Таиланд: осторожный поиск альтернатив американской гегемонии
Фото: Politrussia
Когда
в 2014 году в результате переворота военные
во главе с генералом Праютом Чан-Очапришли к власти, казалось, ничего
необычного не произошло. Обещание
военных изменить конституцию страны выглядело довольно прозаично,
ведь с момента преобразования Таиландав конституционную монархию в 1932 году в
стране произошло 18 военных переворотов
и было принято 19 конституций.
Однако
на этот раз ситуация несколько отличалась
от ранее полученного исторического
опыта. Западные страны во главе с СШАдовольно резко отреагировали на
отстранение от власти гражданского
правительства. Поступая уже привычным
для Америки и ЕС образом, они ввели целый
ряд санкций, затрагивающий широкий
спектр областей от экономики до военного сотрудничества.
Кстати, предыдущий переворот 2006 года
при всей схожести его осуществления
подобной реакции Запада не вызвал.
Смена
власти в 2014 году разительно отличается
от привычных нам представлений о военных
переворотах. Тайская специфика наложила
свой отпечаток. Военные захватили власть
без какого-то серьезного противодействия
со стороны гражданских лиц и действующих
политических сил. Основной целью
путчистов являлся выход из тянувшегося
многие месяцы внутриполитического
кризиса, в котором решение государственных
вопросов уже давно перекочевало из
кулуаров парламента и правительства
на улицы тайских городов. Так называемое
противостояние красно- и желторубашечников
приобрело характер уличных столкновений,
сопровождавшихся гибелью людей. К
моменту переворота страна фактически
разделилась на два лагеря. Сторонники
свергнутого в 2006 году премьера ТаксинаЧинаввата и его сестры Йинглак Чинавват,
занимавшей пост премьер-министра в
2011-2014 годах, представляли оппозиционный
Объединенный фронт за демократию против
диктатуры (ОФДД) и называли себя
краснорубашечниками. Движущей силой
фронта являлись преимущественно бедные
слои населения северных районов Таиланда,
занимающиеся сельским хозяйством. Им
противостояли приверженцы правящего
Народного союза за демократию (НСД) -
желторубашечники, проживающие в основном
в центре и на юге страны, чей уровень
жизни позволяет отнести их к среднему
классу.
Фото: reuters
Бывший премьер-министр Таиланда Таксин Чинавват. Возглавлял кабинет министров с 2001 по 2006 годы.
Внешние
игроки, особенно Вашингтон, внимательно
следили за происходящим в Таиланде. В
2006 году свержение Чинаввата не вызвало
сочувствия у заокеанских блюстителей
демократических прав и свобод. Одной
из причин являлась политика премьера,
направленная на оказание помощи
малоимущим и государственную поддержку
крестьян. Кроме того, этническое
происхождение Таксина Чинаввата, а у
него китайские корни, также создавало
опасения в наличии у него определенных
симпатий к КНР.
В
2014 году все было с точностью до наоборот. Свергли противников Чинаввата. И Запад
посчитал, что это повлечет изменение
политики Таиланда.
Фактически
так оно и происходит. Китай обошел США
по объемам торговли с Таиландом.
Кроме того, на повестке тайско-китайского
сотрудничества стоит несколько
мегапроектов, реализация которых может
значительно изменить расстановку сил
в регионе. Это железная дорога из
южно-китайской провинции Юньнань через
территорию Лаоса в Таиланд и строительство
судоходного канала Кра, альтернативногоМалаккскому проливу пути из Южно-Китайского
моря в Бенгальский залив в обходСингапура.
Значительные
масштабы приобретает сотрудничество
в военной сфере. Это продажа тайцам
3-х подводных лодок, переговоры о
перспективах закупки китайских танков,
и, наконец, контракт на модернизацию
тайской военно-морской базы Саттахип.
Суммы контрактов исчисляются несколькими
миллиардами долларов.
Конечно,
в отношениях Китая и Таиланда есть
противоречия и говорить о безусловном
повороте в сторону Пекина нельзя. Но
Штаты уже начинают осознавать опасность
складывающейся ситуации и постепенно
пытаются восстановить былое влияние
на Бангкок. Правда, пока они видят выход
из сложившейся ситуации в санкциях и
обвинениях, а потому об успешности этой
стратегии говорить рано. Западные СМИ,правозащитные организации и даже посол США в Бангкоке активно
критикуют действующее правительство
Таиланда за нарушения демократических
свобод граждан.
Подобная
критика вызывает негативную реакцию
тайского руководства и ведет к более
значимых шагам наперекор американским
интересам. Например, США так и не добились
от властей страны активной поддержки
филиппинской позиции в Международном
трибунале в Гааге, рассматривавшем спорМанилы и Пекина вокруг островов Спратли.
