Россия успешно ведет свою внешнеполитическую шахматную партию
Открывающиеся в последнее время возможности подталкивают Россию к
внешнеполитической активности, однако она должна быть осторожной, чтобы
не потерять существующих союзников.
Готовность Турции к восстановлению отношений с Россией, выход
Британии из Европейского Союза, участившиеся слухи о необходимости для
Австралии пересмотреть свои взаимоотношения с Москвой, растущая
готовность ближневосточных стран развивать свои связи с Кремлем, и,
наконец, предстоящие изменения в Белом Доме – все эти возможности
обеспечивают правительству Путина свободу выбора и дополнительное
пространство для маневра в его внешней политике. Прагматический подход
делает реальным для Кремля, как с теоретической, так и с практической
точки зрения, извлечь выгоду из всех открывающихся дипломатических
возможностей.
Российская внешняя политика
Прагматизм России основан на таких принципах как участие в игре со
всеми сторонами, необходимость результативности действий, эффективность
реакции, избежание неоправданной агрессивности и стратегический
оппортунизм. В рамках этого подхода предпринимаются усилия для создания
адекватного пространства для маневра и тактические шаги для извлечения
выгоды из любой минимальной открывающейся возможности.
Российская военная операция в Сирии, от своего внезапного начала до
не менее внезапного спада, была примером прагматического подхода Москвы,
который до сегодняшнего дня давал относительно успешные результаты.
Начиная эту операцию, Россия действовала в своих интересах, включая
напоминание Западу и его региональным союзникам о важности
геополитической сферы влияния Москвы, защиту собственных национальных
интересов в Сирии и усиление пророссийской коалиции на Ближнем Востоке
путем взаимодействия с Ираном.
Аналогичным образом, внезапно ослабив свой контингент и сократив
число ударов с воздуха в Сирии, Кремль проложил путь для удовлетворения
другой части своих интересов, лежащих в области отношений с Западом и
его региональными союзниками.
Учитывая все вышесказанное, умелый поиск пространства для
эффективного маневрирования со стороны России с целью взаимодействия и
оказания влияния на различных участников конфликта в регионе следует
рассматривать как наиболее важное достижение Москвы в ее прагматической
игре на Ближнем Востоке. Именно поэтому, говоря о задачах
ближневосточной политики Обамы, некоторые американские дипломаты
упоминали об активной игре России с различными региональными игроками, в
том числе с Сирией, Ираном, Турцией, странами Персидского залива,
Израилем и с самим Западом, описывая сложившуюся ситуацию как результат
отступления Вашингтона.
Впрочем, Россия достигла успеха в создании и поддержании постоянно
меняющейся атмосферы в отношениях с этими игроками, в то время как ее
официальные союзники, Иран и Сирия, видят себя в конфронтации с другой
стороной, Западом и его региональными союзниками. С одной стороны,
Кремль активизировал свою политику и усилил влияние на Ближнем Востоке
путем взаимодействия с Тегераном и Дамаском, а с другой стороны, он
доказал Западу и его союзникам, что решение проблем в регионе абсолютно
невозможно без учета интересов и мнения Москвы.
Пространство для маневра
Кремль также принимает в расчет необходимость создания и сохранения
эффективного пространства для маневра в отношении других проблем и с
различными игроками как часть реалистической оценки слабостей и
ограничений собственных внешнеполитических ресурсов. Это действительно
так, поскольку Россия осознает, что этих ресурсов недостаточно для
достижения ее амбициозных целей. На основе опыта Советского Союза и
постсоветских 90-х годов русские поняли, что односторонний подход не
дает никаких результатов, за исключением напрасной траты имеющихся у
страны ресурсов.
Этот подход обеспечит необходимые условия для того, чтобы Москва
могла извлечь выгоду из новых возможностей в отношениях с Турцией и
другими странами Ближнего Востока. На самом деле, это вовсе не просто, и
тактические изменения не обойдутся без издержек, а кроме того, нет
никаких гарантий конечного достижения целей. Однако, следует отметить,
что стремительные региональные и международные события вообще не дают
гарантий безопасных пределов активности ни для кого из игроков.
В настоящее время прагматичный подход обеспечил более широкую
площадку для дальнейшей игры, и большие возможности для тактических
флуктуаций между конфликтующими время от времени игроками, в результате
чего шансы России на достижение своих целей увеличились.
Практические тенденции также показывают, что по сравнению с
остальными игроками Москва обладает большим простором для маневра и
большим выбором действий, и более того, она будет в состоянии
обеспечивать себе эту возможность в обозримом будущем. Независимо от
того, будут ли реализованы внешнеполитические цели России, эта
возможность будет восприниматься как успех внешней политики страны.
Отношения с Ираном
Впрочем, хотя обширный простор для маневрирования, изменение тактики и
многоуровневая игра оказались «полезными» для России, этот подход не
особенно удовлетворяет ее номинальных союзников и прежде всего Иран.
Дело в том, что Иран хорошо понимает, что любое изменение в российской
игре с другими участниками, в особенности Турцией, Евросоюзом и США,
будет оказывать неизбежный эффект на отношения Москвы с Тегераном, и
следовательно, на иранские интересы. Опыт показывает, что в большинстве
случаев этот эффект будет негативным. Однако, на новом витке отношений с
Москвой, иранцы воспринимают Россию как балансирующий фактор против
Запада. В результате, Иран готов строить долгосрочные отношения с
Кремлем.
Таким образом, судя по всему, нынешний подход Москвы к развитию
отношений с Ираном является не чисто тактическим шагом, а результатом
реальных внешнеполитических нужд России и следствием ее геополитических
соображений, позволяющих этому подходу оставаться относительно
стабильным. Впрочем, необходимо помнить о том, что даже в этих рамках
Москва оставляет за собой поле для тактических изменений, и эти
изменения вовсе не обязательно будут отвечать интересам Ирана.
Имея это в виду, Иран должен рассматривать прагматизм и постоянные
тактические изменения во внешней политике России как принцип, с целью
сохранения стабильных связей. С другой стороны, Москва должна
предпринимать все необходимые меры для снижения до минимума тех
негативных эффектов, которые эти изменения могут оказать на интересы
Ирана. Только при таком положении дел Россия и Иран будут в состоянии
сформировать более стабильную модель долгосрочного сотрудничества и
взаимодействия.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|