.
В июле
2011 г. была принята поправка к Конституции Марокко, в соответствии с
которой были существенно расширены свобода слова, а также полномочия
правительства и премьер-министра. На досрочных парламентских выборах
Партия справедливости и развития одержала уверенную победу и завоевала
относительное большинство мест в марокканском парламенте. Это также
стало судьбоносным событием — впервые религиозно-политическая партия
сформировала правительство Марокко. Правда, в его формировании
участвовали еще три политические партии светского толка, но это
обстоятельство только придало марокканскому правительству более
уверенный и сбалансированный характер.
Чем объясняется
пятилетний успех Партии справедливости и развития у марокканского
избирателя? Во-первых, Партия справедливости и развития в парламентской
политике Марокко участвует сравнительно недавно. Это в выгодную сторону
отличает ее от других политических партий, представленных в парламенте,
вне зависимости от идеологической ориентации последних. Марокканцы все
меньше доверяют «старым» политическим партиям, поскольку деятельность
предыдущих правительств не привела к сколько-нибудь значительным
изменениям в социальном и экономическом положении большинства населения
страны. Значительная часть населения Марокко проживает за чертой
бедности, каждый пятый марокканец и каждый третий марокканец в возрасте
до 30 лет — безработные. И это — на фоне настоящего процветания
политической элиты страны, начиная от королевской фамилии и заканчивая
коррумпированными чиновниками. На протяжении десятилетий марокканские
политические партии не делали каких-либо реальных шагов в сторону
изменения существующей ситуации. Естественно, что такое их поведение
вызывало недовольство их деятельностью со стороны большинства
марокканцев.
Во-вторых, в Марокко достаточно высокий уровень
коррупции. Поскольку Партия справедливости и развития вплоть до конца
1990-х годов вообще не была парламентской партией и не участвовала в
формировании органов власти, она оказалась в списке практически
некоррумпированных политических сил, что также не могло не вызывать
симпатии и уважения со стороны народных масс. Голосовавшие за ПСР
избиратели считают, что партия рано или поздно сможет если не покончить с
коррупцией в органах власти, то, по крайней мере, ее существенно
снизить. Поэтому Партия справедливости и развития получила голоса как
фундаменталистов, так и многих людей других взглядов, заинтересованных в
обновлении марокканского политического режима. Тем более, что
политическую платформу Партии справедливости и развития вряд ли можно
называть типичной для фундаменталистов. Строго говоря, ПСР является
нетипичной исламистской партией. Ее лозунги — Ислам, уважение
конституционной монархии и осуждение насилия — вполне укладываются в
центристскую политическую платформу, не несущую угрозы существующему
политическому строю.
Умеренность Партии справедливости и
развития позволила королевскому режиму Марокко без особых проблем
выстроить линию взаимоотношений с этой партией и с возглавляемым ею
правительством. Партия справедливости и развития намеревается развивать
торговлю Марокко со странами Евросоюза, в том числе посредством создания
свободных экономических зон, что уже свидетельствует о ее умеренности,
так как радикальные фундаменталисты выступают против развития связей с
Западом. В социальной сфере партия стремится к увеличению темпов
строительства социального жилья, к постепенному решению проблемы
безработицы, которая очень остро стоит перед страной. Проект «Город без
трущоб» подразумевает переселение обездоленных марокканцев в социальное
жилье, что будет способствовать улучшению качества жизни населения.
Также партия озабочена вопросом развития образования в стране. В Марокко
действительно удручающая ситуация в сфере образования. До сих пор 30%
населения страны неграмотны. Каждый третий марокканец не умеет читать и
писать. Естественно, что неграмотность трети населения в современном
мире является серьезнейшим тормозом на пути к социально-экономическому
развитию страны. Поэтому ПСР выступает за борьбу с неграмотностью, но,
прекрасно понимая масштабность этой цели, пока реалистично говорит лишь о
снижении доли неграмотных с 30% до 20% населения страны.
За
пять лет пребывания у власти ПСР показала, что является умеренной
партией, которая не будет проводить политику «возврата к средневековью»,
в чем партию обвиняли критики из числа представителей «светских»
политических организаций. Королю Мухаммеду VI (на фото) удалось
договориться с ПСР и Марокко сохраняет политическую стабильность, хотя в
стране с большой частотой происходят протестные выступления. Дело в
том, что чем дольше ПСР находится у власти, тем яснее рядовые марокканцы
понимают отсутствие каких-либо масштабных изменений в своем социальном и
экономическом положении. Красивые цели и правильные задачи это,
конечно, хорошо, но лишь тогда, когда они реализуются на практике. Пока у
ПСР получается хотя и медленное, но все же улучшение экономической и
социальной ситуации в стране. Главным противником существующего строя
теперь выступают радикальные группировки фундаменталистов, которые не
входят в парламент и рассматриваются в стране в качестве экстремистских
организаций.
Крупнейшая оппозиционная организация Марокко —
«Аль-Адль ва-ль-исхан» — насчитывает несколько сотен тысяч сторонников и
выступает за ликвидацию конституционной монархии и замены власти короля
властью совета улемов. В отличие от Партии справедливости и развития,
поддерживающей конституционную монархию, эта организация считает
единственно возможным путем политического и экономического развития
страны только строительство исламского государства. Правда, надо отдать
должное, «Аль-Адль ва-ль-ихсан» отвергает насильственный путь прихода к
власти и стремится к легальной политической деятельности. Этого не
скажешь о более радикальных группировках, с которыми, впрочем, активно
борются марокканские спецслужбы. Учитывая, что в самом Марокко
контрразведка достаточно жестко подавляет радикальные организации,
значительная часть марокканских радикалов давно перебралась в Европу.
Среди террористов, участвовавших в терактах в Бельгии и ряде других
европейских стран, были и выходцы из Марокко. Сегодня для марокканского
руководства главная задача — не допустить усиления экстремистов и
сохранить политическую стабильность в стране. Надежным оплотом
стабильности в стране остаются силовые структуры. О них мы расскажем в
следующем материале.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+