Проведение
в начале августа референдума по вопросу
принятия новой конституции и расширение
роли военных в структуре государственной
власти Таиланда также вызвали нарекания
со стороны США и их союзников. Теперь в парламенте страны будет
специальная квота для военных и новый премьер-министр будет избираться
обеими палатами, а не только нижней, как это было ранее. Эти и ряд
других изменений политической системы, по мнению наблюдателей, обеспечат
военным серьезное долгосрочное влияние на будущее развитие ситуации в
стране. В процессе подготовки и проведения референдума характерной
особенностью позиции Запада стало
осуждение запрета на какие-либо формы
агитации, введение административной и уголовной
ответственности за проведение собраний
и митингов, возбуждение уголовных дел
в отношении бывших членов правительства
и других высокопоставленных лиц. При
этом представители тайской оппозиции,
о чьих правах так "печётся" Америка,
результаты референдума признали и
положительно отнеслись к планам военного
правительства провести всеобщие выборыосенью 2017 года.
Интересно, что в отношении
соседней Мьянмы, где к власти пришла
более прозападная политическая сила, военные занимают 25%
мест в законодательных органах, а особых
опасений в демократичности властей у
Запада не возникает. В этой связи у
многих как в Таиланде, так и за его
пределами возникает ощущение, что
американцам выгоднее существование
страны в условиях постоянного политического
кризиса, паралича правительства,
непрекращающихся уличных беспорядков
и растущей напряженности в межнациональных
и религиозных отношениях.
Терроризм
стал уже привычным способом демонстрации
сепаратистских настроений радикальных
исламских группировок на юге страны.
Вот и сразу после конституционного
референдума страну потрясла серия
взрывов. Пока власти не дали четкого
ответа на вопрос, кто и с какой целью
осуществил эту атаку, однако эксперты
указывают на то, что проведение терактов
и использованные при этом взрывные
устройства характерны для исламистов,требующих отделения южных территорий
Таиланда.
На
протяжении многих десятилетий Таиланд
являлся фактически сателлитом США и
выполнял роль форпоста в американском
противостоянии СССР и социалистическим
странам в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Правительство Праюта Чан-Оча
понимает, что ориентация на одну мировую
державу таит в себе опасность долгосрочного сохранения
зависимости от своего покровителя, но
и резкий переход от одного союзника к
другому также сулит целый ряд проблем.
В связи с этим, тайские власти стараются
расширять разнонаправленное сотрудничество
с другими региональными и глобальными
сверхдержавами. Здесь и Япония, и Индия,
и Россия.
Стремление
Таиланда к сотрудничеству отвечает
целям провозглашенного российским
руководством поворота на Восток. О
заинтересованности двух стран друг в
друге свидетельствует и рост интенсивности
встреч руководства России с главой
правительства Таиланда.
Российско-тайские
экономические связи развиваются
достаточно продуктивно и еще далеко не
исчерпали потенциал роста.
Торговля
Несмотря
на то, что в прошлом году объем торговли
между двумя странами снизился на 48% до
2,05 млрд. долларов, стороны с оптимизмом
смотрят в будущее. Основанием для
позитивных оценок служит тот факт, что
снижение денежного эквивалента взаимной
торговли вызвано общемировым падением
сырьевых цен. При этом отмечается, что
за этот же период доля экспорта российских
товаров с высокой степенью обработки,
а это продукция машиностроения,
авиационной отрасли, станкостроения,
возросла в 10 раз. Рассчитывая на дальнейшие
качественные изменения в структуре
двусторонней торговли, главы правительств
России и Таиланда ставят амбициозные
задачи увеличить товарооборот к 2020 году
до 10 млрд. долларов.
Нефтегазовая
сфера
В
ходе майской встречи Дмитрия Медведеваи Праюта Чан-Оча был подписан ряд документов, направленных на развитие
сотрудничества между российскими
компаниями «Газпром» и «НОВАТЭК» и
тайской государственное нефтяной
компанией PTT.
Договоренности предусматривают изучение
вопросов совместной добычи углеводородов,
проведения геологоразведочных работ,
проработку возможностей поставки СПГ.
Фото: reuters
Встреча премьер-министров России и Таиланда в мае 2016 года
Туризм
Таиланд
уверенно входит в десятку наиболее
привлекательных направлений для
российских туристов. По словам директораАссоциации туроператоров России, в этом
сезоне наблюдается значительный рост
числа туристов, посетивших эту азиатскую
страну. На фоне закрытия популярныхТурции и Египта и определенного спада
турпотока, наблюдавшегося в предыдущие
два года, нынешние показатели выглядят
достаточно оптимистично.
Сельское
хозяйство
Особенностью
российско-тайского партнерства стал
тот факт, что в отличие от сформировавшегося
стереотипа о том, что в отношениях с
развивающимися странами Россия выступает в качестве инвестора,
именно тайские компании готовы к
масштабным инвестиционным проектам в
российских регионах. Так, тайская CP
Group
совместно с китайской Banner Dairy и РФПИготова вложить 1 млрд. долларов в
строительство молочно-товарного
комплекса в Рязанской области совокупной
производительностью до 400 тыс. т молочной
продукции в год.
