А.Г. Аксенёнок – кандидат
юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол, опытный дипломат,
арабист, долго работавший во многих арабских странах, в том числе в
качестве посла России в Алжире, а также спецпредставителем на Балканах и
послом Российской Федерации в Словакии.
Резюме:Будет ли работать российско-американский план перемирия
Российско-американские переговоры по конфликту в Сирии —
самому продолжительному, кровопролитному и жестокому в нынешнем
столетии — все же увенчались достижением договоренностей.
Глава МИД России Сергей Лавров и его американский коллега Джон Керри
согласовали план прекращения военных действий в Сирии, доставки
гуманитарной помощи в блокированные районы и возобновления межсирийского
политического процесса при международном содействии. Как скажется этот
дипломатический успех на ситуации в охваченной войной республике,
разбиралась «Лента.ру».
И Москва, и Вашингтон приложили колоссальные дипломатические усилия
ради заключенных в Женеве договоренностей. Ими был вложен немалый
политический капитал, и ставки непрерывно растут. Конечно, это можно
было бы назвать прорывом, если бы ситуация была под контролем только
двух крупных держав. Но в регионе и самой Сирии есть и другие
влиятельные игроки с собственными опасениями, завышенными амбициями и
ничем не оправданными расчетами. Поэтому та осторожность, которую
проявили министры в оценках, и сделанные ими оговорки, вполне объяснимы.
В заявлениях Керри звучало много «если», а Лавров прямо сказал, что
«никто не может дать стопроцентных гарантий».
Предыдущие попытки добиться устойчивого прекращения огня на ключевых
участках боевых действий, в том числе продержавшееся дольше других
февральское соглашение, неизменно заканчивались неудачей. Правительство
Сирии и вооруженные отряды оппозиции обвиняли в этом друг друга, хотя
и те и другие не отказывались от иллюзорных планов решить конфликт
военным путем. Таким образом, последние два раунда межсирийских
переговоров в Женеве оказались сорванными. Стороны так и не приступили к
обсуждению модальностей переходного периода по существу, как того
требовала резолюция 2254 Совбеза ООН и другие международно-правовые
договоренности.
Между тем за время боевых действий после прекращения политического
процесса в апреле ни правительственные войска, ни вооруженная оппозиция
так и не смогли добиться устойчивого перевеса. Успехи сменялись
поражениями, и такие качели продолжались вплоть до последних дней.
Сирийскому режиму при воздушной поддержке российских ВКС ценой
больших потерь удалось блокировать восточную часть Алеппо, на время
отрезать боевиков от путей снабжения с севера, несколько стабилизировать
обстановку в пригородах Дамаска и в близкой к Латакии провинции Идлиб,
где сильны позиции террористической организации «Джабха Фатх Аш-Шам»,
известной ранее как «Джабхат Ан-Нусра». В то же время режим потерпел и
ряд болезненных поражений, которые ослабили его людские и материальные
ресурсы, привели к растягиванию сил на большие расстояния и лишили
способности вести успешные наступательные операции. Это стало понятным
после того, как в июне провалилось предпринятое отборными спецчастями
«Сукур Ас-Сахра» наступление по пустынной трассе в направлении Табки.
Затем в августе отряды разнокалиберной оппозиции смогли провести
внезапное контрнаступление на юго-западе Алеппо, в районе Рамуса,
захватив склады вооружений и техники. В ходе боев за Алеппо координация
между ними под флагом «Джейш Аль-Фатах» перешла уже на оперативный
уровень. Несколько расширилась зона контроля оппозиции к северу от Хамы,
в районах, прилегающих к провинции Алеппо с юга.
Поставленная перед правительственными силами задача овладеть таким
важным стратегическим центром, как Алеппо, оказалась практически
неразрешимой. И в этом был серьезный просчет, что еще больше осложнило
ситуацию на месте и политические усилия. Долговременная осада, как
известно, чревата чрезмерным отвлечением сил и дальнейшими
политическими издержками на международной арене. Подобное уже
происходило в Сараево, длительная блокада которого завершилась военным и
моральным поражением сербов.
Несмотря на все предвиденные и непредвиденные подводные камни, план
действий по Сирии, разработанный по поручению президентов России и США,
во многом отличается от предыдущих соглашений и «дорожных карт». Это не
просто призыв к прекращению военных действий. По тому, что предано
огласке, можно заключить: на этот раз речь идет о взаимоувязанном и
далекоидущем пакете поэтапных мер, содержащих конкретный военный и
политический компоненты. Конечная цель — создать условия для скорейшего
возобновления политических, причем содержательных, переговоров между
сирийцами об организации переходного периода и будущем государственном
устройстве Сирии.
