Одновременные
выборы президента, парламента и местных органов власти в Республике
Замбия состоялись 11 августа, но спокойствия стране они не принесли. На
выборах главы государства победу одержал действующий президент Замбии
Эдгар Лунгу, однако сторонники его главного соперника Хикаинде Хишилему,
одного из самых богатых граждан Замбии и лидера Объединённой партии
национального развития, оспорили этот результат. Результаты
президентских выборов стали причиной беспорядков в ряде районов страны.
Ситуация до сих пор не отрегулирована: она усугубляется тем, что уже
третью неделю не объявляются результаты парламентских выборов.
Одним
из первых поздравил Эдгара Лунгу с переизбранием Пекин. Официальный
представитель МИД КНР Лу Кан подчеркнул, что Замбия – «хороший партнёр,
друг и брат Китая среди африканских стран».
Замбия
– государство на юге Африки, обладающее залежами таких полезных
ископаемы, как медь, никель, кобальт, цинк, свинец, золото, серебро,
уран, каменный уголь. А главное богатство этой природной кладовой –
медь. По запасам медной руды Замбия занимает второе, а по производству –
первое место на Африканском континенте. После периода быстрого
экономического роста в условиях проводившегося в 60-70-х годах ХХ века
первым президентом независимой Замбии Кеннетом Каундой курса
африканского социализма экономика страны получила мощный удар от
западных монополий, резко сбросивших цены на медь. Медная промышленность
- главная отрасль замбийского хозяйства и главный источник доходов
страны (70% доходов Замбии зависят от экспорта меди, при этом экспорт
рафинированной меди из Замбии растёт в основном благодаря спросу на неё
со стороны Китая).
В
настоящее время мировое производство рафинированной меди имеет
тенденцию к повышению и, как утверждает прогноз World Bureau of Metal
Statistics, потребление меди в мире в ближайшие годы будет расти, однако
последствия сброса цен на цветные металлы сказываются на добывающей
экономике Замбии до сих пор. Если в 2010 году рост ВВП в стране составил
более 10%, то в 2015 году он упал до 3,2%. При этом доходы собственно
государства от добычи и продажи той же меди относительно невелики,
поскольку владельцами крупнейших добывающих предприятий являются
западные монополии и китайские компании. Экономическое давление Запада
на Замбию привело к тому, что внешний долг страны за последние пять лет
почти удвоился и приблизился к 60% ВВП. На обслуживание внешнего долга
уходит почти пятая часть всех доходов Замбии.
Отдельные
шаги Эдгара Лунгу показывают, что он готов нажать на самые
чувствительные точки для ослабления экономической зависимости Замбии.
Так, одним из его первых действий на посту президента стало смещение
руководителя Центрального банка… В то же время попытка Лунгу частично
перераспределить доходы от экспорта меди в пользу государства с помощью
повышения налогов на западные монополии вызвала резкую реакцию в МВФ…
Замбия по-прежнему входит в число африканских стран, получающих
финансовую помощь Международного валютного фонда по программе HIPC
(Heavily Indebted Poor Countries), которая предоставляется беднейшим
странам с высокой внешней задолженностью.
В этих условиях выборы, скорее, обостряют, чем нормализуют, внутриполитическое положение. В отличие от недавно прошедших выборов в Уганде,
где проигравший выборы кандидат оппозиции провозгласил себя президентом
и даже принял присягу, чем спровоцировал массовые беспорядки и крайним
образом обострил ситуацию в стране, проигравший выборы Х.Хишилема пока
лишь подал иск в Верховный суд Замбии (он обвинил национальный
избирательный комитет в "фальсификации итогов подсчета голосов"). Однако
рассмотрение дела откладывается: слушания, назначенные первоначально на
25 августа, перенесены на более поздний срок.
Выборы
11 августа фактически раскололи Замбию пополам. И не только политически
(примерно 50% голосов на выборах были поданы за Лунгу и примерно 48% за
Хишелему), но и территориально. Северная часть страны проголосовала за
Дж.Лунгу, а южная – за Х.Хишилему.
Случаи
территориально-политического раскола стран Африки под влиянием выборов
глав государств становятся всё более частыми. Особое значение
приобретает вопрос о «третьем сроке» пребывания президентов у власти.
Западная демократическая догма требует регулярной и частой замены
человека, стоящего во главе государства, однако введенное в начале
1990-х годов практически во все африканские конституции положение о
запрете занимать должность главы государства более двух 4-5-летних
сроков подряд стало во многих случаях входить в противоречие не только
со стабильностью, но и с жизнеспособностью государственного целого.
Сегодня
африканские лидеры всё чаще встают перед вопросом: насколько имитация
западных политических систем с их многопартийностью и с запретом
«третьего срока» отвечает общественным условиям и традициям их
собственных стран?