Эта
же CP
Group,
являющаяся одной из ведущих компаний
сельхозсектора в Юго-Восточной Азии,
уже реализует ряд проектов по
производству кормов и разведению свиней
в Подмосковье, Пензенской, Калининградскойи Нижегородской областях.
Военно-техническое
сотрудничество
Несмотря
на то, что Таиланд является традиционным
покупателем американского оружия,
страна всё чаще проявляет интерес к
производителям вооружений из других
стран. И это относится не только к
соседнему Китаю.
Можно
говорить о перспективах заключения
дополнительного контракта на поставку
Бангкоку вертолетов Ми-17В-5. Согласно
первому контракту до конца 2015 года
тайскому заказчику было передано шесть
таких машин.
Кроме
того, тайская сторона проявляет интерес
к российской бронетехнике,
ракетно-артиллерийскому и стрелковому
вооружению, экранопланам,
а также авиатехнике и военно-инженерному
оборудованию, используемому подразделениямиМЧС.
Отдельной
строкой проходит растущая заинтересованность
представителей Таиланда в приобретении
авиационной техники. Так, 15 июля тайской
стороне переданы два самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в комплектации VIP.
Это первая поставка российских самолетов
в Таиланд и раз уж самолеты закуплены
для обеспечения перелетов руководства
страны, компания «Сухой» надеется, что
со временем появятся и другие заказы
от местных авиакомпаний.
Фото: Artyom Anikeev / Shutterstock.com
Поставленный Королевским ВВС Таиланда "Сухой Суперджет 100"
Но
на фоне этих оптимистических перспектив
есть и довольно большая ложка дегтя.
Речь идет о возможной экстрадиции в США
российского гражданина ДмитрияУкраинского, задержанного полициейТаиланда по запросу ФБР. Американские
правоохранители обвиняют Украинского
в хищении более 28 млн. долларов с
банковских карт американцев и отмывании
незаконно полученных денежных средств.
На сегодняшний день, несмотря на обращенияМИД России о недопустимости передачи
российского гражданина США, ответа от
тайцев не поступало.
Данный
случай может стать уже вторым с 2011 года,
когда в аналогичной ситуации оказалсяВиктор Бут, который был выдан американским
властям, осужден и сейчас находится в
тюрьме в США.
Несмотря
на то, что ФБР, возможно, имеет основания
подозревать Украинского в совершении
вышеуказанных преступлений, выдача
гражданина другого государства является
по мнению России нарушением норммеждународного права и соглашений,
подписанных Россией и США. В этом смысле
действия тайской стороны могут
рассматриваться российскими властями
не только как несоответствующие
международным нормам, но и как
недружественные. Пока Россия не придумала
противоядия против подобных действий
США, оказывающих серьезное давление на
небольшие страны и фактически в
одностороннем порядке применяющих
принцип экстерриториальности собственных
правовых норм.
Судя
по всему, Россия скоро увидит, готово
ли правительство военных не подчиняться
американскому диктату или оно пойдет
по пути своих гражданских предшественников.
Несмотря
на наличие подобных проблем, в отношениях
России и Таиланда неплохие
перспективы продвижения российских
экономических интересов в этой азиатской
стране. Даже робкие попытки Таиланда
выйти из-под многолетнего влияния США
могут быть использованы Россией для
проникновения на новые рынки. По некоторым
направлениям, таким как туризм,
российско-тайское сотрудничество уже
достигло достаточно высокого уровня,
однако, есть еще много отраслей, где
можно и нужно продвигать российские
экономические интересы.
Что
же касается политической стороны
взаимодействия двух стран, то говорить
о серьезных возможностях влияния России
на политическую позицию Бангкока
преждевременно. Для того, чтобы добиться
на этом направлении определенных
подвижек, необходимо действовать как
минимум по трём направлениям:
-
развивать
экономические связи;
-
интенсифицировать
двусторонние контакты политического
руководства двух стран;
-
использовать
площадки региональных и глобальных
международных организаций для сближения
позиций по основным вопросам мировой
политики.
Сегодня
Россия уже сделала ряд шагов в этих
направлениях: пытается расширить
экономические связи и развивает контакты
на уровне руководителей государств.
Активные действия в рамках формата
«Россия-АСЕАН» могут дать дополнительный
импульс двустороннему сотрудничеству.
Оценивая
перспективы России в Азии необходимо
понимать, что восточный вектор российской
политики не может ограничиваться лишь
сотрудничеством с такими крупными
странами как Китай или Индия. Выстраивание
стратегических отношений с Таиландом
обеспечивает не только укрепление
двустороннего сотрудничества, но и
может стать хорошим ориентиром для
других стран Азиатско-Тихоокеанского
региона. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|