Во-первых, обозначен как бы испытательный срок в качестве меры
доверия. Если прекращение военных действий, вначале на 48 часов,
соблюдается и продлевается на тот же срок, то через семь дней будет
создан «совместный имплементационный Центр», в котором российские и
американские военные приступят к обмену информацией, разграничению
воюющих группировок и координации ударов по позициям «Исламского
государства» (ИГ; запрещена в РФ) и «Джабха Фатх Аш-Шам». Такого рода
договоренности существенно расширяют рамки сотрудничества обеих стран в
борьбе с терроризмом, выводя его больше на коалиционный уровень. До сих
пор разговоры о коалиции скорее напоминали ярмарку тщеславия: кто
ведущий, кто ведомый и кто к кому должен присоединиться.
Во-вторых, сторонам путем взаимных уступок удалось найти увязку двух
ключевых элементов плана — прекращения полетов сирийской авиации в
оговоренных между Россией и США районах и разделения позиций между
организацией «Джабха Фатх Аш-Шам», признанной Россией и Соединенными
Штатами террористической, и другими вооруженными группировками, если они
выразят готовность отмежеваться от джихадистов и тем самым получат
иммунитет от ударов с воздуха. В противном случае Россия и США будут
рассматривать их как террористические и считать «легальными целями».
Такой подход согласован с правительством Сирии и в принципе, хотя и с
оговорками и не всеми группировками, одобрен оппозицией. По словам
Керри, она готова представить соответствующие доказательства, но имеет
право на самооборону. Госсекретарь США призвал группировки умеренной
оппозиции дистанцироваться от «Джабха Фатх Аш-Шам» и соблюдать
прекращение огня, чтобы «не оказаться под ударом».
В-третьих, план предусматривает создание демилитаризованной зоны на
севере и на юге от Алеппо для беспрепятственного поступления
гуманитарной помощи гражданскому населению, находящемуся в бедственном
положении. В принятых документах закреплены процедуры и механизмы
доставки такой помощи в координации с ООН, на что ранее накладывались
определенные ограничения со стороны сирийских властей.
Обнадеживает и то, что в последнее время появились такие сдвиги в
региональной конфигурации, которые позволили говорить о меняющейся
расстановке сил, о тенденции к формированию новых, может быть, и не
альянсов, а каких-то, пусть даже тактических, связок, замкнутых на
разрешение сирийского конфликта. Прежние же союзнические отношения все
чаще стали подвергаться большим испытаниям на прочность. Создалась
ситуация, когда и Россия, и США, и региональные игроки ощутили
необходимость внести те или иные корректировки в прежние подходы.
В первую очередь это коснулось Турции. Еще до неудавшейся попытки
военного переворота Анкара начала искать пути к плавному пересмотру той
политики, которая завела в тупик ее отношения с соседними странами.
Провозглашенный предыдущим премьер-министром курс под названием «ноль
проблем с соседями» превратился в «ноль соседей без проблем». Стало
понятно, что война на два фронта — с режимом Асада и курдскими
вооруженными формированиями — не только не принесла успеха, но и привела
к наращиванию террористических атак со стороны ИГ. Усилились трения с
американцами, делающими ставку на курдов, показавших высокую
боеспособность в антитеррористических операциях на севере Сирии. В
результате сложилась ситуация, когда отряды курдской самообороны партии
«Демократический союз» впервые получили шанс сомкнуть анклавы в Африне и
Коббани, образовав на южных границах Турции курдскую административную
единицу.
Наибольший политический и экономический ущерб понесла Турция от
разрыва отношений с Россией. Наметившееся сближение, каким бы оно ни
было, ситуативным или с устойчивыми установками в глобальном
измерении, позволяет искать взаимопонимание и точки соприкосновения в
отношении Сирии. После подавления попытки переворота Турция стала
проводить более гибкую линию, делая акцент на территориальной
целостности Сирии, не заостряя вопрос о смене режима в духе «Асад
должен немедленно уйти». Совместные операции турецких вооруженных сил и
Сирийской свободной армии на севере Сирии имеют четко обозначенную
двоякую цель – очистить пограничную территорию к востоку от Евфрата от
игиловцев и курдских отрядов, которые турки также считают
террористами. В плане дальнейших перспектив развития ситуации в Сирии
новая турецкая тактика, безусловно, оказывает воздействие. Каким оно
будет дальше в смысле баланса плюсов и минусов пока сказать трудно.
Многое будет зависеть от желания и способности Анкары перекрыть границу
для подпитки террористов живой силой и вооружениями и от того, будет
ли меняться характер ее отношений с другими вооруженными группировками
сирийской оппозиции, многие из которых (например «Ахрар Аш-Шам») также
рассматриваются как террористические. Причем не только Россией, но и
такими арабскими государствами, как ОАЭ, Иордания, Египет.
Восстановление отношений Турции с Россией совпало по времени с
активизацией ее дипломатических контактов на иранском направлении. Обе
стороны поддержали российско-американский план действий и проявляют
заинтересованность в поиске взаимоприемлемых политических развязок по
Сирии. Некоторые политологи заговорили даже о намечающейся коалиции
Россия-Турция-Иран. Конечно, с учетом всего комплекса их глобальных и
региональных интересов и приоритетов, которые не обязательно совпадают,
такие оценки выглядят поверхностными. Вместе с тем и Анкара, и Тегеран
устали от груза войны в Сирии. Для Турции помимо политических издержек и
экономических потерь это еще и проблема беженцев в ее внутритурецком и
европейском аспектах. Для Ирана сирийская кампания — это не только
большое финансовое бремя, но и растущие людские потери, что вынудило
иранцев постепенно заменять подразделения Корпуса стражей исламской
революции на шиитские ополчения из Ирака, Афганистана, Пакистана. В то
же время потеря Сирии как важного связующего звена в шиитском проекте
вряд ли будет приемлема.
Корректировки, судя по всему, назревают и в Саудовской Аравии. Война
на два фронта — опосредованная в Сирии и самая настоящая с большими
потерями в Йемене — становится для нее все более затруднительной.
Особенно по мере того, как ИГ и «Аль-Каида» вступили в борьбу за
контроль над южнойеменскими провинциями, граничащими с Саудовской
Аравией. Впрочем, финансовые резервы позволяют Эр-Рияду еще какое-то
время придерживаться пока не работающей стратегии создания арабского
фронта борьбы с «персидской экспансией».
В любом случае и Иран, и Саудовская Аравия рассматривают Турцию с ее
меняющейся тактикой как сторону в сирийском конфликте, при содействии
которой можно зондировать пределы возможных уступок соперника на этапе,
когда дело дойдет до обсуждения вопросов политического будущего Сирии.
Саудовцы с пониманием отнеслись к некоторому смягчению риторики Анкары
в отношении Асада и сравнительно спокойно отреагировали на ее попытки
переманить часть исламистских вооруженных группировок, считавшихся
просаудовскими.
Даже если прекращение военных действий продержится в установленные
сроки, практическое исполнение такого пакета договоренностей с
перекрестными обязательствами — случай особой сложности в конфликтном
урегулировании. Это, пожалуй, можно сравнить только с Дейтонскими
соглашениями. Но то были соглашения между государствами, и там были
задействованы многонациональные силы НАТО с участием России, наделенные
функциями принуждения к миру.
Сейчас же уже на начальном этапе многое будет зависеть от способности
России и США выполнить свои части обязательств по работе с партнерами.
Согласие Дамаска с предложенным планом должно быть подкреплено более
конкретными заявлениями, письменными подтверждениями или даже
предупреждением о последствиях нарушения установленного нового режима
полетов, если дело до этого дойдет. Новое громогласное заявление Асада
об освобождении каждой пяди сирийской земли, сделанное накануне
вступления в силу режима прекращения военных действий, никак не
вписывается в контекст российско-американского плана.
Перед США стоит задача не менее сложная. Многие командиры вооруженной
оппозиции, светской и исламистской, восприняли российско-американские
договоренности как «сделку» за счет интересов «сирийской революции».
Находящаяся под влиянием Турции организация «Ахрар Аш-Шам» уже объявила
об отказе соблюдать перемирие. Свободная сирийская армия также считает
заключенный Лавров и Керри договор рискованным и практически
невыполнимым в силу слишком тесного переплетения с «Фатх Аш-Шам» на
«земле», где трудно отличить одних от других. Немаловажно и то, что эта
террористическая организация является одним из самых боеспособных
отрядов оппозиции и имеет широкую базу влияния среди суннитского
населения.
Сейчас, когда пошел отсчет часов, отпущенных на прекращение военных
действий, наступает время проверки, насколько серьезны намерения всех
вовлеченных в конфликт сторон. Своего рода момент истины. Россия и США
поставили перед еще одним испытанием как отношения между собой, так и
отношения со своими партнерами. Имплементация разработанного плана таит
в себе большие риски, но продолжение кровопролития с их прямым
вовлечением в эту региональную «войну по доверенности» (proxy war) еще опаснее.
Лента.ру